ФИО заявителяНабережных Елизавета Александровна
Дата рождения12.07.2011

Проект

НазваниеХореографические термины:история и современность
УчреждениеЧастное учреждение общеобразовательная организация "Петровская школа"
Класс
Науч. руководительБабанина Светлана Витальевна
Консультант
Исполнители
  • Набережных Елизавета Александровна
Секция5 - 6 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаИсследование работы лежит в области французского языка и страноведения и посвящено теме «Хореографические термины: история и современность». Работа актуальна, так как изучает проблемы тесного взаимодействия культуры классического танца и языка.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомЯ увлекаюсь танцами и хореографией, поэтому меня заинтересовал вопрос: почему в хореографической терминологии, с которой мы знакомимся на занятиях танцами, используется французский язык, что именно означают эти слова, как они были образованы.
Основная идеяОсновная идея работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности хореографических терминов французского языка, способы их словообразования и выявить наиболее продуктивные Объект исследования: хореографические термины французкого языка. Предмет исследования: исторические и лингвистические особенности, а также словообразование терминов балетного искусства во французском языке.
Масштаб организации работВ ходе реализации проекта были выдвинуты и решены следующие задачи: 1. Описать возникновение балетного искусства во Франции; 2. Рассмотреть историю создания терминов балетного искусства во французском языке; 3. Изучить их лингвистические особенности; 4. Рассмотреть способы словообразования во французском языке; 5. Определить наиболее частотные способы словообразования в области хореографических терминов. В исследовании были использованы следующие методы: • анализ и синтез источников информации по теме исследования; • лингвистическое наблюдение и описание; • количественный метод и метод математической статистики; • мысленное моделирование при создании продукта работы.
Полученные результатыПо итогам изучения теоретических источников информации, были сделаны выводы о том, что использование для классического танца терминологии, сформулированной на французском языке, связано с развитием балета. Появившись во Франции в XVI веке, балет становится самым популярным видом искусства. Возникает необходимость в появлении специальных терминов, объясняющих движения рук, ног корпуса танцора. Поэтому в конце 17 — начале 18 вв. французские балетмейстеры и учителя танцев П. Бошан, Р. Фёйе, П. Рамо положили начало системе записи танца и в хореографическую терминологию с этого времени прочно «входит» французский язык. По итогам проведённого исследования было установлено, что французский язык обладает сложной и многообразной системой словообразовательных средств. В зависимости от использования тех или иных формальных средств выделяются такие способы словообразования, как: морфологические, синтаксико-морфологические, конверсия, семантические. Материалом для нашего исследования явились 77 терминологических единиц из области хореографии. Все приведенные ниже лексические единицы взяты из словаря балетной терминологии. Наиболее продуктивными в образовании хореографических терминов являются семантические способы (39%), конверсия (37%) и словосложение (21%).
Кому нужны результаты проектаПрактическая значимость данной работы определяется использованием результатов исследования на уроках французского языка, страноведения, а также во внеклассной работе.
Перспектива дальнейшнего развития проектаВ дальнейшем хотелось бы продолжить изучение способов словообразования во французском языке на примере другого пласта лексики.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма24 20 20 64.0
Анализ проблемы 5 3 4
Организация работы5 5 4
Результаты работы5 5 4
Социокультурные и образовательные последствия 4 3 4
Презентация работы5 4 4
Комментарии
Комментарий по проекту

Елизавета Александровна выбрала проект, образовательный смысл которого (а ведь, это главное, иначе зачем делать проект), как нам видится, по сути, должен быть направлен на формирование способности школьников устанавливать ассоциативные связи с общелитературным языком, соотносить вообще с разными сторонами культуры (это именно так понимается тема проекта в научных сборниках). Смотрим постановку проекта в его значимостях - научной: комплексном изучении терминов балетного искусства во французском языке; социальной: о проблеме культурно-исторической значимости языка в жизни общества; личной: расширить свой филологический кругозор, лингвистические знания о «точках соприкосновения» языка танца и французского языка. Ознакомившись с такой постановкой содержания проекта (а также с текстовым изложением), мы видим, что наше предположение об образовательном смысле не оправдалось. То есть, он проявлен, но исключительно в сторону несвойственного школьникам исследуемого предмета в его профессиональных аспектах. Это и является главной критической оценкой. То есть, безупречное описание темы, как это видит Елизавета как становящийся профессионал, этого содержания и не выраженное соотнесение с особенностями освоения культуры (языка), собственно, по школьным программам и в ситуации содержания образования по крайней мере по линии овладения ФГОС. Скорее всего данный проект имел бы прекрасное будущее в дополнительных образовательных программах, в языковых кружках. Этот момент надо было бы Елизавете научному руководителю акцентировать, объяснить. Иначе говоря, поданный таким образом проект не для всех, а только для тех, кто интересуется подобным предметом. Поэтому оценка в части критерию «образовательные последствия» снижена на балл.

Комментарий по оценкам

См. в комментариях пр проекту!

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Комментарий для педагогов и родителей. 1) Рекомендуем обсудить с автором понятия проблема исследования и проблема проекта. 2) Целесообразно обсудить замысел продолжения работы. Здесь можно выделить несколько направлений: область французского языка, область описания движений (Балет, гимнастика, фигурное катание и т.д.). Специальной частью исследования может стать то, как сверстники (одноклассники) могут описать различные способы своего движения и т.д. 3) Существенно обсудить с автором, как могут быть использованы полученные результаты исследовательской работы. 4) При проведении исследований в области языка, культуры, традиций других стран важно соотнести с отечественным культурным наследием и традициями России.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Представлено интересное исследование, которое позволяет получить ответ, почему на занятиях танцами используется французский язык, что означают данные термины и как они формировались. Достоинством работы являются проведенный исторический анализ, а также представленный анализ словообразования. Заметим, что русский балет является важнейшей составляющей мирового культурного наследия. Исследование существенно обогатилось бы, если история балета и формирование хореографических школ и языка танца было дополнена историей и вкладом русской школы балета. Возможно, это может стать новой задачей и перспективой в развитии Вашего исследования.

— Эксперт 2
Комментарий по проекту

Комментарий для руководителя/консультанта проекта. Работа является интересным исследованием, получен оригинальный научный результат, представляется перспективным ее продолжение, в этой связи, несколько комментариев: - в работе необходимо сформулировать проблему исследования: это противоречие, которое автор обнаруживает между различными научными фактами, установленными до него (теоретический аспект), либо в практике, либо между теорией и практикой. Поиск решения данного противоречия и составляет основную идею исследования; - основная идея исследования полагается в основу гипотезы, которая подлежит экспериментальной проверке. Гипотеза это предположение, которое можно проверить (подтвердить или опровергнуть) экспериментально; - в теоретическую часть необходимо включить краткий обзор работ , посвященных данной теме (в вашем случае - не только учебникам, но и исследованиям хореографической лексики).Желаем успехов!

Комментарий по оценкам

Комментарий для автора проекта. Молодец! Очень интересная работа. Тобой получен настоящий новый научный факт о специфике словообразования в хореографической лексике французского языка! Поздравляем! Рекомендуем продолжение исследования. В этой связи, пожелание на будущее: 1) было бы важно сформулировать, почему тебе интересна эта тема, что было непонятным, что нового ты узнала в результате работы, какие новые вопросы появились; 2) в теоретическую часть работы было бы важно краткое описание того, кто из российских или зарубежных ученых занимался подобной темой и к каким результатам пришел. Какие вопросы остались нерешенными? За какие из них возьмешься ты? 3) рассказала ли ты о результатах своего исследования в классе? в балетной студии? кому еще были бы интересны результаты твоего исследования? Желаем успехов!

— Эксперт 3