Академия » Инновационные площадки » Сетевая инновационная площадка » Разработки » Фестивали семейных проектов и исследований в детском саду » IV Фестиваль семейных проектов в ГБОУ Школе №597 "Новое поколение"

IV Фестиваль семейных проектов в ГБОУ Школе №597 "Новое поколение"

IV Фестиваль семейных проектов

в дошкольном отделении Школы №597 "Новое  поколение"

 в рамках Всероссийского конкурса

 проектных и исследовательских работ учащихся

"ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ-2019" 

 

Видеоролик о фестивале:

выставка проектов, станция конструкторская, станция театральная, танцевальные флеш-мобы 

 

Методический материал о фестивале:

Гуманитарное проектирование

как механизм восстановления семейных ценностей

 

В антропологии образования одна из интерпретаций развития человека – это развитие человека  как трансляция культурного опыта, как «дар» от старшего поколения к младшему, трансляция уклада (В.И. Слободчиков). В настоящее время вопросы трансляции, преемственности и восстановления семейных ценностей приобретают особую актуальность для отечественного образования. В данной статье мы рассмотрим, как современные формы образовательной практики могут способствовать решению такой важной проблемы, как сохранение и восстановление семейных ценностей.

Длительное время субъектом развития ребенка является детско-взрослая со-бытийная общность, в частности, его семья (В.И.Слободчиков, А.В.Шувалов и др.). Именно в  этом пространстве накапливается ребенком опыт его «совместности» через уподобления, подражания, приобщение к опыту родителей и старших, чтобы потом стать его «самостоянием», через кризисы – к обретению новых способностей, раскрытию новых возможностей для самореализации в творчестве, в общении. Подлинная общность удерживает всегда два основания – ценностное и целевое: общность ценностно-смысловых оснований тех, кто в нее входит, хотя не всегда эти основания бывают отрефлектированы и выражены в словесной форме, и опыт совместной постановки и достижения целей, проживания различных этапов семейной жизни, общего преодоления трудностей и общих побед.

         Семейная общность для ребенка является в подлинном смысле образовательной – поскольку именно здесь происходит становление базовых способностей растущего человека: его развитие по линиям рефлексивного сознания, личностного позиционирования, субъектности (В.И.Слободчиков, В.К.Рябцев). Но и в широком смысле – именно в пространстве этой со-бытийной образовательной общности «живут» семейные ценности и происходит трансляция культурного опыта от старшего поколения к младшему через его оживление, наполнение индивидуальными смыслами и воплощение в собственных культурных практиках.

Практика гуманитарного проектирования в образовании  ориентирована на сопряжение   развития сущностных способностей человека с развитием со-бытийной общности. Данный способ сопряжения реализуется в ходе проектирования форм совместной жизнедеятельности детей и взрослых, в которых:

- во-первых, решаются задачи развития участников общности (детей и взрослых) всех возрастов;

- во-вторых, происходит преобразование культурного наследия в образовательное содержание;

- в-третьих, организуются различные формы совместной деятельности детей и взрослых.

Перечисленные позиции позволяют рассматривать гуманитарное проектирование и, в частности, одну из его форм – семейные культурно-образовательные проекты – как механизм трансляции семейных ценностей.

В настоящее время одним из актуальных вопросов педагогической практики в дошкольном образовании является проектирование со-бытийных образовательных пространств. Очевидно, что развивающее дошкольного образование должно предполагать построение вариативных образовательных  пространств, в которых происходит встреча поколений, в процессе совместной деятельности осуществляется передача культурного опыта, создаются условия для актуализации детской творческой инициативы.

Безусловным и бесконечным источником приобщения к культурному опыту человечества, формирования запаса жизнелюбия, формирования позитивной картины мира и разнообразных умений является семья, а именно – семья, в которой культивируется совместное творчество старших и младших. Поддержка традиционных и современных форм семейного творчества является одним из важнейших факторов трансляции и восстановления традиционных укладов семейной жизни в современном российском обществе и в образовательной практике. Наиболее уместной ситуацией, в которой создается развивающая образовательная среда, является организация педагогами семейных форм исследования, проектирования, конструирования, игры, других продуктивных видов деятельности.  

Построение со-бытийных развивающих пространств возможно в контексте возрастно-ориентированной системы педагогической деятельности на определенной ступени образования (Слободчиков В.И., Рябцев В.К., Ряшина В.В.).

Контуры данной системы  включают следующее:

1) адекватные  возрастному  развитию дифференцированные  культурные  практики  реализующих содержание   базовых  образовательных  процессов - выращивания, обучения, воспитания и формирования;

2) содержание совместной детско-взрослой деятельности, которое дифференцируется  на  содержание самостоятельной   детской  деятельности  и  партнерской  деятельности  взрослого (воспитателя или  педагога)  с  детьми.

В  этом  смысле,  предметом   профессиональной  педагогической  деятельности  становится проектирование и организация совокупности  образовательных  ситуаций,  задающих общие контуры для  ступени  образования:

—  переосмысление  организации образовательного  процесса  с точки зрения поиска оптимальных  форм реализации образовательных  ситуаций;

—  организация пространства презентации результатов детского творчества как событийного деятельного детско-взрослого пространства «здесь и теперь»;

—  оптимальная форма презентации результатов детско-взрослого творчества – фестиваль семейных проектов.

Итак, по нашему мнению, именно организация фестиваля семейных проектов как пространств совместного делания и со-бытия является наиболее адекватной формой жизни детско-взрослой событийной развивающей общности для дошкольника. Фестиваль строится не по принципу индивидуальной конкуренции, а как синкретичные пространства детско-взрослого творчества.

Первый важный элемент этого событийного пространства -  площадка презентации результатов семейных проектных, исследовательских и творческих работ. Развивающий смысл этой образовательной ситуации заключается в том, что дети вместе с родителями получают опыт рефлексивного полагания результатов своей работы, сравнения и совместного обсуждения своего проекта с новыми людьми, как ровесниками, так  и взрослыми,  в психологически безопасной ситуации, в которой все участники оказываются заинтересованными единомышленниками. Конкретными формами для построения этого пространства могут быть: стендовая выставка проектов, семейный концерт, разнообразные  мастер-классы.

Второй важный элемент – детско-взрослое творчество «здесь и сейчас» в детско-взрослых командах, образованных из родителей с детьми, участвующих в фестивале. Эта образовательная ситуация обладает мощным потенциалом для развития детской творческой инициативы. Здесь акцент делается не на презентации и обсуждении результата, а на запуске процесса совместной детско-взрослой активности. Кроме того, взрослые, участвующие в такой интерактивной площадке, получают бесценный опыт совместного замысливания и воплощения творческих инициатив, коллективного игрового действия с детьми. Совместная творческая активность на фестивале может быть организована в таких формах, как совместное конструирование, совместное рисование, театрализованная деятельность, площадка игр и др.

Третьим важным элементом фестивального пространства являются различные интерактивные формы, направленные на то, чтобы создать позитивный эмоциональный настрой, сплотить участников: символы и сувениры фестиваля, разнообразные игры-«ледоколы», танцевальные флеш-мобы, блиц-викторины и загадки, эстафеты с подвижными играми, сюрпризы и др. - в которых непременно принимают участие все присутствующие и благодаря которым создается атмосфера праздника, радостного общего действия.

В качестве иллюстрации представим опыт организации нескольких моделей фестиваля семейных проектов весной 2016 года в дошкольных отделениях школ-участниц инновационной сети лаборатории антропологических основ профессионального развития педагогов ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Фестиваль задумывался сотрудниками лаборатории Владимиром Константиновичем  Рябцевым, Верой Викторовной Ряшиной, Анной Борисовной Тепловой совместно с педагогами дошкольных отделений Ольгой Валентиновной Исаевой (ГБОУ Школа №1159), Евгенией Владимировной Замановой (ГБОУ Школа №597 «Новое поколение»), Екатериной Борисовной Мисожниковой (ГБОУ Школа №1474) как возрастно-сообразная форма детско-взрослого образовательного со-бытийного пространства, поскольку именно в этом формате возможно наилучшим образом организовать презентацию результатов детской творческой, конструкторской, проектной и исследовательской работы, создать наиболее благоприятные условия для реализации детской субъектной инициативы, пространства совместного творчества и общения детей и взрослых.

Были разработаны и апробированы несколько моделей фестиваля семейных проектов.

В ГБОУ Школе № 597 «Новое поколение»  фестиваль семейных проектов проводился в рамках школьного этапа Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий-2016». На площадке фестиваля было организовано три станции. Первая – стендовая выставка проектных и исследовательских работ воспитанников дошкольных  отделений. В актовом зале школы по периметру были расставлены столы, и дети вместе со своими  родителями и педагогами представляли результаты  проектов и исследований, над которыми шла работа  в течение года. Это были и проекты по выращиванию фасоли дома, и проекты по  окрашиванию бутонов хризантем в разные цвета, и проекты по здоровому образу жизни и спортивным достижениям, и конструкторские разработки по мобильному ветеринарному госпиталю, и кулинарные семейные эксперименты. Авторы проектов  в непринужденном диалоге смогли представить свои работы гостям фестиваля – ученым, педагогам школы, гостям из других дошкольных отделений, родителям и друзьям, - а также походить по выставке проектов, задавая вопросы,  и  познакомиться с работами своих юных коллег.

На второй станции – конструкторской – детям и родителям предлагалось объединиться в четыре детско-взрослые команды и построить «Дом своей мечты»  из наборов для конструирования. Затем каждая команда представляла всем участникам свое архитектурное сооружение, объясняя, какой дом получился, для кого, почему так устроен.

На третьей станции – театральной – участникам было предложено объединиться в две команды, а затем подготовить  и… разыграть настоящий спектакль на сцене, со сценарием, актерами и реквизитом.  Все блестяще справились со своей задачей, многие родители затем в интервью отметили, что даже и не подозревали, что им так понравится играть на сцене вместе с собственными  детьми!

Были продуманы также особые моменты, направленные на создание позитивного эмоционального настроя всех участников фестиваля. Специально подготовленная группа аниматоров – дети во главе с преподавателем физкультуры – организовала флеш-моб для всех участников, которым открывался и завершался фестиваль, а также динамические паузы между площадками.

В завершении фестиваля всем детям, педагогам и родителям были вручены грамоты, а по его итогам инициативной группой был создан  фильм, который размещен на сайте школьные-проекты.рф в разделе «Разработки сетевой инновационной площадки» и доступен по ссылке http://school-projects.ru/akademiya/innovaczionnyie-ploshhadki/setevaya-innovaczionnaya-ploshhadka/razrabotki/festival-proektnyix-i-isslodovatelskix-rabot-v-dou/festival-proektnyix-i-issledovatelskix-rabot-v-forme-puteshhestviya-po-stancziyam

На площадке дошкольных отделений №3 и №7 ГБОУ Школы №1159 был организован фестиваль семейных проектов в форме литературно-музыкальной гостиной, посвященной юбилею Агнии Барто. Каждое стихотворение всеми любимого автора было представлено как результаты творческих поисков и находок каждой семьи. Так, вслед за декламацией стихотворения «Раковина», подготовленной одной из участниц, выступили ее старшие брат и сестра с арией из оперы «Волшебная флейта» Моцарта и джазовой импровизацией «Ракушка», а вместе с огромной морской раковиной из домашней коллекции участникам была продемонстрирована выставка поделок из ракушек, которую сделали дети, вдохновившись   неисчерпаемой темой  моря и морских обитателей. Еще одним ярким примером фестиваля стало представление одной из участниц своей семейной традиции «Ключики»: специальный ключик, которым каждую весну семья открывает двери своей дачи и начинает новый дачный сезон, желая добра всему окружающему вокруг. Созданные детьми и педагогами золотые ключики  - символы творческого поиска – были вручены всем детям-участникам  этой фестивальной площадки. Видеозапись модели фестиваля семейных проектов в форме литературно-музыкальной гостиной размещена на сайте школьные-проекты.рф в разделе «Разработки сетевой инновационной площадки» и доступен по ссылке http://school-projects.ru/akademiya/innovaczionnyie-ploshhadki/setevaya-innovaczionnaya-ploshhadka/razrabotki/festival-proektnyix-i-isslodovatelskix-rabot-v-dou/festival-v-forme-literaturno-muzyikalnoj-gostinnoj  

Пространство фестивальных площадок является открытым для новых семейных и педагогических проектов. Разработчики и организаторы надеются, что  наша сетевая инициатива  по созданию пространства детско-взрослых творческих встреч, проектов и открытий внесет свой вклад в сохранение и восстановление мира подлинных ценностей современной российской семьи.

Список литературы:

  1. Зарецкий В.К. Семья как субъект антинаркотической деятельности в образовательной среде. // Профилактика зависимостей. - 2015. - № 4. - С. 81-93.
  2. Ильичева И.В., Рябцев В.К., Ряшина В.В. Проектирование возрастно-нормативных моделей развития дошкольников в условиях образовательного комплекса // Наука и школа. - 2015. - №4. - С.88-94.
  3. Рябцев В.К., Ряшина В.В. Разработка культурно-образовательных проектов как технология развития детско-взрослой событийной образовательной общности (методические рекомендации) // Профилактика зависимостей. - 2015. - № 2. - С. 1.
  4. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. – М.: Изд-во ПСТГУ. – 2013. 
  5. Шувалов А.В. Антропология психологического здоровья детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2008. - № 2(8). - С. 64-76.

 

Авторы:

Рябцев Владимир Константинович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией профессионального развития педагогов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»,  masterVR@yandex.ru

Ряшина Вера Викторовна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития педагогов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», dissovet-ippdrao@yandex.ru