ФИО заявителяКорсун Мария Андреевна
Дата рождения15.06.2007

Проект

НазваниеСоциальная адаптация детей семей вынужденных мигрантов в итл№24 "Дети России - детям Донбасса"
УчреждениеИнформационно-технологический лицей 24
Класс9 г
Науч. руководительНаумова татьяна Николаевна
Консультант
Исполнители
  • Корсун Мария Андреевна
  • Корсун Владислава Андреевна
Секция9 - 11 классы «Гуманитарные проекты: «Человек и мир». Философия, искусство, культурология, психология.
Краткое описание проектаАктуальность проекта вызвана изменениями, происходящими на территории России и Украины, что привело к появлению в образовательных учреждениях детей беженцев (мигрантов) с Украины. В последние восемь лет количество вынужденных переселенцев с Украины в Россию постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, – это проблема социокультурной адаптации. Дети, резко изменившие среду проживания, испытывают трудности связанные с язы-ком, в общении со сверстниками и учителями, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами об-щества. Актуальность проблемы создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации школьников мигрантов сегодня не вызывает сомнений.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомЦель проекта: создание благоприятных условий для восстановления, сохранения и укрепления психологического здоровья детей, прибывших с территории Украины, формирования навыков культуры речи, творческого развития личности, а также развитие способно-стей к коммуникативности, самостоятельности и их успешному школьному обучению наравне с русскоязычными сверстниками.
Основная идеяГипотеза: Мы предполагаем, что эмоциональное благополучие школьника из семьи мигран-тов, как показатель эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыка-ния к новым условиям жизни, обеспечивается при наличии некоторых условий, таких как: - взаимная толерантность, открытость и принятие учителями и родителями культуры и нацио-нальных традиций воспитания; - активное привлечение детей, а также родителей мигрантов к участию в различных мероприя-тий, что повлечет возникновение дружеских взаимоотношений между сверстниками; - использование активных методов обучения и методов организации работы с посттравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения приведет к комфортному периоду адаптации детей мигрантов
Масштаб организации работЭксперимент проходил в несколько этапов 1 этап - Подготовительный (сбор первичной информации отражающей личностные особенности и межличностные отношения подростков) 2 этап- Диагностический (выявления уровня тревожности) 3 этап Основной (занятия,тренинги,поиск выхода из фрустрации) 4 этап - Повторная диагностика 5 этап- Завершающий На базе лицея мы провели исследование с марта 2022г. по декабрь 2022г. Второй этап декабрь 2022 года.
Полученные результатыРезультаты совместной работы ,показали,что учащиеся,которые учились по данной программе,демонстрируют меньше отклонений в поведении и обучении,а приобретенные навыки позволяют эффективно обращаться и справляться с возникающими проблемами.
Кому нужны результаты проектаПрактическая значимость: обобщения и выводы, практические рекомендации, сформулированные в работе, несомненно, будут полезны школьникам и родителям.
Перспектива дальнейшнего развития проектаДанные методики помогут педагогам-психологам и социальным педагогам выявить личностные особенности учащихся из семей беженцев и определить пути оптимизации и даль-нейшего формирования у них эффективных стратегий, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций. В работе с детьми из семей беженцев важны приёмы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, по-следствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта, формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма24 20 17 61.0
Анализ проблемы 5 4 3
Организация работы5 4 4
Результаты работы4 4 4
Социокультурные и образовательные последствия 5 4 3
Презентация работы5 4 3
Комментарии
Комментарий по проекту

Проект Марии и Владиславы под руководством Татьяны Николаевны, как с точки рения актуальности, постановки проблемы, ее решения оценивается экспертом высоко. Однако интерпретировать работу можно было только лишь по презентации. В этом случае авторами удается изложить и процесс проектирования, и содержание работ, в которых, однако, участвовало 22 человека. Очевидна практическая значимость проекта: его выводы, практические рекомендации, сформулированные в работе. Оговорено, что будет представлен видео-навигатор, полезный школьникам и родителям. И все же текст проекта – это необходимая культура демонстрации системы рассуждений о концепции проекта, кстати, как самый важный период открытия процесса проектирования. Раскрывается обоснование проекта и ожидаемые последствия (хотя по презентации их можно представить не только для авторов, но и для общества – школы, возможно района, а иногда и страны. Последовательность же текстового изложения – означает владение авторами логики проектирования. Это замечание снизило оценку проекта по критерию «результат работы».

Комментарий по оценкам

См. в комментариях по проекту!

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Комментарий для педагогов и родителей. Работу целесообразно продолжить. Важно обсудить замысел совместных творческих дел в классе. Чтобы всем было интересно. И каждый мог почувствовать, что он важен и нужен другим. Важно обсудить с авторами критерии оценки проектных и исследовательских работ для того, чтобы понять в каких направлениях развивать проект дальше.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Важный и нужный проект. Достоинством работы является проведенный опрос. Он заставляет задуматься о своей ответственной позиции в классе и в лицее. Предложена хорошая идея - «Навигатор». Работа еще не завершена. В материалах на представлены результаты третьего, четвертого и пятого этапов. На адаптацию сильно влияет система связей детей и взрослых. Она формируется в процессе выполнения совместных дел. Коллективные творческие дела, взаимопомощь в ходе их реализации, событийность - совместная радость от успехов - в учебе, в творчестве, в соревновании и т.д. все это приводит к снижению страхов, а итоге к позитивной адаптации. При этом адаптацию стоит понимать не как привыкание или приспособление, а как живой творческий жизнеутверждающий процесс.

— Эксперт 2
Комментарий по проекту

Комментарий для руководителя/консультанта проекта. Представленный проект является в большей степени педагогическим, чем ученическим. Рекомендуем обсудить с авторами итоги проекта, продумать его продолжение, уделив внимание тем аспектам, в которых реализуется сотрудничество детей друг с другом, развиваются отношения заботы и ответственности.

Комментарий по оценкам

Комментарий для авторов проекта. Работа посвящена актуальной теме, заслуживает уважения проделанный объем, но не вполне понятно, с каким именно аспектом проблемы вы работали и какой именно продукт был вами создан. Из материала работы непонятно, создан ли вами такой медиапродукт, как навигатор, или работа еще идет. Очевидно, что начатая вами работа будет продолжена, и в этой связи несколько комментариев на будущее. 1. Хотелось бы более точно разобраться, что вы понимаете под адаптацией, постравматическим стрессом. Попросите школьного психолога объяснить вам это и помочь определить, с каким именно аспектом проблемы вы можете справиться самостоятельно, а где нужна помощь специалиста. Каких именно особых знаний именно вам не хватает, чтобы помогать новым ребятам адаптироваться и что вам необходимо знать? 2. Лучший способ включить нового ученика в коллектив - это что-то вместе делать, друг для друга и для других. Важно, что в классе вы все дружные, вам интересно вместе и вы что-то регулярно делаете вместе. Независимо от того, сколько вам лет и как долго существует ваш класс, подумайте, часто ли вы собираетесь вместе, проводите разные чаепития ,квесты, квизы и викторины, ездите на экскурсии и ходите в походы, помогаете на субботниках, ставите спектакли, участвуете в волонтерских акциях и так далее. Чем больше таких дел в вашем классе, тем легче будет проходить адаптация для новых ребят. 3. Важно, чтобы у каждого нового ученика в лицее появился персональный наставник из "стареньких" учеников в классе. Конечно, учитель будет ему помогать. Но иногда гораздо проще что-то объяснить человеку своего возраста, чем прибегать каждый раз прибегать к помощи взрослых. И более того ,вам в данном проекте тоже надо учиться быть ответственными и учиться помогать людям, даже если они не такие, как вам хотелось бы. Есть такое правило: "хочешь завести друзей - начни сам быть другом". В этом плане, не бойтесь в дружбе отдавать больше, чем получать. Желаем успехов!

— Эксперт 3