О проекте «Эволюция» (“Evolution”)
В 2011-2012 учебном году состоялся уникальный прецедент в области культурно-образовательного сотрудничества русских и итальянских школ. Уникальность этого проекта заключалась в том, что он представлял собой не только традиционный обмен музыкальными или театральными номерами в пространстве общего концерта. И в его задачи не входило лишь обеспечить практику для изучающих итальянский, русский или английский язык. А также он не был предназначен исключительно для узкого круга профессиональных искусствоведов, итальянистов или битломанов. Хотя в данном проекте музыки, театра, иностранного языка, профессионалов и пространства общего творчества было предостаточно.
Это театрально-музыкальная композиция, задуманная авторами для обычных современных подростков - и о них самих. Задуманная для того, чтобы рассказать подросткам о музыкальном наследии ХХ века и вдохновить их на собственные творческие эксперименты. А также для того, чтобы дети из разных стран, которые любят и умеют петь, танцевать, рисовать, общаться и так далее – смогли бы воплотить общее творческое действие. Для самих себя и для всех, кто их окружает – старших и младших, учителей, друзей и родителей. И, таким образом, научиться чему-то новому и даже, может быть, сделать этот мир немного красивее и добрее. Хотя бы на 10 дней…
Театрально-музыкальный проект «Эволюция» - история о том, как музыка оживляет человеческую душу и как рождается музыкант, рассказанная с помощью языка пантомимы, авторской музыки и лирики «Битлз» русскими и итальянскими школьниками.
История проекта – создание сценария и репетиции с ноября 2011 по март 2012 года и организация гастролей группы «Маккабенд» в Москве со 2 по 8 апреля 2012 года. В этот период состоялось 6 концертов итальянской группы, 2 совместных русско-итальянских спектакля, одна совместная театрально-музыкальная импровизация со студентами Института русского театра и 2 мастер-класса по русским традициям встречи весны.
География проекта - детский сад, центр образования, гимназия, лицей, школа-интернат, школа с углубленным изучением математики, воскресная школа Северного и Южного округов города Москвы, Институт русского театра, Павильон «Республика песни» на ВВЦ, технический лицей и классическая гимназия города Таранто (Италия)…
Небольшой видеоролик о гастролях, сделанный Институтом русского театра, можно посмотреть на U-Tube по адресу:
http://www.youtube.com/watch?v=XQuCOjUVV4k.
Автор сценария, режиссер и композитор – Винченцо Макканьяни.
Авторы идеи – Владимир Рябцев, Кьяра Де Бернардо, Винченцо Макканьяни.
Перевод – Вера Ряшина.
Участники – учащиеся школы №№ 1384 имени А. Леманского, школы-интерната № 42, театральной студии "Доброе слово" при Семейной воскресной школе "Возрождение" города Москвы, Технического лицея "А.Пачинотти" города Таранто и консерватории города Лечче (Италия).
Группа «Маккабенд» “MACCABAND”-
Единственная в Европе женская ковер-версия «Битлз». Организована в 2010 в г. Таранто, Италия. Репертуар – авторские аранжировки произведений «Битлз», собственные песни на итальянском, английском, испанском языках, всемирно известные итальянские песни.
Руководитель – Винченцо Макканьяни.
Участники – Ноэми Катапано Noemi Catapano (солистка группы, студентка университета, пишет песни, играет на гитаре, фортепиано и т.д.), Андреа Терибия Andrea Teribia (вокал, пишет песни на испанском языке), Алессия Майяно Alessia Maiano (вокал, пишет песни, студентка классического лицея), Валерия Россетти Valeria Rossetti (гитара-бас, студентка консерватории г. Лечче).
Российские со-руководители проекта –
Рябцев Владимир Константинович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией антропологических основ профессионального развития Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.
Ряшина Вера Викторовна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.
Итальянские со-руководители проекта –
Винченцо Макканьяни Vincenzo Maccagnani, музыкант, композитор, лауреат фестиваля «Сан-Ремо» 1976 года, президент Ассоциации «Progetti e-motivi», г. Таранто, регион Апулия, Италия.
Кьяра Де Бернардо Chiara De Bernardo, секретарь регионального отделения SNALS - национального автономного профсоюза работников образования региона Апулия, Италия.
Туристическая поддержка - Марина Кисакова, компания "Римские каникулы", г. Санкт-Петербург
АВТОРСКИЙ СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ-КОНЦЕРТА "ЭВОЛЮЦИЯ"
EVOLUTION
Sceneggiatura
Vincenzo Maccagnani, 2011, Taranto, Italia
Lo spettacolo inizia con il sipario aperto. Il palco appena illuminato ed entriamo io e wladi per controllare se e' tutto a posto e dopo aver fatto un rapido controllo, vincenzo, parlando in russo,chiede a wladi: "mi gotovi, nacinaem?" (siamo pronti per dare inizio allo show).wladi,dopo aver verificato tutto... Mi risponde in italiano:"certo e' tutto a posto....".ma ci accorgiamo in ritardo che il sipario e' aperto e che il teatro e' pieno di gente....e allora con fare un po impacciato,usciamo di scena e il sipario si chiude......si riapre il sipario e per terra c'e' qualcosa di inanimato...un burattino? Un pagliaccio? Un mimo...non e' molto chiaro....ma nello stesso momento ,entra in scena una bimba vestita di bianco e si avvicina lenta verso questa figura che giace per terra senza muoversi ...senza anima ...senza vita......giunta quasi a toccarla,si ferma le gira intorno incuriosita deve fare qualcosa per dare vita a quella figura.....si avvicina e le accarezza la fronte...e se ne va..................
Ma appena uscita di scena,si ode un grosso sospiro e respiro venire dal fantoccio senz anima che sembra dormire......pian piano questa figura prende corpo e vita.....quella bimba le ha dato l'energia per rinascere...infatti si alza da terra con movimenti lenti e imprecisi ha difficolta' a muovere le dita ...si siede sulla sedia che c'e' sul palco,e comincia a muovere le mani come fossero intorpidite....ma nello stesso momento parte la musica della "macchina da scrivere"
---- importante il gioco di luci------
Finita la scena,si alza e si dirige verso il pianoforte perche' dai tasti della macchina da scrivere ai tasti del pianoforte il passo e' breve. Si siede,si toglie i guanti e accenna il pezzo di lezioni di piano. Oppure oh! My love di lennon...oppure lalami, si..o qualcosa che sa suonare bene......finito cio' ....comincia ad acquisire un aria sempre piu decisa...quasi si compiacesse di tutto quel che fa e quasi muovendosi a tempo di musica si dirige lentamente verso l'unica scrivania che trovera' in scena....nel contempo si togliera' il cappello, gli occhiali e restera' vestita come se fosse un direttore d'orchestra (Poi studieremo l'abito multiuso che deve indossare per tutte le scene prima di Macca Band.) Si avvicina alla scrivania,dove trova un sigaro che scartera', accendera' con aria da super macho e nello stesso tempo parte la base della orchestra che dirigera' (Imitando jerry lewis) ma,da un orchestra che non c'e' ad una che si vedono solo le sagome di strumenti colorati di bianco, il passo e' breve:..infatti ,con un gioco di luci,si trovera' a dirigere le sagome degli strumenti colorati , che saranno mossi a tempo di musica dai ragazzi russi che ci daranno una mano per questa scena.(La canzone che dovranno mimare e' mia)...ma nella orchestra di strumenti finti troveremo anche alessia , andrea ed io....che mimeremo solo con la bocca le note registrate....e avremo davanti gia' il leggio e fra gli strumenti fasulli ci saranno anche le chitarre vere sui reggi chitarre,pronte per essere prese per l' inizio del concerto dei " Macca Band"!.il concerto deve terminare con "imagine" perche' verso il finale della canzone rientrera' la bimba vestita di bianco che consegnera' ad ognuno le sacome dei 5 continenti tutti colorati in maniera diversa per dare un saluto di pace e di speranza e da un mappamondo che avra’ in mano fara’ uscire un colomba che lancera’ in alto
....................... Vedi le parole di imagine........
Questa e' l'idea di base dello spettacolo che porteremo a mosca.....
Scenografia: fondale nero......e faro segui persona puntato sulla figura per terra......da una quinta esce julia vestita di bianco come fosse una nuvola....che si dirige lenta verso quella figura inanimata per terra...le gira intorno per due volte poi si avvicina e le bacia la fronte e le accarezza il viso...e lentamente si allontana ed esce di scena......ma appena e' fuori dal palco,si spegne il faro segui persona e si accendono le luci blu fosforescenti....a quel punto quella figura stesa per terra comincia ad animarsi come se quel bacio o carezza di julia le avesse dato vitalita'.....comincia a dare segni di vita ,muovere le mani e le dita e tutto il resto...si alza cammina un po strana e si aggiusta i guanti bianchi e mentre lo fa si siede su una sedia e parte la musica de la "macchina da scrivere"..... (tutto buio solo con le luci blu fosforescenti).... Finita la macchina da scrivere...... Si alza ,si toglie i guanti il cappello e gli occhiali e mentre lo fa si avvicina al pianoforte e con curiosita' prova i tasti del pianoforte e accorgendosi che pigiandoli emettono un suono,si siede in maniera composta e comincia a suonare qui' luci piene (decidere cosa suonare) finito il pezzo al piano....si rialza compiaciuta della suonata e si dirige verso un tavolo possibilmente ovale. Si avvicina e con fare da macho si accende il sigaro che trova sul tavolo. E dopo un po parte la base e comincia a dirigere un' orchestra fantasma(imitazione di jerry lewis)......... (il palco deve essere illuminato al massimo e le luci a tempo di musica) e da una orchestra fantasma ad una orchestra quasi vera il passo e' breve........ (le luci si abbassano e si accendono i fari blu ........)(leggio con bacchetta da direttore d'orchestra) gli strumenti finti stanno accordando e bacchettando sul leggio fa smettere l'accordatura....e dopo un attimo di silenzio totale,batte in quattro e comincia il pezzo.....si dovranno vedere i violoncelli...violini...arpa..trombe tromboni...sax....e tre voci (alessia andrea e vincenzo) labbra bianche...guanti bianchi e il vestiario tutto nero....muoveranno la bocca mimando il canto.....pertanto sulla musica registrata si vedranno muovere a tempo di musica: i violoncelli .....i violini...i fiati...l' arpa...animati da ragazzi della scuola moscovita che hanno aderito al progetto..anche loro vestiti di nero avendo di bianco solo i guanti o quant'altro.(dipende del tipo di strumento) .possibilmente devono essere di altezza differente . Cosi da creare un movimento scenico per dare l'effetto corretto di una orchestra..tutto sempre con luci blu fosforescenti..finita la canzone si accenderanno le luci per farsi' che l'orchestra sia appaludita dal pubblico e ad uno ad uno i ragazzi,lasciano il palco ringraziando il pubblico per (si spera)il meritato applauso. Nel contempo. Alessia e andrea si avvicinano ai microfoni che prima sono stati posizionati sul palco dietro i leggi. Noemi si sveste degli abiti che ha addosso e rimane con la maglia o altro (da decidere) e anch'ella si posiziona dietro il suo microfono... Tutte e tre controllano se funzionano e si siedono sulle tre sedie che gia' si e' preparato prima..mentre vincenzo prende la chitarra verifica il suo microfono e la chitarra e dopo 10 secondi parte il concerto dei macca band con "day tripper" (chiaramente il pomeriggio prove microfoni).
ЭВОЛЮЦИЯ
Сценарий
Винченцо Макканьяни, 2011, Таранто, Италия
Спектакль начинается с открытого занавеса. Сцена освещена. В глубине сцены – три группы детей, скамейки для оркестра, сбоку - стул, пианино, пюпитр.
На освещенную сцену выходят Винченцо и Владимир. Осматривают сцену, не замечая открытого занавеса и публики, проверяют, все ли в порядке. Наконец Владимир спрашивает Винченцо по-итальянски: «Tutto aрposto?” (все в порядке?) Винченцо отвечает по-русски: «Поехали!» Затем замечают, что занавес открыт и публика на них смотрит, смущаются, уходят со сцены. Занавес закрывается.
Занавес открывается.
На сцене - бесформенная фигура. Она оживает, заслушав звуки игры на гитаре.
На авансцене – группа детей, к которой подходит бесформенная фигура. Это клоун? Марионетка? «Буратино»?
Подростки с гитарой: начинают что-то играть, сбиваются, остальные – подбадривают или подшучивают короткими междометиями типа «А я вот так могу!» «Еще круче!» «Типа давай!» и т.п. Подходит Буратино, хочет что-то сыграть, трогает гитару. Ему сначала удивляются, потом отталкивают, начинают смеяться над ним, показывать пальцем, строят рожи, кричат «Нет! Уходи!», толкают от одного к другому и, наконец, выталкивают из круга наружу.
Буратино падает и умирает от горя. Дети уходят.
Сцена затемнена. Лежащий Буратино в центре, в круге света. В луче – появляется Ангел.
Приближается к Буратино, гладит, кружится вокруг него – в круге света. Понемногу, по мере того, как Ангел дотрагивается до Буратино, луч прожектора сменяется на разноцветные огни. Тело Буратино начинает обретать жизнь.
Ангел медленно удаляется со сцены, вдохнув жизнь в неподвижную фигуру. Эта девочка вдохнула в него энергию возродиться.
Буратино вздыхает, медленно поднимается, все движения медленные и неуклюжие, с трудом двигает пальцами. Потом садится на стул, стоящий на сцене и начинает двигать руками, как бы онемевшими. В это время звучит музыка «Печатная машинка», Буратино начинает двигать руками и пальцами, как бы печатая на воображаемой печатной машинке. ВАЖНО ИГРА СВЕТА
В конце сцены Буратино встает, переходит к игре на пианино, поскольку похожие движения печатания на машинке и игры на пианино – дотрагиваясь до клавиш реального, не воображаемого пианино, слышит звук, затем снимает перчатки и играет музыкальный отрывок – Oh, My Love Джона Леннона или еще что-то благозвучное. Играя, начинает двигать рукой в такт музыке, подражая дирижеру, снимает свой балахон, оказываясь в костюме дирижера, кладет ноги на стол, берет в одну руку сигару (как Джерри Льюис), другой дирижирует воображаемым оркестром, слыша музыку. Дирижируя несуществующим оркестром, он видит белые силуэты симфонического оркестра, к ним приближается, в это время свет - разноцветные огни на силуэты инструментов, они оживают, и Буратино начинает дирижировать этим оркестром (московская группа детей). Дети одеты в черное, руки, играющие на инструментах, в белых перчатках. На детях также светодиодные лампочки, которые загораются три раза на вокал. Первый – белый цвет, второй – синий, третий – красный. Три вокала – кульминация симфонического отрывка. К этому моменту Винченцо, Алеся и Андреа тоже встают среди оркестра, тоже в черном, рты выбелены, они имитируют вокальную партию в оркестре. Свет должен все время акцентировать эти белые силуэты инструментов, рук и ртов. Потом берут свои настоящие гитары, которые тоже уже на сцене и начинают концерт Маккабанд – последние ноты оркестра это первые ноты Битлз («Day Tripper»)
Концерт заканчивается песней Imagine. В конце снова на сцену выходит ангел (девочка, одетая в белое), с силуэтами 5 континентов, которые она собирает в общую карту мира, символизируя этим мир во всем мире. Голубь мира (?)
СЦЕНОГРАФИЯ:
Черный задник. Прожектор высвечивает фигуру, лежащую на сцене. Из-за кулис выходит Ангел (Юлия), одетая в белое, как облачко, медленно обходит вокруг неподвижно лежащей фигуры. Два раза кружится вокруг нее, затем подходит спереди, целует и гладит лицо, затем медленно удаляется и уходит со сцены. Но по мере того, как удаляется, прожектор меняется на фосфорецирующий (синий) В этот момент фигура поднимается и оживает, как если бы прикосновения Ангела вдохнули в нее жизнь. Фигура начинает подавать признаки жизни, двигать руками и пальцами, всеми частями тела.
Встав, двигается немного странно. Руки в белых перчатках. Когда исполняет «Соло на пишущей машинке», сцена вся затемнена, на руки в перчатках – фосфорецирующий свет.
Закончив «печатать на машинке», встает, подходит к пианино, снимая перчатки, шапку и очки, и с любопытством пробует клавиши пианино, замечая, что они издают звуки. Садится за пианино, начинает играть – здесь большой свет. Заканчивает играть – заметно, что ему понравилось, подходит к столику – желательно овальному, берет со стола сигару, садится, развалившись, ноги на стол, начинает дирижировать воображаемым оркестром (подражая Джерри Льюису). Сцена должна быть максимально освещена и свет в темпе музыки. И короткий переход от несуществующего оркестра к оркестру почти реальному. Свет уменьшается и зажигается фосфорецирующий.
Здесь пюпитр с дирижерской палочкой. Ненастоящие музыкальные инструменты начинают настраиваться, дирижер стучит палочкой по пюпитру, прекращая этот процесс и после момента полной тишины начинается симфонический фрагмент. Должны быть видны: первый ряд - 3 малые скрипки, 1 большая скрипка, второй ряд - 4 виолончели, 1 контрабас, 1 треугольник, 1 тимпаны, один участник оркестра, который упал со стула, и три вокала (Алеся, Андрея и Винченцо – рты выбелены, перчатки белые и вся одежда черная). Во время вокала рты двигаются. Движения музыкальных инструментов оживляются детьми, имитирующими игру на музыкальных инструментах. Они также одеты в черное; белое только перчатки либо другая значимая часть тела или музыкального инструмента. Важно – силуэты инструментов сделаны в реальную величину. Дети должны сидеть на стульях разной величины и каждый инструмент должен быть виден, хотя все размещаются в два ряда. Все движения имитируют игру настоящего симфонического оркестра, точно попадая жестами в такт фонограммы и в друг друга. Вся эта часть с фосфорецирующим светом. В конце отрывка зажигается свет, дети, изображавшие оркестр, встают, кланяются и уходят под аплодисменты публики.
В это время Алеся и Андреа приближаются к микрофонам, которые до этого должны быть поставлены за пюпитрами. Они снимают свою черную униформу, оставаясь в концертной одежде и все трое размещаются возле своего микрофона, на стуле, проверяют звук, Винченцо берет гитару, проверяет свой микрофон, через 10 секунд начинается концерт Маккабанд, первая песня «Day Tripper». (очевидно, микрофоны проверяются накануне).
Перевод – Вера Ряшина, 2011, Москва
Обсуждаем спектакль на форуме.