ФИО заявителяПахомкина Надежда Алексеевна
Дата рождения08.08.2006

Проект

НазваниеБорьба за КНИГУ: сила смеха против компьютерных игр
УчреждениеГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа №1474" 125475, Москва, Клинская улица, дом 16А
Класс
Науч. руководительВавилова Татьяна Александровна
Консультант
Исполнители
  • Пахомкина Надежда Алексеевна
Секция1 - 4 классы «Хочу всё знать». Работы из разных областей знаний
Краткое описание проектаВ ходе проектно-исследовательской работы мы подтвердили существование проблемы: современные дети не любят читать. Они находят для себя более интересные, с их точки зрения, занятия. Также в результате проведенного исследования мы выяснили, что игры на планшете, компьютере или игровой приставке - одни из самых любимых и популярных занятий, которые ребята выбирают вместо чтения. Традиционные средства решения этой проблемы явно не работают. Надо искать новые идеи. Вместо того, чтобы традиционно агитировать ребят ЗА чтение, мы решили посмеяться над тем, что они выбирают ВМЕСТО чтения. В результате был подготовлен сборник анекдотов об увлечении компьютерными играми, куда были также включены афоризмы о пользе чтения. Сборник издали в типографии и стали раздавать всем ребятам, прослушавшим презентацию проекта.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомПроблема: У школьников 9-10 лет отсутствует интерес, привычка и потребность читать. Вместо чтения книг они находят другие, более интересные занятия. В результате выполнения проекта мы должны найти способ заинтересовать ребят 9-10 лет чтением, чтобы они сами захотели читать, и сделать это ненавязчиво, без нравоучений, которые детям и так надоели.
Основная идеяСамых разнообразных подходов, советов и мероприятий по воспитанию у детей любви к чтению очень много. Но, судя по результатам опроса родителей на ДЕТИНФОРМ, дети все-таки считают чтение не самым интересным занятием. Всех перечисленных выше мероприятий и усилий явно недостаточно для того, чтобы чтение стало любимым занятием детей в свободное время. Значит надо искать какие-то новые, нестандартные способы решения проблемы, которые заметят сами дети, и которые покажутся им интересными и привлекательными. В идеале, чтение книг должно стать частью современной молодежной культуры и модой. Должны быть задействованы специалисты в области рекламы, учителя, психологи, радио, телевидение, газеты, Интернет ... Только перечисление всех, кто необходим для осуществления такой масштабной идеи, может занять целую страницу. Но это очень глобальная задача, выходящая за рамки школьного проекта. Заинтересовать детей чтением - задача очень серьезная. Другим, возможным, нестандартным подходом к ее решению будет обращение к идеям мыслителей и философов прошлого. Аристотель: Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела. Гораций: Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь. Фрэнсис Бэкон: Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи. Смех и шутка, это сильнейшее оружие, о котором забыли слишком серьезные взрослые. Дети любят смеяться, а школьники с удовольствием читают короткие смешные рассказы - анекдоты. Надо предложить им почитать анекдоты, но не все подряд, а специально подобранные. Какие именно анекдоты подбирать и как их распространять, это мы решим в процессе выполнения проекта. Новизна идеи в том, что к детям будет обращаться их сверстник, который говорит о пользе чтения, но не повторяет занудные и наскучившие советы взрослых, а предлагает посмеяться. Таким образом, была получена окончательная Идея проектной работы: Для того, чтобы дети сами захотели читать книги, необходимо использовать новый подход: Не агитировать ЗА чтение, а посмеяться над тем, что ребята выбирают ВМЕСТО чтения.
Масштаб организации работДля реализации идеи проекта потребовалось проведение исследования. Цель исследования: Выяснить, какие занятия кажутся современным детям более интересными и привлекательными, чем чтение книг. Задачи исследования 1. Изучить, что пишут в Интернет журналисты, педагоги, психологи, родители о том, как современные дети проводят свое свободное время. 2. Узнать у ребят 9-10 лет, какое место в их жизни занимает чтение книг, как они предпочитают проводить свободное время, о чем они говорят с друзьями, общаются ли в социальных сетях, много ли у них дома книг. 3. На основе собранной информации определить, какие занятия кажутся современным детям более интересными, чем чтение. Оценить, какие из этих занятий полезны, а какие нет. Описание исследования 1. Подготовительная часть исследования Эта работа необходима, чтобы потратить меньше времени на поиски информации в Интернет. 1.1. Определяем, какие поисковые Запросы, помогут найти информацию о том, как дети проводят свое свободное время. 1.2. Определяем по каким Критериям мы будем отбирать нужные Страницы из результатов поиска. Так как по любому Запросу Яндекс может найти миллионы Страниц и все их изучить невозможно, нужно заранее решить, какие страницы нам подходят, а какие – нет, и не тратить время на просмотр ненужной информации. При выполнении всех перечисленных в п.1.2 требований берем Страницу в работу. Остальные Страницы из Результатов поиска - нам не подходят. 2. Сбор информации в Интернет и подготовка Анкет Всего из результатов поиска по Запросам было отобрано 26 Страниц, содержащих статьи, методические разработки учителей, обсуждения на форумах, ответы пользователей Интернет на вопросы о детском свободном времени и чтении. Список отобранных Страниц приведен в описании проекта в списке Использованной литературы [4-29]. На основе собранной информации был составлен список Занятий, которыми дети предпочитают заниматься в свое свободное время, по мнению старших: • гулять во дворе; • делать что-то своими руками (лепить, плести, рисовать и т.п.); • заниматься спортом; • играть на планшете, на компьютере или на игровой приставке; • общаться в соц. сетях или говорить по телефону; • смотреть телевизор; • читать книги. Чтобы узнать, какие Занятия нравятся современным школьникам больше, а какие меньше, необходимо спросить у самих детей. Был проведен Опрос методом анкетирования. В Анкету были включены основные интересующие нас вопросы: 1. Чем тебе больше всего нравится заниматься в свободное время? 2. О чем вы чаще всего говорите с друзьями в свободное время? 3. В каких соц. сетях у тебя есть аккаунт (ты зарегистрирован)? 4. У тебя дома есть книги для детей твоего возраста, кроме учебников? Полученный ранее список Занятий был включен в качестве вариантов ответа на первый вопрос Анкеты. Образец Анкеты приведен в Приложении 1 к описанию проекта. 3. Проведение Опроса и обработка Анкет Опрос проводился в течение трех дней в трех третьих классах школы №1474 ОШП12 в Москве. По одному классу в день. Чтобы получить от ребят честные ответы на вопросы Анкеты, необходимо, чтобы они не знали о цели исследования, и чтобы у них не было возможности обсуждать варианты ответов друг с другом. Поэтому удобнее всего было проводить Опрос на одном уроке, по согласованию с учителем. Время необходимое на проведение Опроса примерно 30 минут, включая предварительные разъяснения, раздачу Анкет, их заполнение и сбор заполненных Анкет. Перед началом Опроса в каждом классе автор проекта давал ребятам пояснения о том, как надо заполнять Анкету. Далее Анкеты раздавались всем присутствующим ребятам. Заполненные Анкеты ребята сдавали при выходе из класса на перемену. Обработка Анкет осуществлялась в несколько этапов. 1. Проверка заполнения Анкет на полноту и правильность. В Опросе приняли участие 70 человек. После первичной проверки к обработке были приняты 65 правильно заполненных Анкет. 2. Нумерация Анкет для каждого класса. Это необходимо, чтобы не запутаться при введении данных с Анкет в компьютер. 3. Подготовка файла-таблицы для анализа Анкет в программе Excel. Все варианты ответов на вопросы Анкеты обозначили разными буквами. Это потом очень упростило и ускорило перенос данных из Анкет в таблицу. Образец незаполненной таблицы приведен в Приложении 2 к описанию проекта. 4. В эту таблицу из каждой Анкеты перенесли все отмеченные варианты ответов для каждого вопроса. Если в конкретной Анкете вариант ответа был отмечен, в соответствующей клетке таблицы ставили "1", а если не отмечен, то ничего не ставили. Образец незаполненной таблицы приведен в Приложении 3 к описанию проекта. 5. Подсчет результата и составление Рейтинга Занятий. Для каждого вопроса Анкеты мы подсчитали, сколько раз был отмечен тот или иной вариант ответа на него. В результате мы получили ответы на интересующие нас вопросы и информацию, необходимую для завершения работы над проектом. Результаты исследования (включая таблицы, диаграммы и выводы по каждому вопросу Анкеты) приведены в описании проекта (стр.15-22).
Полученные результатыИсследование показало, что почти 40% современных школьников 9-10 лет вместо того, чтобы почитать книгу предпочитает поиграть на планшете, компьютере или игровой приставке. Из-за отсутствия активной практики и навыка чтения, они не получают от него удовольствия и не стремятся читать. Польза от компьютерных игр очень сомнительна, поэтому именно это занятие было выбрано в качестве объекта, над которым можно посмеяться. Чтобы полученные результаты исследования стали известны учителям, родителям и психологам, необходимо опубликовать их в специальных журналах (например "Образование в современной школе" или "Первоклассные родители"). Для всех, кому небезразлична проблема детского чтения, нужно выложить результаты проекта в Интернет. Для педагогов и родителей в проекте также предложены новые идеи, которые должны помочь им в воспитательной работе с детьми 9-10 лет: 1. Чтобы дети сами захотели читать книги, чтение должно стать частью современной молодежной культуры и МОДОЙ. В этом направлении нужна серьезная работа в масштабах Государства. 2. Нужно не только давать советы и агитировать ЗА что-то важное и полезное. Также нужно использовать силу смеха и смеяться над тем, что ребята выбирают ВМЕСТО этого важного и полезного. Взрослые должны помнить о силе смеха и пользоваться ей. На основе результатов исследования 1. Сделана подборка анекдотов, высмеивающих увлечение компьютерными играми. Также сделана подборка афоризмов о пользе чтения. 2. Подготовлен и издан небольшой сборник с названием "Скучная книга о жизни ...", куда вошли подобранные анекдоты и афоризмы. 3. Презентация проекта проведена для всех четвертых классов нашей школы. По окончании презентации каждый из ребят получил в подарок сборник "Скучная книга о жизни ...".
Кому нужны результаты проектаВ ходе работы над проектом, была получена важная информация о том, как современные дети 9-10 лет предпочитают проводить свое свободное время, чем они интересуются, на сколько вовлечены в общение в социальных сетях. Эти новые знания могут быть полезны • учителям, при подготовке и проведении классного часа, родительского собрания, при планировании детских развлекательных программ и мероприятий; • учителям, родителям и психологам, чтобы легче находить "общий язык" с детьми 9-10 лет и лучше понимать их интересы; • учителям и школьникам, при работе над проектами о детском свободном времени. Чтобы полученные результаты исследования стали известны учителям, родителям и психологам, необходимо опубликовать их в специальных журналах (например "Образование в современной школе" или "Первоклассные родители"). Для всех, кому небезразлична проблема детского чтения, нужно выложить результаты проекта в Интернет. Ценность проекта состоит в том, чтобы • показать взрослым новые пути для воспитательной работы с детьми 9-10 лет; • показать детям, что и они могут внести посильный вклад в реализацию любой, даже очень глобальной идеи, не надо бояться предлагать новое. Опыт, знания и навыки, полученные автором проекта в процессе работы: 1. Узнала • почему чтение так важно для человека; • сколько усилий прилагают взрослые, чтобы дети полюбили читать; • как проводятся количественные исследования, и обрабатываются массивы данных. 2. Научилась работать в программах Word, Corel PHOTO-PAINT и PowerPoint. 3. Приобрела опыт верстки и подготовке книги к печати в типографии.
Перспектива дальнейшнего развития проекта1. Подготовка статей для журналов по результатам уже проведенного исследования. 2. Размещение материалов проекта в Интернет. Я планирую сделать на сайте для родителей специальный раздел с материалами проекта, подробным описанием и результатами исследований. Уже есть об этом договоренность с Московским справочным порталом ДЕТИНФОРМ, где для проекта проводился опрос родителей. 3. Проведение аналогичного, расширенного, исследования с охватом всех 3 и 4 классов из школ нашего образовательного холдинга (7 школ, по 3 третьих и четвертых класса в каждой, всего 1260 человек). Это огромная работа, которая потребует привлечения новых участников проекта (по 1-2 человека от каждой школы) и использования специальных программ для обработки результатов опроса. Так проект может стать межшкольным, а его результаты более точными, по ним уже можно будет делать общие выводы для всех школьников 9-10 лет в Москве. Мы очень надеемся, что идеи этого проекта заметят и Читать книги станет МОДНО! В жизни будет больше смеха и радости!

Материалы проекта