Cетевые проекты » Школьное телевидение – делаем жизнь лучше » Создание школьного радиоузла

Создание школьного радиоузла

Создание школьного радиоузла

разработчик -  Александр  Скоробогатов 

11 класс, ГБОУ города Москвы "Гимназия  1515"

Научный  руководитель  проекта – Лебедев  Игорь Вадимович  

 Содержание проекта

Многие Гимназисты,  приходя в свою родную школу утром, находятся не в очень хорошем настроении в ожидании предстоящей контрольной или из-за бессонной ночи. А теперь представьте, что в этот унылый момент по всей школе раздаётся голос: «Добрый день, дорогие Гимназисты! Говорит школьный радиоузел и мы начинаем нашу программу!». Голос ведущего слушает вся школа, и вся школа ждёт, когда ведущий продолжит. После чего диктор сообщит важные новости на сегодняшний момент, порадует слушателей какой-нибудь интересной передачей и поставит музыку, которая поможет настроить людей на нужный лад. О том, как настроить школьное радиовещание, и есть этот проект. 


Введение

История радио

Первым изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова. В первых опытах по радиосвязи, проведённых в физическом кабинете, а затем в саду Минного офицерского класса, прибор А. С. Попова обнаруживал излучение радиосигналов, посылаемых передатчиком, на расстоянии до 60 м. На заседании Русского физико-химического общества в Петербурге 25 апреля (7 мая) 1895 года А. С. Попов продемонстрировал, как указано в протоколе заседания, «прибор, предназначенный для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве». День 7 мая стал отмечаться в СССР ежегодно с 1945 года как День радио. В настоящее время сразу несколько стран претендуют на то, что именно их ученый изобрел радио. В Германии говорят о том, что заслуга принадлежит исключительно Генриху Герцу, в США вам скажут, что радио изобрел Томас Эдисон.  

Современное радиовещание.

В 1906 году канадец Реджинальд Фессенден осуществил первую трансляцию радиопрограммы, в которой лично играл на скрипке и прочел небольшой текст из Библии. С того времени голосовое радиовещание стало развиваться с каждым годом все больше и больше. Появлялись новые развлекательные радиопередачи, вещание производилось на широкую аудиторию.

В 1918 году Эдвин Армстронг представил супергетеродин, способствующий улучшению чувствительности радиоприемных устройств в широком диапазоне частот. Спустя более 15 лет тот же американский ученый запатентовал FM-радио, которое использует частотную модуляцию, позволяющую уменьшить помехи в эфире.

В самом начале 80-х годов XX столетия начали проводиться работы в сфере создания цифрового радиовещания, что сделало очередной переворот в истории радио.

Сегодня радио остается одним из наиболее распространенных средств вещания, несмотря на развитие телевизионных технологий, компьютерной техники.

Суть радиовещания

Как вы могли заметить из предыдущего раздела, создавать статику невероятно легко. Однако все радиостанции сегодня используют непрерывные волны синуса для передачи информации (аудио, видео, различные данные). Причина, по которой мы используемые непрерывные волны синуса сегодня — наличие множества различных устройств и людей, которые в то же время хотят использовать радиоволны. Если бы у вас был какой-либо способ видеть их, то вы нашли бы, что есть буквально тысячи различных радиоволн (в форме волн синуса) вокруг вас прямо сейчас — телепередачи, радиопередачи AM и FM, полицейские и пожарные радио, спутниковые телевизионные передачи, разговоры сотовых телефонов, GPS-сигналы и так далее. Также удивительно, как много применений существует для радиоволн сегодня. Каждый отличающийся радиосигнал использует различную частоту волны синуса, и именно так они все разделены.

У любой радио-установки есть две части: передатчик (трансмиттер) и приёмник (ресивер). Передатчик перехватывает своего рода сообщение (это может быть звук чьего-либо голоса, изображение экрана телевизора, данные для радиомодема или любое другое что-то), кодирует его на волну синуса и передаёт с радиоволнами. Приёмник же, понятное дело, принимает радиоволны и расшифровывает сообщение от волны синуса, которую оно получает. И трансмиттер и ресивер используют антенны, чтобы излучить и захватить радиосигнал.

Передача происходит следующим образом: на передающей стороне формируется сигнал с требуемыми характеристиками (частота и амплитуда сигнала). Далее передаваемый сигнал модулирует более высокочастотное колебание (несущее). Полученный модулированный сигнал излучается антенной в пространство. На приёмной стороне радиоволны наводят модулированный сигнал в антенне, после чего он демодулируется (детектируется) и фильтруется ФНЧ (избавляясь тем самым от высокочастотной составляющей — несущей). Таким образом, происходит извлечение полезного сигнала. Получаемый сигнал может несколько отличаться от передаваемого передатчиком (искажения вследствие помех и наводок).

В наше время в России открыто более 60 FM и интернет радиостанции.  Однако, в нашей стране приходится довольно редко сталкиваться с таким понятием, как школьное радио. Сейчас многие школы лишены тех благ, которые оно даёт. Кроме того, многие ученики лишены возможности познакомиться с новой для них профессией, но некоторые из них имеют такую возможность.  

Личный опыт

Я занимаюсь радиожурналистикой уже 2, 5 года. За это время успел завершить уже две радиопрограммы, а в настоящий момент веду третью. Параллельно с радиожурналистикой я занимаюсь звукорежиссурой пятый год.  Однако, мне приходиться ездить в другой район для занятий любимым делом. Многие не имеют такой возможности и, возможно, способности радиоведущего так и останутся у них не раскрытыми. Я намерен создать проект школьного радио в стенах соей гимназии. У меня уже был опыт создания подобного проекта в детском лагере. В прошлом году делегация от моей студии отправилась в Анапу в детский лагерь «Смена» с целью осветить события смены. Кроме того у меня была задача организовать работу радиокружка и обеспечить его работу, что мне и удалось. На протяжении двух недель я вел занятия, помогал ребятам во время эфиров. Когда смена закончилась, несколько человек продолжили заниматься радиожурналистикой в своих городах, а с этого времени в детском лагере появилось радио и начались регулярные радиоэфиры.

Некоторые школы Москвы сохранили подобную традицию в своих стенах. К сожалению, всё ещё многие учебные заведения не имеют  школьной радиорубки и  не могут пользоваться теми привилегиями, которые даёт школьное вещание.

Проблема

В настоящее время, несмотря на прогрессирующие информационные технологии, существует проблема с передачей информации между разными слоями школы(?). Как донести до работников школы и учеников большой поток информации? Как позвать учителей на срочное совещание или собрать учеников на экстренное заседание школьного самоуправления? Как сообщить учащимся о найденной вещи, предупредить о готовящемся мероприятии? Качество решения организационных и информационных проблем зависит от качества связи в школе. А как решить проблему напряжённой обстановки на переменах?

Актуальность

Исходя из вышесказанного, можно обозначить актуальность проекта: динамичная жизнь школы, желание учащихся быть в курсе событий, ставят перед фактом необходимость создания школьного радио. Школьное радио служит доступным и очень эффективным способом передачи информации, который способен охватить большую аудиторию, что значительно упростит информирование учеников, учителей и других сотрудников учебного заведения. Оно поможет объединить творческих учеников школы и познакомить их с новой профессией, а также радио станет способом разукрасить повседневную школьную жизнь учеников.

Цель проекта

Обеспечить снабжение информацией всех уровней учеников и сотрудников школы и разнообразить повседневную жизнь Гимназии. Обеспечить знакомство учеников с новой профессией радиоведущего.

Задачи проекта

1) Организовать регулярный выпуск школьных и других актуальных новостей, а также распространять информацию о культурно-досуговых мероприятиях, тем самым ускорить процесс оповещения учащихся о школьных событиях.

2) Организовать выпуск поздравительных радиоэфиров для поздравления учеников и учителей Г(?)имназии с праздниками.

3) Разнообразить обыденный учебный день интересными и полезными радиорубриками в формате «диджеинга», тем самым снизить эмоциональную и психологическую нагрузку.

4)Вести постоянный диалог учителя и ученика в рамках дружеских встреч в рубриках радиоэфиров.

5) Организовать работу учебного центра: обучение гимназистов работе на аудиоаппаратуре, сортировке и подачи информации, предполагается работа над дикцией учащихся, новостной подачей, практические занятия по повышению и развитию навыков радиоведущего.

Решение проблемы - создание школьного радио

Динамичная школьная жизнь, активная жизненная позиция многих учеников, а также желание быть в курсе последних новостей, потребность рассказать о себе ставят перед фактом необходимость создания школьного радио. Но зачем оно нужно?

Школьное радио способно решить множество проблем, в том числе и проблема распространения информации и информирования, которая так резко встала в школе.

Средства массовой коммуникации способны достаточно малыми средствами и в короткий срок передавать большой объём информации. Будь то экстренный педсовет или ученическое собрание. Также, по средствам школьного радио, можно информировать сразу всех учеников, находящихся в школе, о проведении того или иного мероприятия в школе намного эффективнее, чем обходить  каждый отдельный класс или распространять новость в школьных интернет ресурсах.  Специфика этого проекта требует непосредственное участие детей в процессе обработки и передачи информации. В связи с этим возникает необходимость в создании детской учебной радиостудии, поскольку ребята перед эфиром должны уметь обрабатывать информацию, а также правильно говорить и работать с оборудованием. Это решает ещё одну проблему – организация досуга учеников. К тому же, школьники в процессе работы на радио знакомятся с новой профессией.

В настоящее время все мы живём в условиях постоянного стресса, который испытываем, в том числе, в школе, причем, как педагоги, так и администрация школы, и ученики испытывают его одинаково. Наличие  спокойной музыки на переменах, разговор на интересные темы, поздравления и новости способны снять этот стресс и прийти на следующий урок с холодной головой. Таким образом, школьное радио сделает процесс обучения более приятным, а работу в школе более комфортной.

Функции школьного радио

  1. Обеспечить сбор и распространение информации по школе, а также обеспечить информирование учеников и сотрудников Гимназии необходимой информацией.
  2. Выпуск тематических радиопередач, приуроченных к определенному событию (День памяти А.С. Пушкина, День Защитника Отечества и тд.)
  3. Обеспечить благоприятную обстановку для рабочей и учебной деятельности в стенах школы.
  4. Познакомить учащихся с новой профессией (радиоведущий, звукорежиссёр, радиожурналист)
  5. Обеспечить диалог между учителем и учеником посредствам радио.

Ожидаемые результаты

1)    Развитие единой информационной и новостной системы в школе

2)    Развитие ученического самоуправление через целенаправленную работу школьного радио

3)    Развитие у радиоведущих креативного мышления и речевой культуры

4)    Создание благоприятной для работы атмосфере в стенах школы.

5)    Подготовка учащихся к выбору профессии.

Целевая аудитория - персонал школы, ученики, родители, администрация.

План создания

1)    Обговорить с администрацией школы возможность создания данного проекта с финансовой и практической точки зрения. 

2)    Провести консультацию со специалистом в области радиожурналистики для точного расчёта необходимой аппаратуры,  а также для составления программы обучения. 

3)    Рассчитать стоимость проекта. По предварительному расчёту потребуется 35-40 тысяч рублей. Потребуются: микшерный пульт (возможно использование школьного), конденсаторный микрофон, пантограф, pop-фильтр, шнур XLR-XLR(мама/папа), аудиокарта внешняя, стерео-шнур RCA-RCA (папа/папа), стерео-шнур RCA-Jack 3.5 (папа/папа), наушники головные, переходник Jack 3.5-Jack 6.3, компьютер (возможно школьный), система трансляции эфиров по школе. Предполагается примерно 35-40 тысяч. 

4)    Назначить ответственного за школьный радиоузел. 

5)    Начать агитационную работу о скором открытии школьного радио. Провести презентацию будущего радио по школе, заинтересовать учеников.

6)    Начать поиск спонсоров (администрация, министерство культуры, министерство образования).

7)    Набрать необходимое количество учащихся в штат радиоузла для дальнейшей работы с ними.

8)    Провести опрос с целью выявить музыкальные предпочтения слушателей.

9)    Установить на компьютер программу радиовещания RadioBoss, подобрать плейлист, учитывая результаты опроса.

10)               Начать работу над составлением программы эфиров, сетки вещания и продолжить работу с плейлистом.

11)               Разработать учебную программу, состоящую из трёх основных разделов: основы радиожурналистики, основы дикторского мастерства и новостной подачи, знакомство и обучение работы на необходимом радиооборудовании, а также начать работу над радиопрограммами. Обучение планируется проводить в форме теоретических и практических занятий. Акцент делается больше на практической части, которая позволяет проверить и закрепить пройденный теоретический материал, а также совершенствовать навыки радиоведущего.

12)               Начать подготовку радиорубки к использованию по назначению. Монтаж технического оснащения радиорубки.

13)               Начать обучение школьников радиожурналистике, дикторскому мастерству.

14)               Закупить необходимое оборудование.

15)               Найти специалиста и начать монтаж аудиоаппаратуры в школе (монтаж акустической системы)

16)               Проверить работу всей системы, выявить и устранить дефекты.

17)               Начать практические занятия на аудиооборудовании, осуществлять пробные записи эфиров, провести пробные радиоэфиры.

18)               Начать полноценную работу радиоузла.

Опрос

В связи с возможностью создания проекта в своей школе был проведён опрос учащихся. Всего было опрошено 369 человек.

Результаты опроса:

  • Было выявлено, что большинство опрошенных проголосовали за создание школьного радио, следовательно, выводы о необходимости школьного радио верны.
  • 47% опрошенных выбрали графу «по мере необходимости», 32% проголосовали за ежедневное вещание, а 21% за еженедельное. Также, 51% голосов было отдано за музыкальные программы, 28% голосов за новостные и 21% за познавательные.

Руководствуясь полученными данными была составлена приблизительная программа эфиров:

  1. Планируется выпуск еженедельной новостной программы «Новости 1515» по пятницам. Программа будет выходить после четвёртого урока и длиться 10 минут (12:20-12:30). Программа будет состоять из школьных новостей за неделю, а также другие образовательные новости. Например, расскажут об интересных мероприятиях на выходных (если таковы будут).
  2. Регулярно (примерно раз в 3-4 недели) проводить тематические радиоэфиры на каждой перемене с использованием тематической  музыки, а также кратковременных выходов диктора в эфир с интересной и познавательной информацией посвящённой тому или иному событию. Пробный подобный тематический эфир проходил в гимназии 27 января 2017 года в честь 100 летия гибели А. С. Пушкина.
  3. Быть готовыми к ежедневному выходу в эфир для объявления срочной новости или поздравления учеников и сотрудников с праздником (в том числе, с днём рождения).
  4. Планируются авторские радио программы, подготовленные самими учениками и учителями длительностью в 15-20 минут, которые предложат ребята в процессе обучения в радиостудии.
  5. Проводить нерегулярные музыкальные тематические эфиры, во время которых на всех переменах будет играть музыка определённого жанра либо посвящённая определенному празднику или событию. Планируется устраивать такие тематические дни для удовлетворения музыкальных предпочтений слушателей.

Стало ясно, что не малая часть учеников и учителей гимназии хотят учавствовать в работе радио и радиокружка, а именно 28,5%, что обеспечит достаточный набор в радиостудию. А также, большинство опрошенных, выбравших в последнем вопросе графу «иное» указали недостаток времени как препятствие для непосредственного  участия в работе радио.

 Заключение

Школьное радио действительно востребовано во всех школах. Оно позволяет значительно упростить систему информирования учеников и сотрудников, разнообразить жизнь школы, досуг учителей и учащихся. Также, учебная  радиостудия способна помочь ребятам с выбором будущей профессии. Но проект школьного радио может объединить в себе несколько школ, школы района или даже округа, если не останавливаться на вещании только в пределах школы. Современные технологии позволят с имеющимся оборудованием вещать в интернет на собственный радиоканал совершенно бесплатно. Таким образом, во внеурочное время можно не только заниматься в учебной радиостудии с детьми из других школ, но и проводить эфиры на более широкую аудиторию с участием как наших Гимназистов, так и других школьников. Это позволит наладить связь между школами района или округа, взаимосвязь учеников и преподавателей разных школ, улучшить обмен опытом. Следовательно, создание школьного радиоузла проект не только школьного масштаба, но и районного или окружного, к тому же, не дорогого, который может позволить любая школа.

Приложение 2 (Опрос учащихся):

Среди учащихся 7-11 классов был проведён письменный опрос.

  1. Слушаете ли вы радио?

1)      ДА - 138 человек

2)      НЕТ – 147 человек

3)      ИНОГДА – 84 человека

  1. Как вы думаете, нужно ли радиовещание в школе?

1)      ДА – 240 человек

2)      НЕТ – 105 человек

3)      НЕ ЗНАЮ – 24 человека

  1. Как часто, по вашему мнению, радио должно вещать?

1)      РАЗ В ДЕНЬ – 117 человек

2)      РАЗ В НЕДЕЛЮ – 78 человек

3)      ПО МЕРЕ НАДОБНОСТИ – 174 человека

  1. Какие радиопередачи должны транслироваться? (Выберите один или более ответов)

1)      Музыкальные – 261 голос

2)      Новостные – 141 голос

3)      Познавательные – 96 голосов

  1. Хотели бы вы участвовать в организации работы радио? (Выберите один или более вариантов)

1)      Да, в качестве ведущего – 84 голоса

2)      Да, в качестве журналиста – 15 голосов

3)      Нет, не интересно – 249 голосов

4)      Иное (указать что) – 12 голосов

Использованная литература:

1)      Pop-music.ru

2)      http://900igr.net/prezentacija/fizika/istorija-sozdanija-radio-59271.html

3)      http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/09/08/proekt-shkolnoe-radio