ФИО заявителя | Мартынцева Анна Богдановна |
Дата рождения | 01.11.2010 |
Проект
Название | ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ «ОБРАЗА ВРАГА» В ГАЗЕТАХ ГЛАВНЫХ ПРОТИВНИКОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ |
Учреждение | Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» |
Класс | 6 |
Науч. руководитель | Гайдук Наталья Васильевна |
Консультант | Соколова Ольга Александровна |
Исполнители |
|
Секция | 5 - 6 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики. |
Краткое описание проекта | Исследование опыта представления «врага» в газетных текстах периода Великой Отечественной войны и актуализация этого опыта на современном этапе |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Исследование опыта представления «врага» в газетных текстах периода Великой Отечественной войны и актуализация этого опыта на современном этапе |
Основная идея | Анализ материалов общественно-политической тематики времен второй мировой войны русскоязычных и немецкоязычных СМИ позволяет отметить, что для формирования положительного или отрицательного мнения о том или ином событии активно используются языковые средства выражения оценки. |
Масштаб организации работ | Теоретической базой исследования являются работы современных отечественных и зарубежных учёных, направленные на изучение особенностей газетного текста, публицистического стиля и особенностей эмоционально-окрашенной лексики. Основу источниковой базы работы образуют комплекты газет «Правда», «Красная звезда», «Völkischer Beobachter» (Фёлькишер беобахтер), «Der Stürmer» (Штюрмер) за 1939 – сентябрь 1945 г.г. |
Полученные результаты | Оценочность в газетных текстах и в русском, и в немецком выражается прежде всего в лексике: в сравнительно большой частотности качественно-оценочных прилагательных и существительных, в метафоризации; в отборе фразеологии; в особенностях использования синтаксических средств, особое внимание уделяется роли газетного заголовка. |
Кому нужны результаты проекта | Ученики, учителя |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Рассмотрение темы на примере англоязычных газет |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Анна Богдановна очень точно подобрала проект к девизу данного направления конкурса: «Как слово наше отзовется…». Слово должно отзываться – важная идея проекта, тем более что, как говорят филологи и лингвисты: к словам стали относится пренебрежительно. Они стали терять свои глубинные смыслы. Одна эта оценка проекта выводит его на высокий уровень значений – особенно для школьного культурно-художественного-литературного образования. Анна вполне профессионально пользуется специфической лексикой, разъясняя смысл темы. Вообще ее подготовка по этой проблематике высоко оценивается. Анне нужно продолжать двигаться этом направлении. До окончания школы можно выйти на уровень, сопоставимый с профессиональной лингвистической подготовкой в высшей школе. Удивительно. По всем критериям проект выполнен на отлично. Научному руководителю, Наталье Васильевне. Подметим одну особенность. Важно, как мы думаем, избегать абстракций, проводя мысли этой темы на анализе происходящих событий самого разного уровня. Тем самым школьники научатся соотносить предлагаемый теоретический материал с реальностью. Сегодняшние СМИ – великолепный материал для анализа. То есть, мысль Анны об «актуализации этого опыта на современном этапе» не только продуктивна, но и проверяема. Надо развивать. Проводить сравнения исторических событий с современностью. Выстраивать свои культурные модели.
Комментарий по оценкам
См. в комментариях по проекту!
Комментарий по оценкам
Проект оценен на оценки "хорошо" и "отлично", исследование отличается полнотой, достоверностью, приведен иллюстративный материал.
Комментарий по проекту
Проект, несомненно, вызовет интерес у обучающихся, однако его тема все-таки является не совсем подходящей для младших подростков, так как содержит много негатива.
Комментарий по оценкам
Выбрана очень актуальная и во время Великой Отечественной войны, и в настоящий исторический период тема для исследования и осмысления. Собран материал, на основе которого представлена системная характеристика языковых особенностей газетного стиля периода Великой Отечественной войны и их идеологических оснований.
Комментарий по проекту
Руководителем предложен важный и нужный по содержанию материал для осмысления современным школьником, позволяющий ему сделать значимые наблюдения и выводы идеологического характера. Выбор темы при всей ее сложности заслуживает самого большого одобрения. Однако в тексте не представлены гипотеза, социокультурные и образовательные последствия деятельности по исследованию данной проблемы. Также недостаточно четко произведено разграничение между научными изысканиями лингвистов-профессионалов и открытиями (объективными или субъективными) самого автора работы.