ФИО заявителя | Власова Кира Дмитриевна |
Дата рождения | 26.07.2015 |
Проект
Название | Маршрут доктора Айболита в стихотворной сказке К. И. Чуковского «Айболит» |
Учреждение | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1287» 125167, г. Москва, пр-д Аэропорта, д. 10 |
Класс | 2 |
Науч. руководитель | Паршина Олеся Александровна |
Консультант | Паршина Олеся Александровна |
Исполнители |
|
Секция | 1 - 4 классы «Хочу всё знать». Работы из разных областей знаний |
Краткое описание проекта | Цель моей работы определить маршрут доктора Айболита, опираясь на факты из сказки, узнать, насколько точным с географической точки зрения является стихотворение Гипотеза: если географические объекты, которые описаны в стихотворении, существуют реально, то можно проложить маршрут доктора Айболита, опираясь на факты из произведения. В начале исследования я решила узнать: «А читали ли мои одноклассники произведения К. И. Чуковского и насколько хорошо они их знают?» Я составила анкету и предложила ее ребятам. Анкетирование показало, что дети знают и читают стихотворения Корнея Чуковского, но круг чтения стихотворении известного писателя очень узок, ребята читают только очень знакомые стихотворения. Ответы анкеты показывают, что одноклассники мало задумываются над прочитанными ими книгами. Поэтому я попробую поставить перед собой еще одну задачу – увлечь одноклассников чтением замечательных сказок Чуковского. И не просто читать, а быть очевидцем этих событий и пережить их вместе с героями произведений. «Появление доктора Айболита в России» Не многие знают, что Корней Чуковский – это псевдоним писателя. Его настоящее имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Корней Чуковский – 2 части его фамилии. Что же помогло Чуковскому написать сказку «Айболит»? Оказывается, в Англии в 1920 году появилась книга про доктора Дулиттла и его животных. Ее автор – Хью Лофтинг. Корней Иванович Чуковский прекрасно знал английский язык. Он прочитал книгу о докторе Дулиттле и даже перевел ее на русский язык в 1925 году. Так в России появилась книга «Доктор Айболит»: её автор Хью Лофтинг, а переводчик - Корней Чуковский. Всем известно, что дети легче запоминают стихи, чем прозу. Поэтому в 1929 году К.И.Чуковский пишет стихотворную сказку «Айболит». «Сравнительный анализ сказок Г. Лофтинга и К. И. Чуковского» На следующем этапе своего исследования я провела сравнительный анализ произведений К. Чуковского и Х. Лофтинга. Правда, у Чуковского были взяты 2 произведения, в которых есть доктор Айболит: в прозе и в стихах. Доктора Айболит и Дулиттл конечно похожи. Оба любят и помогают животным. Но есть и различия. В истории Лофтинга доктор Дулиттл жил в небольшом городке, все жители которого знали его в лицо и считали очень умным. Сестра доктора Дулиттла носила имя Сара, она ухаживала за хозяйством и помогала брату присматривать за многочисленными животными, жившими в его доме. У доктора в доме проживали мохнатые квартиранты и не только: ежик в подвале, белые мыши в пианино, белка в шкафу. У Чуковского Дулиттл превратился в Айболита, собака Гав-Гав - в Авву, поросенок Хрю-Хрю - в свинку Хрю-хрю, занудная сестра доктора Сара - в совсем уж злобную Варвару (наверное потому, что она варварски относилась к животным). А туземный король Тумба и пират Бен-Али вовсе сольются в едином образе пирата-людоеда Бармалея. Все свои наблюдения я свела в таблицу. История доктора Дулиттла и приключения доктора Айболита очень похожи. «Прототип Айболита» В ходе исследования у меня возник еще один вопрос: «А был ли Айболит на самом деле или это вымышленный герой?» Я предположила, что прототипом этого героя был сам автор. Но доказательств этой гипотезы не нашла. Чуковский не был врачом, не лечил людей и животных. Для меня остался нерешенный вопрос: кто же является прототипом доктора Айболита? В Интернете я нашла значение этого слова «Прототип» - это реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя. Сам Корней Чуковский говорил, что задумка про доктора Айболита появилась у него после знакомства с доктором Шабадом. Доктор этот учился в Москве на медицинском факультете, и всё свободное время проводил в трущобах, помогая и вылечивая бедных и обездоленных. Он не брал за лечение денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить и бродяг, и жуликов. Он помогал даже животным: лошади, коровы, кошки, собаки, и даже ворон были его пациентами. И все больные его беззаветно любили. Поэтому и не удивительно, что Корней Чуковский мог написать с него доктора Айболита. «Где жил Доктор Айболит?» Интересно, а где бы мог, жить Доктор Айболит? Для того, чтобы определить маршрут доктора, я взяла карту и книгу про Айболита в стихах. Откуда же начал свое путешествие Айболит? Давайте вместе вспомним, как начиналась сказка: Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Попробуем по первым строчкам сказки определить место жительства доктора Айболита. Во-первых, это лесная зона, так как доктор Айболит сидит под деревом и к нему приходят лечиться волчица и медведь. Во-вторых, скорее всего, это северное полушарие к Айболиту приходят лечиться и жучок, и паучок, и медведица. В-третьих, этот район освоен человеком (у Айболита лечится собака, корова, курица - это домашние животные). Скорее всего, доктор Айболит жил в России. Сведения о географическом местоположении Айболита можно извлечь из следующего эпизода: «И прибежала зайчиха, и закричала: «Ай, ай!» Мой зайчик попал под трамвай! На основании данного отрывка мы можем понять, что доктор проживал не в лесу, а на окраине крупного города, в котором ходят трамваи. Я думаю, что он не мог жить в центре города, потому что к нему приходило лечиться большое количество животных, которые мешали бы движению в городе. Конечно, таких городов, где уже был трамвайный транспорт, было несколько. Но здесь на помощь приходят другие произведения Корнея Ивановича Чуковского: «Крокодил», «Мойдодыр» Я узнала, что река Мойка, улицы Сенная и Садовая, Таврический сад, находятся в Санкт – Петербурге. Петроград – это бывшее название города Санкт-Петербург. А если ещё вспомнить, что и автор родился в этом городе, то можно считать, что доктор Айболит жил и начал своё путешествие в Африку из пригорода Петербурга. Предположительным временем получение телеграммы Айболитом было лето или начало осени. Потому что среди пациентов Айболита упоминались насекомые: и жучок, и паучок и укусившая Барбоса оса. «Географические объекты на карте» Теперь обратимся к тексту телеграммы: «Приезжайте, доктор, в Африку скорей!» На вопрос, где же вы живете, звери отвечают: -мы живем на Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на горе Фернандо-По, где гуляет Гиппопо по широкой Лимпопо. Какие интересные географические названия: Занзибар, Калахари, Сахара, гора Фернандо-По, река Лимпопо. Я попробывала найти их на карте и выяснила, что все эти названия существуют на самом деле! Когда я нашла названные объекты на карте Африки, то увидела, что охвачена практически вся территория Африки. Точного места прибытия Айболита в телеграмме не указано, значит, своим ответом звери дают понять, что они сами найдут Айболита, как только он появится в Африке. И встал Айболит, побежал Айболит. Казалось бы, что ближайший путь из Петербурга к Африке - это на юг. Но судя по быстроте изменения температуры воздуха, «А в лицо ему ветер, и снег, и град», доктор Айболит двинулся не на юг, а на север. Далее можно предположить, что Айболит попал в тайгу: «...Из-за ёлки выбегают мохнатые волки...». Он бежал на север, а нужно было бежать в противоположном направлении, на юг. Это произошло, наверное, потому что Айболит очень переживал за животных и не сразу сориентировался, куда бежать?! «Баренцево море» Первые животные, которые встретились доктору были волки. И сейчас же к нему из-за ёлки Выбегают мохнатые волки: Далее можно предположить, что Айболит попал в тайгу, и оттуда они доставили Айболита к морю. «Но вот перед ними море - бушует, шумит на просторе». Какое это может быть море? По карте я определила, это может быть, Баренцево или Белое море. «…Но тут выплывает кит: - Садись на меня, Айболит..» В каком море могут плавать киты? Данную информацию я нашла в детской морской энциклопедии, я узнала, что в Белом море киты не водятся, так как их отпугивает недостаточная глубина моря и отсутствие корма для китов, а Баренцево море глубже, богато рыбой и в нем водятся крупные морские млекопитающие. Синий кит - самое большое животное, мне кажется, именно Синий кит предлагает Доктору свою помощь. На берегу Баренцева моря есть крупный морской порт – Мурманск. Скорее всего, именно здесь Айболит сел на кита и поплыл в Африку. Через какие моря он плыл, я определила по карте - это Баренцево, Гренландское море по Атлантическому океану. «Атласские горы» На Ките Айболит проделал путь через Баренцево море, Атлантический океан к берегам Марокко и Алжира. К устью реки Лимпопо Кит не смог доставить Айболита, потому что киты обитатели морей и океанов. Кит довёз Айболита до ближайшей точки Африки – это северо-западный берег - побережье Марокко. Но Айболит не может попасть к больным зверям, потому что перед ним встают горы: А горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи! Перед ним наверняка Атласские горы. Описание Атласских гор – это одно из ярких географических описаний сказки. В последней фразе ключевое слово «под», то есть горы ниже туч, не выше 200м – это как раз средняя высота Атласских гор. Кто же поможет Айболиту преодолеть эти горы? Конечно же орлы-жители этих мест! Дальше путь доктора продолжался на орле. Так в какую именно точку Африки орлы доставили Айболита? «Река Лимпопо» Далее передо мной встал вопрос, где должен приземлиться доктор Айболит? Читаем следующие строки: сидит и плачет в Африке - печальный Гиппопо. Он в Африке, он в Африке, под пальмою сидит И на море из Африки, без отдыха глядит Из этих строк я сделала вывод, что животные ждали Айболита у реки Лимпопо. Лимпопо — река в Южной Африке. Лимпопо – это одна из крупнейших рек Африки, вытянувшаяся на 1750 км. Река Лимпопо служит границей национального парка Крюгера, в котором собраны животные со всего Африканского континента. Поэтому в районе реки Лимпопо и можно лечить животных, которые обитают по всей Африке. «Южно-Африканская Республика» Звери в Африке живут везде: Акулы живут в океане. Носороги, страусы, слоны, гиппопотамы и жирафы живут в саванне. А верблюды в пустыне. Сахара находится на севере, Калахари - на юге, остров Занзибар - на востоке, река Лимпопо течет в южной части Африки, а гора Фернандо-по, как показали поиски по интернету, на самом деле является скалистым островом Биоко, в западной части Африки в заливе Биафра. Поэтому орлы должны приземлиться, где-то на побережье, туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды и даже акула из океана. В финале Гиппопотам идёт от Занзибара к вулкану Килиманджаро, который находится в восточной части Африки. Звери ждут появления доктора с моря: "не едет ли в кораблике доктор". Учтем, что, несмотря на географическую разбросанность всех объектов, конечная точка путешествия - река Лимпопо, выходящая в Индийский океан, раз ее название доктор повторяет на протяжении стихотворения. Значит, доктор на орле должен долететь до Лимпопо. «Точность географического маршрута доктора Айболита» Из собранных фактов я делаю вывод, что маршрут доктора Айболита, не придуман автором. Все точки его пути существуют в реальной жизни. Город Санкт- Петербург (начало маршрута), основан в 29 мая 1703 г. Город Мурманск, основан 4 октября 1916 года, напомню, что произведение появилось на свет в 1929 году. И Баренцево море, и Атлантический океан, и река Лимпопо, существуют. С помощью карты я измерила расстояние от Санкт-Петербурга до ЮАР, по моим подсчетам Айболит преодолел путь длинною 15000 км. В маршруте есть не большие отклонения от карты, при написании стихотворения автор не в полном объеме обращал внимание на географию, ему нужна была всего лишь рифма. «Новый маршрут доктора Айболита» Если бы я отправилась на помощь животным, то выбрала другой маршрут выбрала, более короткий! Во-первых, я бы отправилась на юг. Во-вторых, средством своего передвижения я бы выбрала воздушный шар, так как предполагаю, что путь по воздуху короче, в небе нет препятствий и можно двигаться в любом направлении. По карте я проложила маршрут, точкой отправления - мой родной город Москва, далее на юг России. Оттуда через Черное море в Турцию, затем через воздушное пространство Египта и Судана, Конго, Замбию и Ботсвану я добралась бы до Южной Африки. Расстояние от точки отправления до конечной точки составило почти 9 110 км, а расстояние Айболита, по моим подсчетам, составило 15 000 км. Расстояние между Москвой и Южной Африканской Республикой по прямой составляет 9 110 км. по карте видно, что нужно будет лететь в самую южную часть материка Африка. Из Википедии я узнала какова, средняя скорость воздушного шара. Это примерно 125 км/ч. Осталось определить время, которое потребуется для перелета. Чтобы узнать время, нужно расстояние разделить на скорость: 9110км:125км/ч = 73 часа, т.е. 3 суток. «Современный маршрут Айболит» В наше время единственный разумный вид транспорта для преодоления расстояние – это самолёт. В Южной Африке вы можете выбрать один из следующих аэропортов прибытия. Йоханнесбург – главный аэропорт в ЮАР с самым большим количеством рейсов. Кейптаун – второй по популярности и пассажиропотоку аэропорт страны. Дурбан аэропорт – принимает рейсы примерно из 30 городов мира. В любой из вышеперечисленных аэропортов ЮАР вы можете добраться из России с одной пересадкой в Стамбуле, Дохе или Дубае. В среднем прямой рейс из России в Африку длится 11ч. 33м. За это время вы покроете 5307 км. Мне кажется, что целью К. Чуковского было не точное описание географических объектов, а рассказ о добром докторе, который может отправиться на край света, чтобы вылечить больных зверей. Описывая долгий путь Айболита, Чуковский заставляет нас волноваться, мы ждём, когда же появится долгожданная Африка, и вылечит ли доктор бедных зверей. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Мне очень нравится сказка про доктора Айболита. А совсем недавно я прочитала это произведение в прозе, его автор английский писатель Хью Лофтинг «Доктор Дулиттл и его звери». И у меня появилось много вопросов, мне стало интересно узнать, а был ли доктор Айболит на самом деле и каким же путем он добирался до Африки. Так возникла тема моей исследовательской работы: «Маршрут доктора Айболита в стихотворной сказке К. И. Чуковского «Айболит». Цель: определить маршрут доктора Айболита, опираясь на факты из сказки К. И. Чуковского «Айболит», узнать насколько точным с географической точки зрения является стихотворение К.И. Чуковского «Айболит» |
Основная идея | Если географические объекты, которые описаны в стихотворении, существуют реально, то можно проложить маршрут доктора Айболита, опираясь на факты из произведения. |
Масштаб организации работ | 1. Изучить историю появления стихотворения «Айболит» 2. Выяснить, кто является прототипом доктора Айболита. 3. Узнать пункт отправления доктора в Африку. 4. Проследить маршрут доктора Айболита и выяснить, на сколько правдоподобным является этот маршрут. 5. Выяснить конечную точку маршрута доктора Айболита в Африке 6. Рассчитать расстояние, которое преодолел Айболит 7.Провести анкетирование |
Полученные результаты | В ходе своего исследования я узнала, где жил Айболит, и кто был его прототипом. Выяснила, что географические объекты, указанные в стихотворении, существуют в реальной жизни. Благодаря этому стихотворению я хорошо изучила Африку и её географические объекты Калахари, Занзибар, Сахара, Лимпопо и многие другие. Узнала много о животных Африки. В ходе исследования я превратилась в настоящего географа и «открыла» новый маршрут для Айболита. |
Кому нужны результаты проекта | Анкетирование показало, что дети знают и читают стихотворения Корнея Чуковского, но круг чтения стихотворении известного писателя очень узок, ребята читают только очень знакомые стихотворения. Ответы анкеты показывают, что одноклассники мало задумываются над прочитанными ими книгами. Поэтому я попробую поставить перед собой еще одну задачу – увлечь одноклассников чтением замечательных сказок Чуковского. И не просто читать, а быть очевидцем этих событий и пережить их вместе с героями произведений. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Повышение интереса учащихся к творчеству Корнея Ивановича Чуковского, к осознанному чтению детской литературы. Фактический материал, выводы и результаты исследовательской работы могут быть использованы как дополнительный материал при изучении литературы, географии, внеклассных мероприятий. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по оценкам
ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Сформулирована гипотеза исследования. Сформулированы цели и задачи исследования. Даны определения основных понятий исследования. Представлены основные этапы исследования. Сформулирован замысел экспериментальной части исследованияДЛЯ ПРОЕКТОВ Полученные результаты востребованы и могут использоваться для решения задач в других областях.
Комментарий по проекту
Хороший проект! Молодец!
Комментарий по оценкам
Проведен большой анализ материала для изучения Маршрута доктора Айболита. Очень красивая и яркая презентация работы соответствует проведенному исследованию. Полученные результаты могут быть использованы как дополнительный материал.
Комментарий по проекту
Проект увлекательный. Все размышления и выводы представляются мне убедительными. Думаю, учащиеся с удовольствием его изучат и поделятся с близкими своими знаниями и впечатлениями.
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащегося: Интереснейшая идея! Реальный литературоведческий проект с очень оригинальным подходом к анализу литературного произведения! Проделана колоссальная работа по поиску и анализу информации, причем не только литературной, но и исторической и географической. Отлично проведен сравнительный анализ сказок Г. Лофтинга и К.И.Чуковского с составлением таблицы. Результаты анкетирования представлены наглядно на круговых диаграммах. Презентация выполнена безукоризненно – с фото, таблицей, диаграммами, с богатым иллюстративным материалом. Анкета для одноклассников составлена интересно и остроумно. Автор – умница! Так держать! Успехов в новом проекте по сказке «Бармалей»!
Комментарий по проекту
Комментарии для руководителя, консультанта и родителя: Уважаемые взрослые! Вам огромная благодарность за поддержку талантливого ребенка! Уникальная идея с прекрасным воплощением! Огромный воспитательный потенциал несет потрясающая история о докторе Шабаде. Очень жаль, что не все 10 вопросов анкеты приводятся в приложении и не все ответы выведены в презентацию. В список источников хорошо было бы добавить книгу Хью Лофтинга «История доктора Дулиттла», поскольку она упоминается в работе. Руководитель и автор заслуживают высочайших оценок за терпение, трудолюбие, ценностное отношение к познанию. Побольше бы таких проектов! Спасибо вам!