ФИО заявителяВласова Кира Дмитриевна
Дата рождения26.07.2015

Проект

НазваниеМаршрут доктора Айболита в стихотворной сказке К. И. Чуковского «Айболит»
УчреждениеГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1287» 125167, г. Москва, пр-д Аэропорта, д. 10
Класс2
Науч. руководительПаршина Олеся Александровна
КонсультантПаршина Олеся Александровна
Исполнители
  • Власова Кира Дмитриевна
Секция1 - 4 классы «Хочу всё знать». Работы из разных областей знаний
Краткое описание проектаЦель моей работы определить маршрут доктора Айболита, опираясь на факты из сказки, узнать, насколько точным с географической точки зрения является стихотворение Гипотеза: если географические объекты, которые описаны в стихотворении, существуют реально, то можно проложить маршрут доктора Айболита, опираясь на факты из произведения. В начале исследования я решила узнать: «А читали ли мои одноклассники произведения К. И. Чуковского и насколько хорошо они их знают?» Я составила анкету и предложила ее ребятам. Анкетирование показало, что дети знают и читают стихотворения Корнея Чуковского, но круг чтения стихотворении известного писателя очень узок, ребята читают только очень знакомые стихотворения. Ответы анкеты показывают, что одноклассники мало задумываются над прочитанными ими книгами. Поэтому я попробую поставить перед собой еще одну задачу – увлечь одноклассников чтением замечательных сказок Чуковского. И не просто читать, а быть очевидцем этих событий и пережить их вместе с героями произведений. «Появление доктора Айболита в России» Не многие знают, что Корней Чуковский – это псевдоним писателя. Его настоящее имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Корней Чуковский – 2 части его фамилии. Что же помогло Чуковскому написать сказку «Айболит»? Оказывается, в Англии в 1920 году появилась книга про доктора Дулиттла и его животных. Ее автор – Хью Лофтинг. Корней Иванович Чуковский прекрасно знал английский язык. Он прочитал книгу о докторе Дулиттле и даже перевел ее на русский язык в 1925 году. Так в России появилась книга «Доктор Айболит»: её автор Хью Лофтинг, а переводчик - Корней Чуковский. Всем известно, что дети легче запоминают стихи, чем прозу. Поэтому в 1929 году К.И.Чуковский пишет стихотворную сказку «Айболит». «Сравнительный анализ сказок Г. Лофтинга и К. И. Чуковского» На следующем этапе своего исследования я провела сравнительный анализ произведений К. Чуковского и Х. Лофтинга. Правда, у Чуковского были взяты 2 произведения, в которых есть доктор Айболит: в прозе и в стихах. Доктора Айболит и Дулиттл конечно похожи. Оба любят и помогают животным. Но есть и различия. В истории Лофтинга доктор Дулиттл жил в небольшом городке, все жители которого знали его в лицо и считали очень умным. Сестра доктора Дулиттла носила имя Сара, она ухаживала за хозяйством и помогала брату присматривать за многочисленными животными, жившими в его доме. У доктора в доме проживали мохнатые квартиранты и не только: ежик в подвале, белые мыши в пианино, белка в шкафу. У Чуковского Дулиттл превратился в Айболита, собака Гав-Гав - в Авву, поросенок Хрю-Хрю - в свинку Хрю-хрю, занудная сестра доктора Сара - в совсем уж злобную Варвару (наверное потому, что она варварски относилась к животным). А туземный король Тумба и пират Бен-Али вовсе сольются в едином образе пирата-людоеда Бармалея. Все свои наблюдения я свела в таблицу. История доктора Дулиттла и приключения доктора Айболита очень похожи. «Прототип Айболита» В ходе исследования у меня возник еще один вопрос: «А был ли Айболит на самом деле или это вымышленный герой?» Я предположила, что прототипом этого героя был сам автор. Но доказательств этой гипотезы не нашла. Чуковский не был врачом, не лечил людей и животных. Для меня остался нерешенный вопрос: кто же является прототипом доктора Айболита? В Интернете я нашла значение этого слова «Прототип» - это реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя. Сам Корней Чуковский говорил, что задумка про доктора Айболита появилась у него после знакомства с доктором Шабадом. Доктор этот учился в Москве на медицинском факультете, и всё свободное время проводил в трущобах, помогая и вылечивая бедных и обездоленных. Он не брал за лечение денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить и бродяг, и жуликов. Он помогал даже животным: лошади, коровы, кошки, собаки, и даже ворон были его пациентами. И все больные его беззаветно любили. Поэтому и не удивительно, что Корней Чуковский мог написать с него доктора Айболита. «Где жил Доктор Айболит?» Интересно, а где бы мог, жить Доктор Айболит? Для того, чтобы определить маршрут доктора, я взяла карту и книгу про Айболита в стихах. Откуда же начал свое путешествие Айболит? Давайте вместе вспомним, как начиналась сказка: Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Попробуем по первым строчкам сказки определить место жительства доктора Айболита. Во-первых, это лесная зона, так как доктор Айболит сидит под деревом и к нему приходят лечиться волчица и медведь. Во-вторых, скорее всего, это северное полушарие к Айболиту приходят лечиться и жучок, и паучок, и медведица. В-третьих, этот район освоен человеком (у Айболита лечится собака, корова, курица - это домашние животные). Скорее всего, доктор Айболит жил в России. Сведения о географическом местоположении Айболита можно извлечь из следующего эпизода: «И прибежала зайчиха, и закричала: «Ай, ай!» Мой зайчик попал под трамвай! На основании данного отрывка мы можем понять, что доктор проживал не в лесу, а на окраине крупного города, в котором ходят трамваи. Я думаю, что он не мог жить в центре города, потому что к нему приходило лечиться большое количество животных, которые мешали бы движению в городе. Конечно, таких городов, где уже был трамвайный транспорт, было несколько. Но здесь на помощь приходят другие произведения Корнея Ивановича Чуковского: «Крокодил», «Мойдодыр» Я узнала, что река Мойка, улицы Сенная и Садовая, Таврический сад, находятся в Санкт – Петербурге. Петроград – это бывшее название города Санкт-Петербург. А если ещё вспомнить, что и автор родился в этом городе, то можно считать, что доктор Айболит жил и начал своё путешествие в Африку из пригорода Петербурга. Предположительным временем получение телеграммы Айболитом было лето или начало осени. Потому что среди пациентов Айболита упоминались насекомые: и жучок, и паучок и укусившая Барбоса оса. «Географические объекты на карте» Теперь обратимся к тексту телеграммы: «Приезжайте, доктор, в Африку скорей!» На вопрос, где же вы живете, звери отвечают: -мы живем на Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на горе Фернандо-По, где гуляет Гиппопо по широкой Лимпопо. Какие интересные географические названия: Занзибар, Калахари, Сахара, гора Фернандо-По, река Лимпопо. Я попробывала найти их на карте и выяснила, что все эти названия существуют на самом деле! Когда я нашла названные объекты на карте Африки, то увидела, что охвачена практически вся территория Африки. Точного места прибытия Айболита в телеграмме не указано, значит, своим ответом звери дают понять, что они сами найдут Айболита, как только он появится в Африке. И встал Айболит, побежал Айболит. Казалось бы, что ближайший путь из Петербурга к Африке - это на юг. Но судя по быстроте изменения температуры воздуха, «А в лицо ему ветер, и снег, и град», доктор Айболит двинулся не на юг, а на север. Далее можно предположить, что Айболит попал в тайгу: «...Из-за ёлки выбегают мохнатые волки...». Он бежал на север, а нужно было бежать в противоположном направлении, на юг. Это произошло, наверное, потому что Айболит очень переживал за животных и не сразу сориентировался, куда бежать?! «Баренцево море» Первые животные, которые встретились доктору были волки. И сейчас же к нему из-за ёлки Выбегают мохнатые волки: Далее можно предположить, что Айболит попал в тайгу, и оттуда они доставили Айболита к морю. «Но вот перед ними море - бушует, шумит на просторе». Какое это может быть море? По карте я определила, это может быть, Баренцево или Белое море. «…Но тут выплывает кит: - Садись на меня, Айболит..» В каком море могут плавать киты? Данную информацию я нашла в детской морской энциклопедии, я узнала, что в Белом море киты не водятся, так как их отпугивает недостаточная глубина моря и отсутствие корма для китов, а Баренцево море глубже, богато рыбой и в нем водятся крупные морские млекопитающие. Синий кит - самое большое животное, мне кажется, именно Синий кит предлагает Доктору свою помощь. На берегу Баренцева моря есть крупный морской порт – Мурманск. Скорее всего, именно здесь Айболит сел на кита и поплыл в Африку. Через какие моря он плыл, я определила по карте - это Баренцево, Гренландское море по Атлантическому океану. «Атласские горы» На Ките Айболит проделал путь через Баренцево море, Атлантический океан к берегам Марокко и Алжира. К устью реки Лимпопо Кит не смог доставить Айболита, потому что киты обитатели морей и океанов. Кит довёз Айболита до ближайшей точки Африки – это северо-западный берег - побережье Марокко. Но Айболит не может попасть к больным зверям, потому что перед ним встают горы: А горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи! Перед ним наверняка Атласские горы. Описание Атласских гор – это одно из ярких географических описаний сказки. В последней фразе ключевое слово «под», то есть горы ниже туч, не выше 200м – это как раз средняя высота Атласских гор. Кто же поможет Айболиту преодолеть эти горы? Конечно же орлы-жители этих мест! Дальше путь доктора продолжался на орле. Так в какую именно точку Африки орлы доставили Айболита? «Река Лимпопо» Далее передо мной встал вопрос, где должен приземлиться доктор Айболит? Читаем следующие строки: сидит и плачет в Африке - печальный Гиппопо. Он в Африке, он в Африке, под пальмою сидит И на море из Африки, без отдыха глядит Из этих строк я сделала вывод, что животные ждали Айболита у реки Лимпопо. Лимпопо — река в Южной Африке. Лимпопо – это одна из крупнейших рек Африки, вытянувшаяся на 1750 км. Река Лимпопо служит границей национального парка Крюгера, в котором собраны животные со всего Африканского континента. Поэтому в районе реки Лимпопо и можно лечить животных, которые обитают по всей Африке. «Южно-Африканская Республика» Звери в Африке живут везде: Акулы живут в океане. Носороги, страусы, слоны, гиппопотамы и жирафы живут в саванне. А верблюды в пустыне. Сахара находится на севере, Калахари - на юге, остров Занзибар - на востоке, река Лимпопо течет в южной части Африки, а гора Фернандо-по, как показали поиски по интернету, на самом деле является скалистым островом Биоко, в западной части Африки в заливе Биафра. Поэтому орлы должны приземлиться, где-то на побережье, туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды и даже акула из океана. В финале Гиппопотам идёт от Занзибара к вулкану Килиманджаро, который находится в восточной части Африки. Звери ждут появления доктора с моря: "не едет ли в кораблике доктор". Учтем, что, несмотря на географическую разбросанность всех объектов, конечная точка путешествия - река Лимпопо, выходящая в Индийский океан, раз ее название доктор повторяет на протяжении стихотворения. Значит, доктор на орле должен долететь до Лимпопо. «Точность географического маршрута доктора Айболита» Из собранных фактов я делаю вывод, что маршрут доктора Айболита, не придуман автором. Все точки его пути существуют в реальной жизни. Город Санкт- Петербург (начало маршрута), основан в 29 мая 1703 г. Город Мурманск, основан 4 октября 1916 года, напомню, что произведение появилось на свет в 1929 году. И Баренцево море, и Атлантический океан, и река Лимпопо, существуют. С помощью карты я измерила расстояние от Санкт-Петербурга до ЮАР, по моим подсчетам Айболит преодолел путь длинною 15000 км. В маршруте есть не большие отклонения от карты, при написании стихотворения автор не в полном объеме обращал внимание на географию, ему нужна была всего лишь рифма. «Новый маршрут доктора Айболита» Если бы я отправилась на помощь животным, то выбрала другой маршрут выбрала, более короткий! Во-первых, я бы отправилась на юг. Во-вторых, средством своего передвижения я бы выбрала воздушный шар, так как предполагаю, что путь по воздуху короче, в небе нет препятствий и можно двигаться в любом направлении. По карте я проложила маршрут, точкой отправления - мой родной город Москва, далее на юг России. Оттуда через Черное море в Турцию, затем через воздушное пространство Египта и Судана, Конго, Замбию и Ботсвану я добралась бы до Южной Африки. Расстояние от точки отправления до конечной точки составило почти 9 110 км, а расстояние Айболита, по моим подсчетам, составило 15 000 км. Расстояние между Москвой и Южной Африканской Республикой по прямой составляет 9 110 км. по карте видно, что нужно будет лететь в самую южную часть материка Африка. Из Википедии я узнала какова, средняя скорость воздушного шара. Это примерно 125 км/ч. Осталось определить время, которое потребуется для перелета. Чтобы узнать время, нужно расстояние разделить на скорость: 9110км:125км/ч = 73 часа, т.е. 3 суток. «Современный маршрут Айболит» В наше время единственный разумный вид транспорта для преодоления расстояние – это самолёт. В Южной Африке вы можете выбрать один из следующих аэропортов прибытия. Йоханнесбург – главный аэропорт в ЮАР с самым большим количеством рейсов. Кейптаун – второй по популярности и пассажиропотоку аэропорт страны. Дурбан аэропорт – принимает рейсы примерно из 30 городов мира. В любой из вышеперечисленных аэропортов ЮАР вы можете добраться из России с одной пересадкой в Стамбуле, Дохе или Дубае. В среднем прямой рейс из России в Африку длится 11ч. 33м. За это время вы покроете 5307 км. Мне кажется, что целью К. Чуковского было не точное описание географических объектов, а рассказ о добром докторе, который может отправиться на край света, чтобы вылечить больных зверей. Описывая долгий путь Айболита, Чуковский заставляет нас волноваться, мы ждём, когда же появится долгожданная Африка, и вылечит ли доктор бедных зверей.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомМне очень нравится сказка про доктора Айболита. А совсем недавно я прочитала это произведение в прозе, его автор английский писатель Хью Лофтинг «Доктор Дулиттл и его звери». И у меня появилось много вопросов, мне стало интересно узнать, а был ли доктор Айболит на самом деле и каким же путем он добирался до Африки. Так возникла тема моей исследовательской работы: «Маршрут доктора Айболита в стихотворной сказке К. И. Чуковского «Айболит». Цель: определить маршрут доктора Айболита, опираясь на факты из сказки К. И. Чуковского «Айболит», узнать насколько точным с географической точки зрения является стихотворение К.И. Чуковского «Айболит»
Основная идеяЕсли географические объекты, которые описаны в стихотворении, существуют реально, то можно проложить маршрут доктора Айболита, опираясь на факты из произведения.
Масштаб организации работ1. Изучить историю появления стихотворения «Айболит» 2. Выяснить, кто является прототипом доктора Айболита. 3. Узнать пункт отправления доктора в Африку. 4. Проследить маршрут доктора Айболита и выяснить, на сколько правдоподобным является этот маршрут. 5. Выяснить конечную точку маршрута доктора Айболита в Африке 6. Рассчитать расстояние, которое преодолел Айболит 7.Провести анкетирование
Полученные результатыВ ходе своего исследования я узнала, где жил Айболит, и кто был его прототипом. Выяснила, что географические объекты, указанные в стихотворении, существуют в реальной жизни. Благодаря этому стихотворению я хорошо изучила Африку и её географические объекты Калахари, Занзибар, Сахара, Лимпопо и многие другие. Узнала много о животных Африки. В ходе исследования я превратилась в настоящего географа и «открыла» новый маршрут для Айболита.
Кому нужны результаты проектаАнкетирование показало, что дети знают и читают стихотворения Корнея Чуковского, но круг чтения стихотворении известного писателя очень узок, ребята читают только очень знакомые стихотворения. Ответы анкеты показывают, что одноклассники мало задумываются над прочитанными ими книгами. Поэтому я попробую поставить перед собой еще одну задачу – увлечь одноклассников чтением замечательных сказок Чуковского. И не просто читать, а быть очевидцем этих событий и пережить их вместе с героями произведений.
Перспектива дальнейшнего развития проектаПовышение интереса учащихся к творчеству Корнея Ивановича Чуковского, к осознанному чтению детской литературы. Фактический материал, выводы и результаты исследовательской работы могут быть использованы как дополнительный материал при изучении литературы, географии, внеклассных мероприятий.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма24 25 25 74.0
Анализ проблемы 5 5 5
Организация работы5 5 5
Результаты работы5 5 5
Социокультурные и образовательные последствия 4 5 5
Презентация работы5 5 5
Комментарии
Комментарий по оценкам

ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Сформулирована гипотеза исследования. Сформулированы цели и задачи исследования. Даны определения основных понятий исследования. Представлены основные этапы исследования. Сформулирован замысел экспериментальной части исследованияДЛЯ ПРОЕКТОВ Полученные результаты востребованы и могут использоваться для решения задач в других областях.

Комментарий по проекту

Хороший проект! Молодец!

— Эксперт 1
Комментарий по оценкам

Проведен большой анализ материала для изучения Маршрута доктора Айболита. Очень красивая и яркая презентация работы соответствует проведенному исследованию. Полученные результаты могут быть использованы как дополнительный материал.

Комментарий по проекту

Проект увлекательный. Все размышления и выводы представляются мне убедительными. Думаю, учащиеся с удовольствием его изучат и поделятся с близкими своими знаниями и впечатлениями.

— Эксперт 2
Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося: Интереснейшая идея! Реальный литературоведческий проект с очень оригинальным подходом к анализу литературного произведения! Проделана колоссальная работа по поиску и анализу информации, причем не только литературной, но и исторической и географической. Отлично проведен сравнительный анализ сказок Г. Лофтинга и К.И.Чуковского с составлением таблицы. Результаты анкетирования представлены наглядно на круговых диаграммах. Презентация выполнена безукоризненно – с фото, таблицей, диаграммами, с богатым иллюстративным материалом. Анкета для одноклассников составлена интересно и остроумно. Автор – умница! Так держать! Успехов в новом проекте по сказке «Бармалей»!

Комментарий по проекту

Комментарии для руководителя, консультанта и родителя: Уважаемые взрослые! Вам огромная благодарность за поддержку талантливого ребенка! Уникальная идея с прекрасным воплощением! Огромный воспитательный потенциал несет потрясающая история о докторе Шабаде. Очень жаль, что не все 10 вопросов анкеты приводятся в приложении и не все ответы выведены в презентацию. В список источников хорошо было бы добавить книгу Хью Лофтинга «История доктора Дулиттла», поскольку она упоминается в работе. Руководитель и автор заслуживают высочайших оценок за терпение, трудолюбие, ценностное отношение к познанию. Побольше бы таких проектов! Спасибо вам!

— Эксперт 3