ФИО заявителяПолунина Кира Дмитриевна
Дата рождения11.03.2006

Проект

НазваниеОсобенности телевизионного новостного контента в России: психология манипуляции
УчреждениеФедеральное государственное образовательная учреждение Высшего образования «Московский педагогический государственный университет», Лицей МПГУ, Москва, улица 3-я Владимирская, дом 7, 111123
Класс10
Науч. руководительЗубаркина Елена Станиславовна
КонсультантЗубаркина Елена Станиславовна
Исполнители
  • Полунина Кира Дмитриевна
Секция9 - 11 классы «Школьная журналистика» (проекты школьного телевидения, проекты радиопередач, газеты и журналы).
Краткое описание проектаМанипуляция - один из самых эффективных и результативных видов психологического воздействия, которое может изменить характер, взгляд, мнение, решения, особенности человека, подавить и использовать их в дальнейшем. На данный момент самое мощное манипулятивное «оружие» - телевизионные средства массовой информации, которые каждый день оказывают влияние на зрителей, их мысли и действия, в то время как человек может этого абсолютно не замечать . На телевидении присутствует огромное множество программ, каналов, рубрик, которые без манипулятивного воздействия не были бы распространены или популярны у некоторых группах населения. Одним из наиболее популярных источников информации для жителей России сегодня выступает телевизионный новостной контент. Во всем мире новости занимают лидирующие позиции в списке самых просматриваемых, актуальных и востребованных программ, которые ежедневно транслируются по всему миру. Соответственно, самым действенным способом давления и манипулирования «толпой» становятся именно теленовости. Федеральным каналам, специализирующимся на новостном контенте, доступны множество вариантов и способов управления людьми, например при помощи контраста и обобщения, подмен понятия, специфики монтажа и звука, и так далее, а также с использованием стереотипов сознания, психологии человека и мифологизации . В процессе модернизации мира и общества разнообразие манипуляций растет, позволяя повышать «эффективность» контента, а также адаптировать его под целевую аудиторию.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомИзучение манипулятивного воздействия в телевизионном новостном контенте на российском телевидении.
Основная идеяНаиболее распространенный и адаптированный источник информации - телевизионный новостной контент, который не теряет свою популярность в течение многих лет, более того, он продолжает развиваться, благодаря новым способам воздействия на аудиторию, к которым также относятся манипуляции.
Масштаб организации работИсследовательская часть, практическая часть, социальный опрос, создание брошюры (продукта проекта), презентация
Полученные результатыПроект состоит из 67 страниц, включает в себя две главы, исследование и практическую часть, а также социальный опрос и брошюру (готовый продукт проекта), масштабную презентацию
Кому нужны результаты проектаkirapolunina@bk.ru
Перспектива дальнейшнего развития проектаВ дальнейшем проект будет разделен на более подробные аспекты и части изучения манипуляций, которые будут разобраны и изучены подробнее. Проект имеет перспективу в более глубоком изучении заявленной темы.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма23 20 8 51.0
Анализ проблемы 4 3 1
Организация работы5 5 2
Результаты работы4 4 1
Социокультурные и образовательные последствия 5 3 1
Презентация работы5 5 3
Комментарии
Комментарий по проекту

Текст, раскрывающий собственно исследование (аналитические ряды, обсуждение, иллюстрации и пр.) выполнен профессионально (структурирование материала, различение видов манипуляций и пр.) и весьма развернуто с подробными характеристиками СМИ в контексте темы о манипуляции (объем аналитики поражает). Однако, как представляется эксперту, Кира Дмитриевна изначально не ввела значения, по сути, ключевого используемого понятия, вокруг которого и ради которого строилось все содержание исследования. Если посмотреть в словари (любые), то манипуляция употребляется с одной стороны, в качестве некого действия, а с другой стороны, в двух прямо противоположных смыслах. Мы бы их характеризовали, в окраске ценностно-смысловых значений, как для личности манипулятора, так и для реципиента манипуляции. Очевидно, что так называемый манипулятор может использовать эту технологию в негативном смысле, как: махинацию, подтасовку, жонглирование, проделку, уловку, хитрость и т.п. Но может и в позитивном смысле, допустим, внедрить в сознание какую-нибудь добрую мысль. Поскольку работа выполнена в контексте «журналистской проблематики», то хотелось бы отметить для Киры и научного руководителя следующее. Вот, мы начинаем вникать в заключение данной работы, как концентрацию смыслового развернутого понимания Кирой содержания проведенного исследования. И мы видим, что, да, понятие «манипулирование» используется (понимается) в негативной стилистической тональности. Цитируем: «Манипулирование – это использование завлекающих, интригующих, а порой и дезинформирующих, дискредитирующих, факторов, которые будут отвлекать объектов воздействия от самых важных деталей. Управление и подчинение людей единому мышлению, идеологии, образу жизни происходит во всех сферах общества, начиная от телевидения и рекламы, заканчивая политикой и международными отношениями». На этот тезис накладывается справедливая оценка самой Киры, что подобные технологии, цитируем: «искажают представление мира и реальности, не дают населению возможность самостоятельного анализа происходящего вокруг». Однако, далее, как нам представляется, показав НЕГАТИВНУЮ сторону манипуляции, Кира входит в противоречие, вдруг высказывая мысль о том, что цитируем: «Таким образом, изучение манипулятивных технологий позволит составить объективное мнение, касаемо множество аспектов и сфер общества, а также формирует индивидуальное сознание человека, а не групповое единое мировоззрение». Получается, что манипулятивные технологии, с одной стороны. «искажают представление мира и реальности», а с другой стороны, их изучение «позволит составить объективное мнение». Так, при чем здесь ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Совсем другой поворот работы был бы, если бы Кира соотнесла технологии манипулирования с проблемой ОБЪЕКТИВНОСТИ в СМИ. Или, к примеру, для полноты темы – о людях с критическим мышлением, которые «за чистую монету» не воспримут информацию, а проведут рассуждения – сопоставят одно с другим и с третьим. Или возьмем тех, кто ищет альтернативные СМИ, понимая, что ими манипулируют. То есть, мы хотим сказать, что тема глубока своим проблемным содержанием. Да, и сама Кира об этом говорит: «В дальнейшем проект будет разделен на более подробные аспекты и части изучения манипуляций, которые будут разобраны и изучены подробнее. Проект имеет перспективу в более глубоком изучении заявленной темы». Вышеприведенное замечание еще раз специально возвращает автора к нашему сделанному ранее суждению, мягко говоря, о сомнительности анализировать понятие МАНИПУЛЯЦИЯ исключительно с негативной стороны. А прочитав до конца заключение, возвращаясь назад к характеристикам Киры разных новостных программ, начинаешь думать, что наше отечественное телевидение регулярно занимается манипулированием нашего сознания. Чтобы завершить нашу экспертизу, мы не хотели бы выпячивать этот, по сути, логический казус в процессе РАССУЖДЕНИЙ Киры, по сути, о предмете исследования (не ясно выраженная, мы бы сказали постановка проблемы), отмечая ОГРОМНУЮ РАБОТУ Киры. Но придется в паллиативной манере снизить оценку по критерию «постановка проблемы» до «хорошо». А также снизить по критерию «результаты работы», имея в виду, мягко говоря, небрежность в представление собственно текста проекта, в полуотредактированном виде. Все остальные оценки – отлично.

Комментарий по оценкам

См. в комментариях по проекту!

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Комментарий для педагогов и родителей. Целесообразно обсудить с автором критерии оценки проектных работ, и на этой основе построить вместе с автором замысел дальнейшего развития проекта.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Автором проделана большая работа, что вызывает уважение и говорит о его хорошем творческом потенциале. Изучение чего-либо не может быть проблемой. Необходимо определить - какую проблему Вы хотите решить и для этого планируете и проводите изучение чего-либо. Понятие манипуляции используется автором достаточно широко. При таком подходе любое действие рассматривается как манипуляция. Даже если излагается ценностно-смысловая государственная позиция. В этом случае любой учитель это манипулятор. И такая фиксация обесценивает великий труд Учителя как человека, несущего и воплощающего определенную культурную миссию. Мы живем в мире, в котором разные субъекты организации, фирмы, корпорации, регионы, государства и т.д. могут иметь разные интересы. Соответственно, они могут иметь различные точки зрения на проходящие события. Общее понимание возникает, как правило, в ходе дискуссий, где представлены различные точки зрения. Сегодня центральные каналы в большинстве своем организуют различные дискуссионные площадки, приглашая экспертов и специалистов из разных областей. Поэтому новостные сюжеты необходимо рассматривать вместе с программами, на которых организованы дискуссии по различным вопросам (политике, экономике, здоровью, культуре и т.д.). В работе системно изложены типы и формы манипуляции. Однако для анализа выбираются центральные федеральные каналы. Подсознательно формируется впечатление, что только данные каналы заполнены манипуляторами. Как продолжение работы целесообразно было бы сравнить отечественные каналы и зарубежные – европейские, азиатские и др. (хотя бы те, которые доступны в сетке вещания в телевизионных пакетах). Можно сказать, что слайд 19 является типичным средством манипуляции. Название - итоги социологического опроса. Подзаголовок - задачи социологического опроса. Далее представлен перечень задач. Обращаем внимание на то, что ни по одной задаче нет ни результатов, ни выводов! Представленные далее диаграммы не имеют к ним никакого отношения, но имеют отношение к социологии. Эксперт согласен с автором, что сегодня культура критического мышления является достаточно низкой. И если человек хочет больше понимать и эффективно строить свой выбор, то он должен понимать на каких основаниях он его делает (на своих ценностно-смысловых ориентирах или заимствованных, некритично воспринятых постулатах). Возможно, занимаясь проблемой манипулирования, Вы сможете определить модели формирования критического мышления, в том числе и с использованием технологий современного телевидения.

— Эксперт 2
Комментарий по оценкам

Данный проект не имеет никакого развивающего и воспитательного потенциала для обучающихся общеобразовательной организации, так как он не коррелирует со ФГОС.

Комментарий по проекту

Кому нужны результаты работы этого проекта? Проект не представляет никакой социальной ценности.

— Эксперт 3