ФИО заявителяСауткина Галина Васильевна
Дата рождения26.02.1971

Проект

Название«Блин –солнцу брат, или Готовьте блины по рецептам брянских хозяюшек!»
УчреждениеМБОУ "Гимназия №5" г.Брянска
Класс
Науч. руководительСауткина Галина Васильевна
Консультант
Исполнители
  • Шарикова Кира Михайловна
Секция5 - 6 классы «Гуманитарные проекты: «Человек и мир». Философия, искусство, культурология, психология.
Краткое описание проектаСуществует множество рецептов приготовления блинов, не будет преувеличением сказать, что в каждой семье есть свои особые рецепты. Именно из желания изучить эти рецепты, описать их и сохранить для тех, кто интересуется кулинарией родного края, своего народа, и родилась идея данного исследования.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомТему работы считаю актуальной, ведь не зная, что пили и ели наши предки, нельзя представить, как они жили, каким был их быт. Кроме того, современные люди в бешеной гонке непонятно зачем не успевают готовить так, как это делали их мамы, бабушки и прабабушки, не успевает, да часто и не пытаются изучить, перенять и сохранить семейные кулинарные традиции. А потому многие рецепты забываются, что негативно сказывается и на памяти поколений, и на культурных связях, и даже на взаимоотношениях в семье, и на здоровье!
Основная идеяЦель данной работы – изучить разнообразие технологий приготовления блинов по рецептам, собранным на территории Брянской области.
Масштаб организации работ1. Сентябрь-октябрь - 2022 г. - изучить имеющуюся литературу по проблеме исследования, 2. Ноябрь - 2022 г. - проанализировать рецепты приготовления блинов в Брянской области, рецепты разных поколений жителей области, выявить черты различия и сходства собранных рецептов, 3. Декабрь - 2022 г. - составить технологические карты приготовления блинов по рецептам жителей Брянской области, 4. Январь-февраль - 2023 г. - приготовить блины по собранным рецептам на уроках технологии и ознакомить одноклассников с рецептами, продегустировать приготовленные блины, оформить фоторепортаж.
Полученные результаты1. Изучив имеющуюся научную литературу по теме учебного исследования, я пришла к выводу, что вопрос о приготовлении блинов и особенностях различных рецептур изучен глубоко и всесторонне, однако нет в научной литературе рецептов блинов, отражающих региональный характер. 2. Проанализировав различные источники информации, в том числе из бесед с хозяйками Брянщины разных возрастов (более 10 респондентов), было отмечено, что блины – прекрасный источник полезных веществ и минералов, что польза и вред блинов, как и любого блюда, напрямую зависят от рецептуры приготовления (к вопросу о калорийности блинов). 3. Изучив рецептуру брянских хозяек, было отмечено, что особенностью их рецептов, особенно в сельской местности, является то, что многие из них готовят и блины, и хлеб, и булочки на картофельной закваске, на территории Брянщины очень много рецептов блинов с припеком, в качестве которого используют пассерованный лук, грибы, сало и мелко нарезанную и прожаренную картошку, на территории Брянщины многие хозяйки пекут блины, добавляя в тесто тертые овощи: картошку, морковку, кабачок, предварительно проваренную и измельченную тыкву, среди хозяек Брянской области очень популярны блинные пироги с самыми разными начинками.
Кому нужны результаты проектаРезультаты данной работы нужны юным хозяюшкам, учащимся 5-7 классов на уроках технологии, а также всем любителям кулинарии и приготовления домашних блюд.
Перспектива дальнейшнего развития проектаВ дальнейшем планируется изучение и сбор рецептов блюд из картофеля, так как он является основной культурой нашего региона.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма25 25 25 75.0
Анализ проблемы 5 5 5
Организация работы5 5 5
Результаты работы5 5 5
Социокультурные и образовательные последствия 5 5 5
Презентация работы5 5 5
Комментарии
Комментарий по проекту

Кира выполнила проект, содержание которого, казалось бы, не подпадает под данную номинацию конкурса: «Гуманитарные проекты: «Человек и мир». Философия, искусство, культурология, психология». Но это формальный взгляд. На самом деле вопросы номинации связаны между собой. Стержневым в них является термин «культура». Смотрим словарь, и видим определение: Культура – это: «обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей». Все значения этого термина присутствуют в данном проекте, в своеобразно передаваемой культуре «по рецептам брянских хозяюшек». Фактически проект направлен на задачи этнокультурного образования, он нацелен (в глубине своей) на формирование этнической идентичности. Эксперт считает, что приводимые им оценки уже достаточны, чтобы оценить проект на высший балл. Именно в этом видна его воспитательно-образовательная перспектива (это замечание направляем научному руководителю: Галине Васильевне). При этом заметим: теоретических призывов развивать этническую идентичность достаточно, а вот практико-методических материалов мало. Этот проект – пример. Что касается самого текста проекта, а также Презентации, то Кира конкретно – в описательных тезисах (детали здесь очень важны) и иллюстрациях убедительно отобразила суть темы.

Комментарий по оценкам

См. в комментариях по проекту!

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Комментарий для педагогов и родителей. Спасибо всем, кто помогал автору! Рекомендуем обсудить с автором возможность создания электронной версии книги рецептов, в которую кроме рецептов будут включены советы хозяюшкам, рисунки и фотографии уникальных мест, видео фрагменты со стихами и фольклором Брянской области.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Отличный проект! Молодец! Будем ждать Ваших новых творческих работ в области традиционной кухни брянской земли!

— Эксперт 2
Комментарий по проекту

Комментарий для руководителя/консультанта проекта. Замечательный проект. Рекомендуем обсудить с автором результаты проекта, сформулировать новые вопросы и идеи. Какая проблема была решена в ходе проекта? Какие новые проблемы обнаружены? Какие новые идеи появились? В качестве одной из идей можно предложить создание сетевого клуба изучения и сохранения кулинарных региональных традиций. Рекомендуем проанализировать работы-участники конкурса "Горизонты открытий" за последние 4 года (их можно найти на сайте), посвященные кулинарии (в частности, выпечке), связаться с их авторами. Еще одной идеей подобного продолжения может стать страница/канал вашего кулинарного клуба в социальной сети, где подписчики смогут делиться своими рецептами. Желаем успехов!

Комментарий по оценкам

Комментарий для автора проекта. Молодец! Проделана большая теоретическая и практическая работа. Рекомендуем расширить круг единомышленников и создать кулинарный клуб, в котором будут учиться готовить блины по найденным тобой историческим рецептам, продолжать поисковую работу и придумывать новые блюда. Желаем успехов!

— Эксперт 3