Педагогическая мастерская Сергея Цыбульского

учитель истории ГБОУ гимназии №1409 г. Москвы

Материалы авторской программы

Основной целью изучения предмета истории является формирование у учеников целостного представления об исторических процессах и раскрытие, причинно-следственных связей событий.Уроки показывают закономерность периодов всемирной истории, а также особенности развития истории России.

В процессе изучения предмета дети учатся работать с историческими картами, определять хронологию событий и соотносить события с эпохой. Интересным является работа с историческими источниками, которые не только красноречиво описывают события, но и помогают научиться критически мыслить. Знания, полученные на уроках истории, и материалы учебника помогают детям участвовать в обсуждениях, формировать собственное мнение, составлять собственный рассказ по теме.

На всех уроках используются электронные средства обучения, мультимедиа программы, тематические видеофильмы, для этого в кабинете истории имеется интерактивная доска.

5 класс

В 5 классе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества. Древний мир начинается с изучения стран Древнего Востока. К ним относятся: Египет, Междуречье, Финикия, Сирия, Палестина, Персия, Индия, Китай. Достижения стран Древнего Востока уникальны и до сегодняшних дней составляют основу мировой культуры. Поэтому в рамках данного курса уделяется большое внимание изучению цивилизаций Древнего Востока: развитие хозяйственной деятельности, особенности политического устройства, их вклад в мировую культуру.

Используется учебники:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История древнего мира» 5 класс, М.: Просвещение, 2010.

Атлас «История древнего мира». 5 кл. - М.: Дрофа; Изд. ДИК, 2010.

6 класс

В 6 классе изучение истории начинается с конца V века от падения Западной Римской империи и закончится эпохой Великих географических открытий, а также эпохой Возрождения в XV веке. История России начнется с расселения славянских племен и закончится объединением земель вокруг Москвы в начале XVI века.

Используются учебники:

Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. История Средних веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2010.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История. Государство и народы России. 6 класс. М.: Просвещение, 2010.

7 класс

В 7 классе изучается история Нового времени с XVI по XIX вв. Русская история начинается с правления Ивана Грозного и закончится правлением Екатерины Великой в конце XVIII века.

Используются учебники:

В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. Новая история зарубежных стран. Конец XV – конец XVIII века. 7 класс. М.: «Дрофа», 2007.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России. XVI-XVIII века. 7 класс. М.: «Дрофа», 2002.

8 класс

В 8 классе изучение истории Нового времени по Всеобщей и Русской истории охватывает период XIX-начала XX века.

Используются учебники:

В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. Новая история зарубежных стран. Конец XVIII – начало ХХ века. 8 класс. М.: «Дрофа», 2010.

А.А.Данилов. История России, XIX век. 8 класс. М.: Просвещение, 2010.

9 класс

В 9 классе изучение истории включает события в России и мире с начала XX века до начала XXI века.

Используются учебники:

А.В.Шубин. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. 9 класс. М.: Дрофа,2010.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России. XX век. 9 класс. М.: Дрофа, 2010.

10 класс

В 10 классе курс истории повторяется от первобытнообщинного общества и заканчивается историей XIX века. Такой подход помогает осмыслить путь, которым шло человечество от первых государств востока до первых правовых государств современного типа. Ученики могут разобраться в экономических, политических и цивилизационных особенностях России в сравнении с Западом и Востоком.

Используется учебник:

О.В.Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века.10 класс. М.: Дрофа, 2010.

11 класс

В 11 классе повторяется курс истории России, а также стран Запада и Востока с начала XX века до начала XXI века. Важные темы, которые поднимаются на уроках (проблема фашизма, мировые войны, экономические кризисы, глобализация) способствуют формированию социального опыта и становлению личности гражданина России начала XXI века.

Используется учебник:

О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев и др. Россия и мир. XX век. 11 класс. М.: «Дрофа», 2010.

Рекомендуются дополнительная литература:

История России 1945-2008гг.: книга для учителя. Под ред. Филиппова А.В. М.: Просвещение, 2008г.

Рекомендуются дополнительные мультимедийные программы:

Мультимедийные приложения к урокам «Всеобщая история. История Древнего мира», 5класс. Изд. Кордис&Медиа,2004г.

Интерактивное наглядное пособие «История древнего мира» , 5 класс. Изд. М.: Дрофа, 2009.

Учебное электронное издание «Атлас Древнего мира», 5 класс. Изд. Новый диск, 2003 г.

Антонова Т.С., Харитонова А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник - сайт учебника http://www.history.ru/ .

Для подготовки сообщений и докладов можно использовать сайт по всемирной истории http://www.istorya.ru/, а также каталог исторических сайтов http://historylinks.ru/.

Учащиеся школы принимают участие в олимпиадах и конкурсах по истории, например, в ежегодном всероссийском конкурсе «Золотое руно» http://runodog.ru/index/zolotoe_runo/0-4.

В течение учебного года в рамках музейной педагогики организуются предметные экскурсии в различные музеи Москвы и Подмосковья: музей-усадьбу «Коломенское», Исторический музей, Государственный изобразительный музей А.С.Пушкина…

Литература

История религий в России" Д.Ю. Арапов, А.В. Лаушкин

Программа и тематическое планирование курса «История религий» под ред. А.Н. Сахарова.

Стажировка педагогов Лицея «Паоло Дьяконо» (г. Чивидале-дель-Фриули, Италия) 

18 февраля 2015 г. в гимназии №1409  состоялась стажировка педагогов Лицея «Паоло Дьяконо» (г. Чивидале-дель-Фриули, Италия). Преподаватели математики, истории, начальной школы и физической культуры, а также директор Лицея г-н Олдино Чернойа, посетили уроки своих московских коллег. Учитель истории Цыбульский С.Л. показал итальянским коллегам приемы работы со старшеклассниками на уроках истории «Повседневная жизнь в эпоху развитого социализма 1960-х – начале 1980-х гг.” (11 “В” класс) и «Советская внешняя политика в 30-е годы» (9 “А” класс). Темы были раскрыты через анализ исторических документов, таких как фрагменты документальных фильмов, кинохроника, плакаты и фотографии, отрывки из художественных фильмов «Старый новый год» (1980г.), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975г.); тексты песен, например, В.С. Высоцкий "Товарищи Ученые!". На переменах учителя обсуждали методические и организационные приемы, образовательные программы в России и Италии, обменивались педагогическим опытом . Урок посетил руководитель  Отдела образования Генерального консульства Итальянской Республики в Москве г-н  Джузеппе Ло Порто.

http://1409.ru/school/novosti/page/3/