«Музей старой книги имени академика Ф.И. Буслаева»

%d0%a0%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba1

Презентация

Специализации:

  • русская традиционная культура

Федор Иванович Буслаев

Написал Яхненко Екатерина Владимировна
Музей носит имя академика Федора Ивановича Буслаева. Русский филолог и искусствовед, историк русского языка, издатель древних рукописей, исследователь русского фольклора, памятников древнерусской литературы. Профессор Московского университета (с 1847), академик Петербургской академии (с 1881). Одним из первых поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобразительным искусством, обращал внимание не только на содержание памятника, но и на его эстетическую ценность, подчеркивая неразрывное единство языка, поэзии и мифологии. Буслаев был выдающимся ученым и "великим учителем". Современники вспоминают о Буслаеве как о "втором Ломоносове" (слова А.А. Дмитриевского), как об «учителе нескольких поколений" (Е.Ф. Будде).

Проблема

Исследовать наследие Ф.И.Буслаева, узнать больше о различных эпохах в русском книгоиздании.

Ситуация

Музейная экспозиция должна стать культурной площадкой, объединяющей учащихся разных классов общим материалом исследования.

Идея по решению проблемы

Исследовать экспозицию музея старой русской книги имени академика Ф.И.Буслаева, создать описание музея, подготовить экскурсию.

Размышления по шагу работы "Начало"

Общее среднее образование, каким его строил Буслаев, было в большей мере гуманитарным и историко-филологическим (в сравнении с современной средней школой Европы и Америки). Общеобразовательная школа с минимизированным гуманитарным компонентом означает дегуманизацию общества. Это скучно и опасно. По мысли Буслаева, для подлинно научного преподавания родного языка необходим историко-филологический обзор основных явлений языка и словесности: исторические экскурсы, межъязыковые сопоставления, выписки из памятников, диалектные данные.

Откуда?

В школе существует музей старой русской книги. Создан в 1993 году, ядром экспозиции стали книжные собрания из личной библиотеки Костанян Н.Н. и из библиотеки школы 225. Коллекция музея пополняется новыми экспонатами, в том числе предметами разных эпох, костюмами и живописью. Необходимо систематизировать описание экспонатов, подготовить презентацию по наиболее интересным книгам.

Куда?

Конкретный продукт - экскурсия по музею, которая была бы интересна учащимся нашей школы.

Как?

Специалисты дома-музея А.Ф.Лосева рассказали о принципах составления экспозиции, о том, как систематизировать и развивать музейное книжное собрание. Библиотека-музей требует большой подготовки для проведения экскурсии, необходимо владеть не только общекультурным материалом, но и хорошо знать содержание каждого экспоната.

Размышления по шагу работы "Замысел"

Как мост через время выстраиваются издания классиков, разделенные эпохами, ибо мысли и чувства, записанные ими, находят своего читателя.

Чего хотели достичь?

Сделать актуальный для учащихся 10-11 класса экскурсионный продукт.

Что получили?

Мультимедийная экскурсия по музею.

С какими сложностями пришлось столкнутся?

Большой объем метериала требует сжатия, отбора самого интересного, все экспонаты в экскурсию вместить не удалось.

Сравните свой проект с другими

Экскурсии по музею Ф.И.Буслаева проводят разные специалисты, конечно, экскурсия Костанян Н.Н. отличается от экскурсии Яхненко Е.В. или Ефремова А.В. Надеюсь, наша экскурсия будет отличаться самобытностью, оригинальностью, ориентацией на конкретных учащихся.

Размышления по шагу работы "Рефлексия"

"История языка представляет, во-первых, самодостаточную научную ценность - как важная часть знаний о человеке; во-вторых, имеет прямое отношение "к наукам нравственным и преимущественно к истории". (Ф.И.Буслаев)

К списку проектов