Школьные театральные сезоны » 2011 » Школа №648 Спектакль «Белые ночи»

Школа №648 Спектакль «Белые ночи»

Театральная студия "Слово" представляет спектакль по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

 

Режиссер-постановщик:

Кольчугина Елена

 

С чего все началось. В традиции нашей студии, в старших группах – играть классику, теперь мы стали старшей группой. У большинства из нас уже был опыт игры в театре поэтому, распрощавшись с детством,  мы были озадачены одной целью – вырасти, как актеры, попробовав себя в новом, незнакомом образе. Мы хотели сыграть классическое произведение, понять людей , живших в 19 веке, их чувства и мысли.

Но для начала надо было перебороть себя и понять сложность языка, логику построения фраз. Работая над текстом, мы поняли что, главное – это прочувствовать то, о чём говоришь, пропустить это через душу, тогда всё становится понятно.

Превращая прозу Фёдора Михайловича в пьесу нам, пришлось отказаться от большого количества текста, при этом мы пытались сохранить главное – размышления о типе петербургского «мечтателя», которые  занимают важнейшее место в творчестве Достоевского. Чтобы не «потерять» текст Достоевского, его философские размышления, которые являются очень важной частью произведения, мы ввели 3-х новых персонажей – 3-х альтерэго мечтателя. Они похожи на мойр, плетущих нить судьбы. Именно на их долю выпала основная смысловая нагрузка спектакля, они обращаются конкретно к зрителю, будто смотря на всё действие со стороны. Достоевский поднимает философские, нравственные и религиозные проблемы, и мы хотели, чтобы, несмотря на всю сложность языка классики, каждому подростку был понятен смысл произведения.

Зрители были разных возрастов, но это не помешало даже пятиклассникам понять смысл самого спектакля. Конечно, большее впечатление спектакль произвел на учеников старшей школы. Зрители были поглощены происходящем на сцене, следили за преображением Настеньки и Мечтателя, переживали всю историю вместе с ними. Одиночество, разочарование, любовь, мечтания – всё это было им знакомо, поэтому, поставив себя на место кого-либо из героев, они могли понять и мотивы  их поступков. На некоторых наш спектакль действительно произвёл сильное впечатление, и они всерьёз задумались над своей жизнью, они тратят время на бессмысленные мечтания и совершают бездумные поступки, вместо того, чтобы ценить и любить то, что у них есть, заниматься чем-то стоящим.

Также к нам приходили ученики других школ и теперь просят пригласить и другие классы. Оказалось, Достоевский для них был открытием: его сложность пугала многих ребят, но ,кажется, наш спектакль помог  им преодолеть эти барьеры страха.

Чтобы создать точные образы героев повести мы уделяли большое внимание деталям, характерным эпохе Достоевского: брошки, серёжки, бусы – что только не мерили наши актрисы. Самыми главными деталями, пожалуй, были шляпки. Они были своеобразной «изюминкой» костюмов мойр. Мы искали точность в создании  образов, посещали виртуальные музеи, смотрели картины, и создавали костюмы подобные увиденному.

Мы узнали много нового, к примеру, то, что молодые девушки не носили турнюры, а только кринолины, что обедневшее дворянство имело свой определённый стиль, и мы старались учитывать все нюансы этого стиля.

За помощью мы обратились к выпускнику нашей школы, который получает специальность по историческому костюму. Он искал ткани похожие на те, которые использовались в 19 веке, делал характерные швы, специальные складки, какими закладывались юбки в то время . Турнюры создавались только для мойр. Изогнутые жесткими корсетами и турнюрами костюмы создают загадочный, отрешенный от реальной жизни женский облик.

В спектакле мы использовали музыку композиторов 19 века, т.е. эпохи самого Достоевского. Она не только усиливала чувства каждого героя и передавала настроение  каждой сцены, но и поддерживала историческую атмосферу. Музыка не мешала спектаклю, а сливалась с действием на сцене. Они были единым целым.  

Этот спектакль затевался в первую очередь как знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского и, конечно, как знакомство и  погружение в культуру отношений, нравственных ценностей, красоты  русского языка  ХХI века.  

Мы хотели показать,  что чувства человеческие: любовь, преданность, размышления о смысле жизни, поиски и мечтания остаются неизменными , в какую бы эпоху не жил человек.

Этот спектакль – разговор со зрителем, ровесником исполнителей главных ролей, то есть от 12 до17 лет.

Обсуждаем спектакль на форуме.