Педагогическая мастерская Сергея Цыбульского

учитель истории ГБОУ гимназии №1409 г. Москвы

Статьи в прессе

  1. «Москва - столица образования» ; Учительская газета от 25 марта 2014 года
  2. «Всё изменили алые паруса» ; Учительская газета от 20 мая 2014 года
  3. «О конкурсе Педагог Москвы-2014» ; Газета «Хорошевка» от 28 Мая 2014 года
  4. «Профессия вне времени» ; Газета «Хорошевка» от 28 Мая 2014 года
  5. «Из «Венских дневников московских педагогов»» ; Учительская газета от 30 декабря 2014 года

«Москва-столица образования»

Сегодня в Поведниках стартует третий тур конкурса «Педагог года Москвы-2014». В этом туре принимают участие 24 столичных педагога. Мы еще не знаем, кто из них войдет в пятерку лучших, кто станет победителем. Но мы можем понять, почему эти 24 счастливчика стали участниками финала. Помочь в этом нам смогут их эссе, посвященные Москве - городу культуры и образования. Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, учитель истории гимназии №1409

Моя жизнь проходит в Москве, и, конечно же, этот город повлиял на становление моей личности. Москва - столица, а значит, тут открыто много учебных заведений, например первый университет в России, складывается благоприятная среда для формирования разнообразных направлений культуры и искусства. Сам город с его бульварами, домами, улицами, вокзалами, университетами, театрами и музеями влияет на человека, который здесь вырос или приехал сюда жить. В ХХI веке образование гарантировано любому жителю нашей страны, но в Москве не только учатся, но и учат. В свое время мне очень понравилась мысль Сократа, которую он высказал в диалоге «Федон»: учитель-философ сравнивает себя с повивальной бабкой. Сократ считал, что он помогает освободить из плена тела-пещеры для познания душу-разум. Для философа быть благородным человеком, личностью означало не только быть грамотным. Сократ беседовал с учениками, вел с ними диалог. Он заставлял ученика думать, открывал ему его собственные нереализованные возможности через беседы и споры. Именно учителю принадлежит важная миссия явить на свет образованного человека. Недавно прошли зимние каникулы, когда образовательный процесс замер в ожидании Нового года. Воспользовавшись случаем, я, как и вся Москва, а с ней и вся страна, пересматривал фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», где главная героиня Надя говорит такие слова о своих учениках: «Я пытаюсь учить их думать, хоть самую малость. Иметь обо всем свое собственное суждение». И эти слова близки идеям Сократа. На вопрос Лукашина, чему ученики учат учителя, героиня отвечает: «Наверное, тому же самому». «Ошибки учителей менее заметны (чем ошибки врачей), но в конечном счете они обходятся людям не менее дорого...» - произносит Надя. Думаю, что люди редко обращают внимание на эти слова, однако мне показалось, что тут есть о чем задуматься. Учитель - одна из немногих профессий, в которой человек учится сам всю жизнь. В Москве созданы прекрасные условия для повышения квалификации и получения дополнительного образования, но самое интересное - это то, чему учат современного учителя современные москвичи. Задумавшись, я спросил своих учеников, чему бы они могли научить своих учителей. Вначале вопрос вызвал недоумение, а затем ребята стали отвечать. Большинство детей предложили разделить с ними их интересы: музыку, спорт, интернет-технологии, танцы. Дети готовы были научить катанию на лошадях, вышиванию, кулинарии, рассказать об особенностях современной моды. Некоторые дети предлагали рассказать о своем опыте обучения в европейских школах, где «самое главное - позволять ученику чувствовать себя свободным». Такой диалог оказался очень полезным, так как сама идея его построена в позитивном ключе и показывает учителю пути развития не только в профессиональной сфере, но и в культурном пространстве современного общества. Москва, как огромный котел, в котором кипят и смешиваются разные культуры, языки, традиции. Наверное, больше нельзя будет прочесть в словаре слова «московское произношение». В нашей столице все очень быстро меняется. Ученики, которые приходят в школы, а затем и в институты, принадлежат к разным социальным группам, национальностям и культурам. Безусловно, современный учитель в Москве должен быть толерантным в таких условиях. В то же время он должен сформироваться сам как образованный и культурный человек, который закладывает основы будущего, передавая своим ученикам накопленные знания и опыт.

«УГ Москва», №12 от 25 марта 2014 года
Материал взят с http://www.ug.ru/archive/55201

«Все изменили алые паруса»

Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, учитель истории гимназии №1409: "В нашей учительской профессии очень важно найти ключ к сердцу каждого ребенка. У меня в классе 28 ребят, я у них классный руководитель с пятого класса, в этом году у нас сложилась интересная ситуация. Родители моих ребят довольно пафосные, это банкиры, директора фирм, это, с одной стороны, хорошо - семьи полные, обеспеченные, но, с другой стороны, получается так, что родители в основном занимаются собой, своими делами. То есть чтобы выстроить нормальные отношения с детьми, нужен очень грамотный подход. Моя коллега, у которой я в пятом принял моих ребят, к четвертому классу уже навесила на них ярлыки, а это самое страшное, что только может быть, потому что по большому счету не дает детям возможности развиваться так, как они могут и хотят, не дает возможности выстроить правильные отношения в коллективе. В моем классе есть девочка Лиза, у нее всегда была особая, негативная роль, хотя она ничего особенного для этого не делала. Она очень хотела обратить на себя внимание, но пафосные дети постоянно ей говорили: «Мы тут свои, а ты иди отсюда!» За четыре года учебы в начальной школе Лиза стала отстающим и ненужным ребенком в классе. Когда я взял классное руководство, ко мне подходили родители, дети и говорили: «Уберите Лизу, она мешает учиться!» Я взял дела, посмотрел их, пытаясь разобраться, в чем же проблема с Лизой, как она возникла. Я понимал, что дело не только в том, решает ли она плохо примеры или мало читает книг, но все никак не мог решить, что же делать. Однажды Лиза подошла ко мне и сказала, что хочет петь, но ни на один конкурс ее ни разу не взяли. Условием конкурсов было то, что ребенок должен был готовиться к нему с родителями или с каким-то старшим взрослым, но у Лизы в семье сложная ситуация: младший ребенок тяжело болеет, мама все время за границей, папа часто уезжает в Нью-Йорк. Я не играю на музыкальных инструментах, помочь Лизе в этом смысле не мог. Обежал всю школу, подошел к учительнице рисования, попросил поддержать, она была на моей стороне и написала детскую сказку, которую разместила на страничке в Интернете и в которой сказала о Лизе как о положительном персонаже. На концерте Лиза в красивом платьице спела песню «Алые паруса». Я вышел на сцену, поддержал ее как мог, поздравил, нарисованную ею картину с алыми парусами мы вместе подарили школе. Для нее школа целый мир, она не знает другого мира, она живет в этой школе. Самой интересной была реакция родителей моего класса, которые спрашивали меня: «Вы ведь знаете, какая Лиза, зачем вы ее поддержали? Вы должны были поддержать Колю, Петю!» Сегодня я пытаюсь влиять на ситуацию, чтобы изменить отношение к Лизе родителей, детей, пока худо бедно, но это получается. Четыре года ребенок был своеобразным волчонком в своем классе; конечно, Лиза сопротивлялась негативному отношению к ней как могла, отбивалась, но мало что могла сделать, поэтому сразу трудно все изменить круто, но я думаю, что в результате это будет история со счастливым концом."

«УГ Москва», №20 от 20 мая 2014 года
Материал взят http://www.ug.ru/archive/55895

«О конкурсе Педагог Москвы-2014»

Лауреатом городского конкурса профессионального мастерства "Педагог Москвы - 2014" стал учитель истории гимназии № 1409 Сергей Цыбульский.

Я чувствую ответственность, ведь учитель растит целое поколение граждан России, которые будут двигать страну, - говорит историк. - Я не сторонник жесткой дисциплины, на моем уроке вы не услышите «Встали-сели, открыли-закрыли». Важно, чтобы ребенок свободно себя чувствовал именно тогда он может высказывать свою точку зрения, учиться думать, но в тоже время он должен выполнять определенные требования, которые к нему предъявляют школа и коллектив», - считает Сергей Леонидович. Профессиональный конкурс педагогического мастерства стартовал осенью прошлого года под девизом «Москва – столица образования и культуры». Более тысячи участников на первых этапах представляли видеовизитки на тему «Я – московский педагог», видеозапись учебного занятия и эссе на тему "Москва - столица образования и культуры". На заключительном этапе финалисты давали коллегам мастер-класс, выполняли импровизационные задания, а шесть лауреатов участвовали в открытой дискуссии по актуальным проблемам современного образования. Сергей Цыбульский стал одним из шести лауреатов конкурса.

Газета «Хорошевка», №5 от 28 Мая 2014 года
Материал взят с http://horoshevka-gazeta.ru/news/society/laureatom_gorodskogo_konkursa_professionalnogo_masterstva_pedagog_moskvy_2014_stal_uchitel_istorii_g/?sphrase_id=4720

«Профессия вне времени»

Лучших педагогов Северного округа чествовали в театре «Русская песня»

Заслуженные учителя, победители нацпроекта, лауреаты различных конкурсов и обладатели грантов – север столицы по праву гордится своими педагогами. 850 лучших из лучших в канун профессионального праздника учителей чествовали в музыкальном театре «Русская песня», где педагогов ждали не только подарки и концерт с участием народной артистки России Надежды Бабкиной, но и новые награды, в том числе – звания почетных работников образования.

«Сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения , но и осознавать суть глубоких перемен в обществе. Сегодня как никогда важно научить детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нес ти ответственность за свой выбор», – говорится в поздравлении префекта САО Владислава Базанчука, и с этим полностью согласна начальник Северного окружного управления образования Ольга Сусакова. «Учитель – это не только носитель какой-то информации по своему предмету, он создатель условий для самореализации детей, – считает Ольга Николаевна. – Современный учитель – это свободный учитель. Он принимает ребенка равным себе человеком и этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек».

По мнению руководителя СОУО, педагог – самая добрая и благородная профессия. То, какими дети окончат школу, во многом зависит от учителей, их качеств и умения «заразить» своими увлечениями учеников. Преподаватель истории гимназии № 1409, финалист конкурса профессионального мастерства «Педагог Москвы – 2014» Сергей Цыбульский (на фото) – из числа тех, за кем дети готовы идти хоть на край света. «Я чувствую ответственность, ведь учитель растит целое поколение граждан России, которые будут двигать страну», – говорит он. Сергей Цыбульский и еще несколько его коллег из других образовательных организаций округа в праздничный вечер отмечены почетными грамотами префекта, более 40 педагогов награждены ведомственными наградами «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и «Почетный работник общего образования города Москвы».

Газета «Север столицы»; октябрь 2014 года

«О преподавании религиозных дисциплин в школах Австрии»

Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, учитель истории гимназии №1409:

Знакомство с австрийской системой образования прежде всего помогло ответить на вопросы, которые я поставил перед собой накануне поездки на стажировку. Сейчас вся система образования переходит на новый стандарт, оказалось, что многие подходы и методы этого стандарта уже давно применяют в Австрии, и у нас появилась возможность посмотреть не просто как это воплощается, но и результаты таких подходов.

Меня интересовало преподавание религиозных дисциплин в школе. Я уже давно веду кружок «История мировых религий» и ОРКСЭ в 4-х классах. Дело в том, что введенный курс ОРКСЭ в российских школах многие учителя воспринимают как особенность русского образования, но это не так. Оказалось, что дети в Австрии изучают преимущественно основы католической веры (среди германоязычных народов Австрийская империя была подчеркнуто католической и противостояла протестантизму). Этот предмет заменяет детям воскресную школу при церкви. При этом ребенок может выбрать из 15 вариантов религиозных культур (например, религия коптов, армян, евангелистов, иудеев), а в России введены только 6 модулей.

Обнаружилась и разница подходов, в России подход исключительно культурологический, а австрийцы придерживаются религиозного, конфессионального подхода. Преподаватель такой дисциплины учится 5 лет, после университета может работать в гимназии, а после педагогического института преподавать в средней школе. Один преподаватель - специалист только в одной религии и не может преподавать несколько. Возникает проблема выбора учебного заведения, допустим, вы мусульманин и хотите, чтобы ваш ребенок проходил основы ислама в престижной гимназии, куда сдал экзамены. В этой гимназии такого специалиста не нашлось, и вам посоветуют поискать другую гимназию или выбрать основы католичества или светскую этику. Ученики с 15 лет имеют право выбора и могут не посещать подобные занятия, в этом случае у них урока не будет. Мы видели такую группу школьников, когда человек 15 проводили время урока в буфете в одной из школ Вены. Австрия сохранила систему католических школ, но обучаться там могут дети разных конфессий. Это может быть частная католическая школа или католическая школа с государственной программой и поддержкой. Мы посетили гимназию при монастыре в Вене, где преподают монахи и светские учителя, но все они имеют педагогическое образование.

Из «Венских дневников московских педагогов» ; Учительская газета от 30 декабря 2014 года