ФИО заявителяВиноградова Анастасия Павловна
Дата рождения11.12.1999

Проект

НазваниеАнализ семантического поля понятия "красота" в русском, английском и китайском языках
УчреждениеГосударственное бюджетное общеобразовательное учрежедние города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1287№. 125167, г. Москва, проезд Аэропорта, 10.
Класс11
Науч. руководительСмирнова Екатерина Николаевна
Консультант
Исполнители
  • Виноградова Анастасия Павловна
Секция9 - 11 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаОбъектом исследования в данной работе является сопоставительный анализ семантического поля слова «красота» в русской, английской и китайской лингвокультурах на материале лексического фонда данных языков.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомЦелью настоящей работы является рассмотрение понятия и примеров семантического поля понятия «красота» и определение его свойств и внутренней структуры, то есть комплексное исследование концепта «красота» в русской, английской и китайской лингвокультурах на основе лексических единиц в сопоставительном аспекте.
Основная идеяЗадачи исследования. Цель работы обусловила постановку следующих исследовательских задач: 1. рассмотрение особенностей лингвокультурных концептов в контексте исследований взаимодействия языка и культуры, а также межкультурной коммуникации; 2. исследование особенностей стереотипного восприятия семантического поля «красота» в русской, английский и китайской лингвокультурах посредством анализа синонимических рядов понятия «красота» и рассмотрения примеров концепта «красота» на материале русских, английских и китайских лексических единиц и их сопоставительный анализ.
Масштаб организации работАктуальность и научная новизна исследования определяются тем, что в связи с развитием международных и межкультурных контактов возрос интерес к более глубокому изучению не только языков, но и культуры народов мира, большое значение приобретают исследования в области когнитивной лингвистики и когнитивных аспектов языковой семантики. Более того, в настоящей работе семантическое поле слова «красота» исследовано на обширном лингвистическом и культурологическом материале, впервые была предпринята попытка рассмотреть концепт «красота» в китайском лигвокультурологическом аспекте, не ограничиваясь простым описанием, чистой схематизацией. Научная новизна исследования заключается, в том, что впервые предпринята попытка исследования концепта «красота» в русском, английском и китайском языках на материале лексических единиц в сопоставительном плане. Методами исследования послужил комплекс методик, применяемых при описании и исследовании языковой картины мира в языках: описательный метод, метод компонентного анализа, методы сравнительного и контрастивного анализа языков, статистический метод.
Полученные результатыВ данной научно-исследовательской работе было рассмотрено понятие семантического поля, его структура и функции. В основной части были приведены различные определения семантического поля, а также было проанализировано семантическое поле слова красота. Мы пришли к следующим выводам. Семантическое поле представляет собой группу слов, которые в содержательном отношении тесно связаны друг с другом и, будучи взаимозависимы, во многих случаях представляют значения друг друга. Изучая и сопоставляя семантические поля, мы имеем возможность показать сходства и различия лексического состава разных языков, а также наблюдать отличное друг от друга восприятие мира в каждом из них, то есть каким образом различные концепты мыслятся в языковом сознании носителей того или иного языка.
Кому нужны результаты проектаПрактическая значимость. Положения, результаты и выводы настоящей работы могут найти применение при подготовке лекционных курсов для высших учебных заведений, разработке учебных пособий, спецкурсов и спецсеминаров по дисциплинам: лингвистика и межкультурная коммуникация, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, сопоставительная лингвистика; в переводческой деятельности, при написании учебных пособий по лексикологии, переводоведению, сравнительному языкознанию; при составлении различных двуязычных словарей, а также в методике преподавания китайского, английского и русского языков.
Перспектива дальнейшнего развития проектаТеоретическая ценность заключается в системном описании семантического поля понятия «красота» в русском, английском и китайском языках, а также в детальном исследовании языковой картины мира носителей данных языков в плане восприятия концепта «красота». Исследование показывает специфические особенности видения мира носителями русского, английского и китайского языков. Выдвинутые гипотезы, тезисы, результаты и выводы работы могут послужить теоретической базой для изысканий в области типологического и сопоставительного исследования китайского, английского и русского языков, когнитивной лингвистики, лингводидактики, межкультурной коммуникации. В работе намечаются дальнейшие пути исследования пересекающихся концептов, что дает возможность выявления скрытых национально-специфических смыслов.

Материалы проекта