ФИО заявителя | Юшков Виктор Константинович |
Дата рождения | 01.07.2012 |
Проект
Название | «Песок вокруг нас» |
Учреждение | ГБОУ "Школа №597 "Новое Поколение" |
Класс | 4 "Б" |
Науч. руководитель | Зисман Мария Семеновна |
Консультант | Юшков Константин Борисович |
Исполнители |
|
Секция | 1 - 4 классы «Хочу всё знать». Работы из разных областей знаний |
Краткое описание проекта | Я решил делать своё исследование, потому что несколько лет тому назад у нас дома появилась небольшая коллекция песка. Этот песок был не похож ни на один из видов песка, которые я видел. И я решил узнать, что такое песок, чем похожи и чем отличаются разные виды песка, какой песок у нас в песочницах. Оказалось, что песок – очень важное вещество. Без него нельзя сделать многие вещи, например, построить дом или дорогу, изготовить стекло и микроскоп. В этом проекте я изучил разные виды песка из моей коллекции и из музея песка в г. Королёве, собрал несколько образцов песка с детских площадок и пляжей моего района, чтобы определить откуда они взяты и из чего они состоят. Качество песка на детских площадках очень важно, потому что от него зависит здоровье детей и радость игры. Я изучал песок под микроскопом, делал микрофотографии и измерял по ним размер песчинок. Это позволило определить происхождение песка. Мы с классом провели лабораторную работу, на которой мы наблюдали под микроскопом разные образцы песка и сравнивали их с микрофотографиями. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | 1. Цель и задачи исследования Целью проекта было определить какой песок привозят на детские площадки и подходит ли он. При этом были решены следующие задачи: 1) узнать какие бывают виды песка и откуда они происходят; 2) определить, чем отличается песок разного происхождения; 3) взять пробы песка с разных детских площадок; 4) изучить пробы песка и сравнить их с образцами известного нам происхождения. Основная гипотеза исследования: я предполагаю, что происхождение песка определяет его свойства и пригодность для использования в качестве материала для детских площадок. |
Основная идея | Пески повсеместно используются в качестве строительного материала. Поэтому правильное определение механических свойств различных видов песка является важной практической задачей. Ведь в немалой степени от свойств и качества песка будет зависеть прочность возводимого сооружения, например здания или моста. Наличие биогенных частиц в песке часто позволяет определить примерный возраст песка что бывает важно для геологов при поиске полезных ископаемых (угля, нефти, газа). Даже для детской площадки подойдет не всякий песок. Лучше всего для этой цели использовать речной или промытый карьерный песок с размером песчинок от 1 до 2 мм. Влажный он хорошо лепится, а сухой не поднимается в воздух пылью.. Более крупный песок хорошо подходит в качестве спортивных покрытиях на детских площадках. Горный песок более «острый» и при попадании в глаза может нанести рану, поэтому в песочницах его лучше не использовать. Морской песок большей частью состоит из ракушек, за счет чего очень прилипает к телу и его трудно отряхнуть. Песок можно изучать по-разному. Ученые измеряют размер и форму песчинок, состав минералов, магнитные свойства песка, флюоресценцию (свечение в ультрафиолетовом свете) и даже звук Песок также бывает опасным. Например, даже на обычном пляже песок может содержать радиоактивные частицы.В природе можно встретить зыбучие пески, в которых можно утонуть. А ещё можно столкнуться с песчаной бурей, которая может засыпать целый город. Таким образом я узнал, что для разных целей нужен разный песок. Нельзя сделать стекло из биогенного песка, потому что почти нет кварца – основного материала для производства стекла. Песок из пустынь почти не применяется человеком, хотя его и много. На песке лучше растут и «выживают» некоторые растения, например, сосна, молодило, кедровый стланик и другие. Песок – «колыбель» для морских черепах, которые откладывают в нем яйца. А еще, что песок – это исчерпаемый ресурс и так как в наше время строительство в мире идет огромными масштабами, то люди уже сталкиваются с его нехваткой. |
Масштаб организации работ | Индивидуальная исследовательская работа. В моей коллекции песка есть несколько разных видов песка. Их привезли мои родственники из разных стран и областей России. У меня в коллекции есть песок из пустыни, океанов, морей и рек. Чтобы узнать про состав и происхождение песка из разных мест, я ездил в Музей песка в городе Королёве. Коллекция музея насчитывает более 2000 образцов. Я узнал, что песок делится на две основные группы: минеральный и биогенный.Среди образцов есть песок с пляжей, из песочниц и противогололёдный песок для посыпки дорожек зимой. Сфотографирован процесс сбора образцов песка. Мы поехали в экспедицию по районам Ховрино, Головино, Войковский и Левобережный на велосипедах. Каждый образец был помещён в отдельный контейнер и пронумерован. В каждой точке, где были взяты образцы, я фотографировал место сбора и ставил геотметку на карте в телефоне. Потом я собрал все точки на одной цифровой карте на компьютере. Изображена карта моего района Москвы, на которой показаны места сбора. Образцы песка я изучал с помощью микроскопа. Эту работу я проводил в Научно-технологическом и учебном центре акустооптики Университета МИСИС. Я использовал научный микроскоп Zeiss Stemi 2000-C, специальную цветную камеру для микрофотографии Nikon DS-Fi2. Изображены микрофотографии исследуемых образцов, которые я сделал в лаборатории. Эти фотографии я использовал для измерения размеров частиц и их сравнения с образцами из моей коллекции и из музея песка. Частью исследования была лабораторная работа, которую я провёл в классе. Всего в лабораторной работе приняло участие 22 человека. Для нее использовались школьные микроскопы из кабинета биологии с увеличением объектива 4. |
Полученные результаты | В практической части работы я исследовал 30 образцов песка и измерил размер частиц. В процессе исследования я научился работать с микроскопом, цифровой камерой и со специальной программой для измерения размеров частиц. Для наглядного сравнения полученных результатов я использовал диаграммы размеров и формы частиц. Всего по цифровым микрофотографиям был измерен размер 1019 песчинок. Я узнал, что, изучать песок под микроскопом было интересно и увлекательно не только мне, но и моим одноклассникам. Проведенные на лабораторной работе опросы позволили определить основные свойства образцов песка: (1) цвет, (2) форма, (3) сыпучесть. Эксперименты с микроскопом позволили сравнить исследованные образцы с образцами из моей коллекции и из Музея песка. По результатам исследования моя гипотеза, что свойства песка определяются его происхождением, подтвердилась. Так речной и карьерный песок лепятся лучше всего за счет своей шероховатой и угловатой поверхности, небольшого наличия примесей глины, соответственно лучше подходят для песочниц. Морской песок лепится хуже, так как входящие в него остатки морских раковин более гладкие. Оказалось, что на пляжах в городе не всегда встречается естественный речной песок. На некоторые пляжи привозят карьерный песок. В изученных мной образцах из песочниц я обнаружил большое количество частиц пыли. Чтобы песок на детских площадках меньше пачкался и вредил здоровью детей из-за пыли, песок для песочниц лучше использовать речной или мытый карьерный. Мое исследование показало, что песок, который привозят на детских площадки не всегда подходящего качества и его необходимо контролировать. |
Кому нужны результаты проекта | Изучение песка при помощи микроскопа показало, что в таком обычном, на первый взгляд, объекте как песок, можно встретить много интересного и красивого. Я научился делать микрофотографии и научил своих одноклассников основам работы с микроскопом. Сделанные мной микрофотографии песка можно использовать как иллюстрации на уроках и даже как открытки. Я хочу продолжить заниматься микрофотографией и сделать серию снимков необычных образцов для Музея песка. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Я планирую и дальше продолжать собирать коллекцию образцов песка из разных необычных мест, а если мне удастся добыть редкие образцы – я передам их в коллекцию Музея песка. Еще одна проблема с которой я столкнулся – измерение размеров песчинок вручную. В будущем я хочу написать программу для компьютера, которая бы автоматически определяла песчинки на цифровой фотографии и измеряла их размеры. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащегося: Виктор, в твоем исследовании представлена развернутая постановка проблемы, выделены направления, этапы работы и задачи. Прекрасная и лаконичная структурная и содержательная части работы. Выбранная тема является актуальной и социально значимой. Помимо перечисленных плюсов, стоит отметить эстетическую значимость исследования, воплощенную в микрофотографиях песка. В дальнейшем рекомендую расширять выбор материалов для исследования, наполняя данные новыми образцами песка. Ты проделал большую работу, продолжай двигаться в этом направлении.
Комментарий по проекту
Комментарий для руководителя, педагога и родителей: В данном исследовании представлена развернутая постановка проблемы, выделены направления, этапы работы и задачи. Полученные результаты имеют важное значение и базу для развития. Презентация работы отличается лаконичностью, логичностью структурного построения. В дальнейшем рекомендую развивать содержательную наполненность работы, обращаться к новым образцам песка, расширяя выборку материалов исследования.
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащегося. Сильные стороны работы: хорошо проработана теоретическая часть и спланирована и проведена практическая.
Комментарий по проекту
Комментарий для руководителя, педагога, родителей. Формулирование проблематики, постановка целей и задач исследования, проведение его практической части, ее описание и оформление выводов выполнены на хорошем уровне
Комментарий по оценкам
Представленный результат исследования отличает конкретность, практическая значимость и ценность. Проектант занимает активную позицию, демонстрирует личное восприятие проблемы, ее оценку, высказывает собственное мнение по проблеме. Это подтверждает личную заинтересованность автора проекта.
Комментарий по проекту
Важность и полезность информации для формирования мировоззрения и личностных характеристик, метапредметных и предметных компетенций обучающихся - доказательство актуальности проблемы. Широкий охват источников и концентрация на центральной проблеме говорят о полноте и глубине раскрытия темы.