Педагогическая мастерская Сергея Цыбульского
учитель истории ГБОУ гимназии №1409 г. Москвы
Выезд с учениками летом для меня был не первым, такие летние лагеря я организовываю с 2006г ., но каждый выезд не похож на другой. В основе всего должна лежать деятельность ребенка. Для того, чтобы сохранялся интерес я каждый раз старался менять формы деятельности.
Надо понимать, что "деятельность" - это активное отношение к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. (Новая философская энциклопедия, 2003). В подобных выездах деятельность не может быть "впустую". Как показывает опыт, нет никакого смысла бегать по разным стандартным экскурсиям и развлечениям, которые просто занимают время. Это может быть даже интересно для ребенка, но не более того: например, посещение аквапарка или поход на море, т.е. в этом отсутствует некая системность. Напомним, что "система" с греческого означает "целое, составленное из частей" и тут самое главное, что множество элементов должны находиться в отношениях и связях друг с другом, что и образует некое единство.
Я всегда решал очень простой для любого организатора детского досуга вопрос: "Как сделать так, чтобы у детей не было неконтролируемого свободного времени". Всегда вспоминаю свой опыт в детских оздоровительных лагерях: как только вожатый отвлекся - есть время на шалости. Организовывая летний археологический лагерь в Крыму, я заранее продумывал каждый из 14 дней с раннего утра до позднего вечера.
Италия в представлении многих людей - это страна разнообразных искусств. Вот я и пришел к мысли, что лагерь должен быть связан с искусством. В ноябре 2013 г. я уже организовывал выезд моих учеников в Венецию, где мы изучали театр масок дель арте. К нам присоединился актер и режиссер Олег Долин, который помог мне за 6 дней с ребятами поставить мини-спектакль в традициях венецианского театра. Там же, в венецианской мастерской ребята изучали и сами изготавливали карнавальные маски, и затем мы в этих масках показали свой небольшой спектакль на площади Сан Марко.
Летом 2014 г. я решил снова организовать лагерь в Италии, но уже с целью изучения истории искусства и живописи. Определил период - эпоха Возрождения. Маршрут пролег от Венеции через Падую во Флоренцию. И опять возник вопрос - чем занять детей? Я пригласил участвовать преподавателя одной из московских школ Будину Елену Владимировну -архитектора, художника, фотографа и заядлого путешественника. Мы решили совместить погружение в историю, искусство, практическую живопись. В начале дня мы все под руководством Е.Будиной изучали рисунок прямо на площадях городов, рисовали карандашом, акварелью или пастелью, а после обеда посещали музеи и осматривали достопримечательности, где я с детьми проводил беседы и экскурсии. Важно подчеркнуть, что все достопримечательности были связаны с произведениями искусства художников и архитекторов эпохи Возрождения.
Когда мы приехали в Виченцу, то целый день гуляли, осматривая виллы архитектора Андреа Палладио, рисовали, обсуждали архитектуру. В Падуе мы осмотрели капеллу Скровеньи, которую расписал великий Джотто. Оказалось, что капеллу построили банкиры Скровеньи после того, как Данте поместил одного из них в Аду на страницах своей "Божественной комедии". На следующий день мы с учениками читали отрывки из Данте и обсуждали вопросы морали людей эпохи раннего Возрождения. Во Флоренции ребята учились фотографировать и выстраивать композицию. В конце поездки мы собрали все свои работы и устроили небольшой перфоманс с нашими живописными работами около Пизанской башни - в нем проучаствовали даже другие туристы.
Важнейшей задачей подобных выездов является социализация детей. Как правило, в такие поездки выезжают ребята из разных классов и разных возрастов. У них есть возможность научиться общаться, устанавливать отношения, решать конфликтные ситуации - то, чего в школе они могут избегать. К социализации относится и умение пользоваться общественным транспортом, научиться делать выбор, когда ребята без родителей приходят в магазин или на рынок. У каждого выезжающего в такую поездку ребенка, конечно же, есть карманные деньги, но возникает задача, как рассчитать правильно всю сумму, чтобы денег хватило до конца поездки.
Очень важна практика общения на иностранном языке. Каждый школьник изучает один или два иностранных языка и во время путешествия ребятам приходится общаться с билетерами и с контролерами и с продавцами мороженого...
Все эти разные виды деятельности, задачи и новый опыт и можно назвать погружением в иторию, когда определенная эпоха или историческое событие изучается всесторонне на протяжении нескольких дней, приобретаются общекультурные знания, развиваются разнообразные компетенции.