Педагогическая мастерская Сергея Цыбульского
учитель истории ГБОУ гимназии №1409 г. Москвы
Особенность этого метода состоит в том, что он осуществляется вне рамок традиционной классно-урочных занятий. Реализуется в течение нескольких дней или всего учебного года. Методика была разработана и описана в работах педагога-новатора М.П.Щетинина, а затем разрабатывалась А.В.Хуторским. Возможно чередование классно-урочной системы обучения с элементами погружения, например, творческие недели или тематические выезды.
Погружение - форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения (эвристическое обучение для ученика - непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).Учебное погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество писателя или страну.
Истоки методики "погружения" – в средневековых системах обучения, когда один предмет (язык, арифметика, риторика, диалектика) изучались по целому году.
– Опора на понятие доминанты (А.А.Ухтомский). Система "погружения", в отличии от классно-урочной системы, позволяет сохранять доминанту образовательных процессов. Традиционная классно-урочная система резко меняет доминанты, сбивает естественные образовательные процессы. Для сохранения образовательной доминанты необходима концентрация содержания (концепты) и учебного процесса (один или два предмета определённого цикла, ведущиеся непрерывно в течение 3-5 дней). Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга.
– Для сохранения образовательной доминанты применяется концентрация содержания образования (в форме концептов) и учебного процесса (один или два предмета определённого цикла, ведущиеся непрерывно в течение 3-5 дней).
– Природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы (опора на ритмы: годовые, недельные, индивидуальные ритмы человека).
Сохранение в течение нескольких дней метапредметной доминанты позволяет с помощью эвристического погружения решать образовательные задачи, которые затруднены в обычной классно-урочной форме, например: целостно и углубленно проработать поставленную проблему, всесторонне, с позиций разных наук исследовать изучаемый объект, раскрыть смысл природного, исторического или культурного явления, обеспечить личностное проживание и понимание учениками одной темы.
Хуторской А.В. Метод "погружения" в обучении. Технология для "продвинутых" школ.
[Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004. - Систем. требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95/98/NT/2000/Me/XP, Internet Explorer 5.0, MS Word 2000. – Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.