ФИО заявителя | Чуксин Матвей Андреевич |
Дата рождения | 04.12.2008 |
Проект
Название | «Оценка чистоты воды р. Волги по растениям макрофитам в Саратовском районе Саратовской области» |
Учреждение | ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый Лицей", 143009, Московская область, Одинцово город, Любы Новоселовой бульвар, 8. |
Класс | 8 |
Науч. руководитель | Позднякова Евгения Дмитриевна |
Консультант | Великанова Алла Борисовна |
Исполнители |
|
Секция | 7 - 8 классы «Чтения им. А.А. Леманского: «На пути к великим открытиям». Проектные и исследовательские работы физико-математической и естественнонаучной направленности. |
Краткое описание проекта | Это исследовательский проект в области экологии, основной целью которого является- оценить чистоту воды в р. Волге по растениям макрофитам в Саратовском районе Саратовской области. Среди основных задач проекта- поиск и изучение информации по теме исследования, определение средней величины сапробности биоценоза, используя биоиндикацию по прибрежно-водной растительности, определение типа загрязнения воды, подготовка рекомендаций для управляющей компании. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Природная среда под влиянием деятельности человека претерпевает большие изменения. Сохранение качества окружающей среды и здоровья населения находится в числе самых острых проблем современности. Для решения этих проблем большое значение играет мониторинг окружающей среды. Реки и озера нашей страны являются источниками для питьевой воды. Однако уровень их загрязнения вызывает большое беспокойство. Оценка степени загрязнения водоема по составу живых организмов позволяет быстро установить его санитарное состояние, определить степень и характер загрязнения и пути его распространения в водоеме, а также дать количественную характеристику протекания процессов естественного самоочищения. Качество воды в различных природных водоемах можно проверять различными методами биоиндикации – по составу микроорганизмов и водорослей, по ряске, по зообентосу. |
Основная идея | Реки и озера нашей страны являются источниками для питьевой воды. Однако уровень их загрязнения вызывает большое беспокойство. Оценка степени загрязнения водоема по составу живых организмов позволяет быстро установить его санитарное состояние, определить степень и характер загрязнения и пути его распространения в водоеме, а также дать количественную характеристику протекания процессов естественного самоочищения. Я выбрал биоиндикацию, как один из самых наглядных способов оценки качества воды в р.Волге. |
Масштаб организации работ | Река Волга была выбрана в качестве объекта исследования, где я провожу очень много времени на летних каникулах. Предметом исследования являлось состояние воды в разных участках Саратовского района Саратовской области. В работе для исследования состояния воды выбраны 3 участка р. Волги. На каждом участке было заложено по 1-й пробной площадке размером 5 х 5м., где проведено морфологическое описание водоема и геоботаническое описание прибрежно-водной растительности. Виды растений устанавливались по определителю. Исследование проводилось в июле 2022 года на реке Волге в районе деревни Расловка 2, Саратовского района Саратовской области. |
Полученные результаты | Была определена степень сапробности биоценоза и степень загрязнения воды на 3-х участках с помощью биоиндикации растений. Были сделаны выводы и подготовлены рекомендации для управляющей компании: 1.По данным исследования выявлено, что на разных участках отмечается разный индекс сапробности. 2.Индекс сапробности для участка №1 и 2 составил 1,9, что соответствует β-мезосапробной зоне. 3. Индекс сапробности для участка №3 составил 1,3, что соответствует олигосапробной зоне. 4. Участок реки Волги, который я изучал, является чистой и обогащенной кислородом, особенно в районе участка №3, что я связываю с влиянием родников и удаленностью от деревни. 5. Вода на участках №1 и №2 имеет небольшую примесь аммиака, продуктов его окисления и тяжелых металлов. 6. Наличие примесей аммиака объясняется тем, что в воду попадают огородные стоки, а примеси тяжелых металлов скорее всего могут быть связаны с примесями сточных вод и использованием металлических труб на речных насосных установках для полива, расположенных на берегу. |
Кому нужны результаты проекта | 1. Результаты проекта были переданы в управляющую компанию как дополнительный аргумент для решения вопроса о замене труб для сельскохозяйственных нужд. 2. Результаты могут быть полезны местным жителям для понимания риска для понимания экологических рисков. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Я планирую продолжить исследования состояния воды, почвы и воздуха, добавив кроме биоиндикации другие, более сложные методики. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по оценкам
Развернутая постановка проблемы. Зафиксировано основное рассогласование в жизни и деятельности людей, вызывающее проблему; Проведен анализ причин, подходов к решению проблемы, проанализирована собственная деятельность по отношению к решению проблемы. Выделены направления, представлены этапы работы и задачи, которые решаются на каждом этапе. Формирование сообщества или рабочей команды, которые решали задачи разных этапов. Проведена оценка недостающих ресурсов. На основе анализа, получаемых результатов, были внесены корректировки в ход работы. Полученные результаты востребованы и могут использоваться для решения задач в других областях. Сформирован замысел дальнейшего развития проекта. Представляют интерес для отдельных людей и для разных групп из социального окружения. Сложилось новое направление деятельности. Представлено: как изменилась ситуация разработчика (новые способности и умения, новые друзья и наставники, новые образовательные и социальные пространства активности для разработчика); Зафиксировано, что изменилось для окружения (какие результаты проектной работы используются различными социальными группами). Зафиксировано, какие проблемы решены (и уровень их решения), какие новые возможности появились у разных социальных групп для решения проблем; Определены ситуации для дальнейшего развития проекта или использования результатов проекта. Определены риски, которые будут затруднять дальнейшее развитие проекта или использования его результатов. Презентация работы соответствует реализованному проекту. Логически выстроенная. Материалы оформлены эстетически привлекательно, оригинально использованы возможности мультимедиа и ИКТ-технологий. Презентация работы формирует круг единомышленников и желающих присоединиться к работе над проектом.
Комментарий по проекту
Хорошая, основательная работа! С перспективой дальнейшего развития проекта!
Комментарий по оценкам
Спасибо за интересную и актуальную работу! Жаль, что нет презентации! Конечно, хотелось бы видеть более полное исследование и подходы к данной проблеме.
Комментарий по проекту
Работа актуальная и важная, но нужно ее обязательно довести до конца! Удачи!
Комментарий по проекту
Матвей Андреевич представил проект о сохранении качества окружающей среды и здоровья населения – как наиболее острой проблемы Современности. Причем эта проблема, имея в виду снижение качества воды, по справедливому мнению Матвея, порождается деятельностью человека. Основная же идея заключается в том, чтобы наладить постоянную. качественную оценку воды биоиндикацией, как одним из самых наглядных способов. Работа проделана серьезная. Однако, судить о проекте можно лишь анализируя представленную презентацию. Собственно текста проекта нет. Но надо признать, что такие случаи в представленных проектах встречаются, и если презентации выдержаны в логике текстового описания работ, то это, по крайней мере, нами не считается негативным фактом. К каким результатом пришел Матвей? Не называя их, поскольку они излишне специфичны по предмету исследования, однако подтверждаем, что они соответствуют поставленным задача. И прекрасно проиллюстрированы. Однако, в который раз говорим автору и проекта и в данном случае - научному руководителю, что проекты, представляемые на конкурс, должны отвечать ключевому критерию: «Социокультурные и образовательные последствия». Если работа Матвея может соответствовать оценке по социокультурным последствиям, то образовательные последствия фактически выражены Матвеем для самого себя. Это очень похоже на учебное проектирование, чтобы получить оценку. Здесь же на конкурсе проекты должны содержать образовательные смыслы для всех участников, конечно, же и для школы, в которой учится Матвей. Высказываем это и Матвею и Екатерине Дмитриевне – руководителю работы. Чтобы соответствовать этому критерию, надо в корне менять подход и к проектам, закладывать в низ более понятный для всех образовательный смысл. Помню ранее попадались проекты на экологическую проблематику, когда конкурсанты трансформировали свои специфические предметные идеи в программы пропедевтики экологических вопросов в своих классах (лекции, семинары, выставки и т.п.).
Комментарий по оценкам
См. в комментариях по проекту!