Конкурсы
»
Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся "ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ - 2016"
»
Положение конкурса
Положение конкурса
«ОДОБРЕНО» Решением Ученого совета ФБГНУ «ИИДСВ РАО» Протокол № 1 от 26 января 2016 года
ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ - 2016»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий» (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся «Горизонты открытий» (далее – Конкурса), его организационное и экспертное обеспечение, правила участия в Конкурсе обучающихся и порядок определения победителей и лауреатов Конкурса. 1.2. Положение разработано на основе следующих нормативно-правовых документов: Закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего (полного) общего образования; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; других нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в сфере образования. 1.3. Социокультурный и образовательный смысл Конкурса. В настоящее время одним из инновационных направлений государственной политики в сфере воспитания и защиты прав детей является актуализация воспитательного потенциала образовательного процесса, формирование доступной и безопасной образовательной среды, реализация воспитательных программ на основе культурно-исторического и деятельностного подхода. Практическая реализация данного подхода связана с развитием проектной культуры детей, подростков и молодежи как механизма становления их социальной активности и как базового условия развития личностной и субъектно-деятельностной позиции, формирование компетентностей, обеспечивающих социальный лифтинг, культурную самоидентификацию и защищенность в современной социокультурной ситуации. Фундаментальным научным основанием для решения этих задач являются: антропологическая парадигма в психологии и педагогике развития, культурно-исторический и деятельностный подходы, определившие принципы организации и проведения Конкурса: - развитие личностной позиции участников; - становление субъектности участников образовательного процесса; - формирование детско-взрослой образовательной общности; - организация научно-педагогического общественно-профессионального экспертного сообщества. Конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий» формирует инновационную структуру воспитательных программ нового поколения, которые ориентированы на: · формирование духовно-нравственных основ подрастающего поколения; · формирование равных и доступных условий для раскрытия творческого потенциала всех учащихся; · развитие научно-практического образования школьников как средства становления самостоятельности и социальной успешности учащихся; · интеграцию учебной, исследовательской и проектной деятельности, на основе которых формируется активная личностная позиция. 1.4. Учредители, организаторы и социальные партнеры Конкурса: Конкурс проводится при информационно-методической поддержке Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации. Учредитель и организатор Конкурса: - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (далее - ФГБНУ «ИИДСВ РАО»). Социальные партнеры Конкурса: - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей»; - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (технический университет)»; - Международное движение содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET (отделение «Восток»); - Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»; - Российская Макаренковская ассоциация; - Электронный научно-методический журнал «Профилактика зависимостей»; - Образовательные организации инновационной сети ФБГНУ «ИИДСВ РАО» по теме «Сетевые проекты профессионального развития как фактор становления детского творческого потенциала и раскрытия детской одаренности»: - ГБОУ Школа № 1384 имени А.А. Леманского города Москвы; - ГБОУ Гимназия № 1409 города Москвы; - ГБОУ Школа № 1474 города Москвы. 1.5. Конкурс открыт для различных форм партнерства; участия в организации заинтересованных лиц, отечественных и зарубежных организаций. Предложения и заявки принимаются оргкомитетом Конкурса. 1.6. Конкурс проводится по тематическим направлениям, соответствующим содержанию примерных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Содержание исследовательских и проектных работ, представляемых на Конкурс, может выходить за рамки общеобразовательных программ, относиться к комплексу предметов или областей знаний, а также к определенному фрагменту социокультурной практики. Состав тематических направлений Конкурса утверждается ежегодно оргкомитетом Конкурса.
1.7. Мероприятия Конкурса предусматривают дистанционные и очные формы. Дистанционные формы работы обеспечиваются посредством портала «Школьные-проекты.рф».
1.8. В качестве руководителей исследовательских и проектных работ могут выступать педагоги начального, общего, среднего и дополнительного образования, представители академической науки, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования, родители (законные представители) и другие представители социальной, культурной, производственной сферы.
1.9. Участниками конкурса являются обучающиеся общеобразовательных организаций начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, выполнившие социально-значимые проектные, исследовательские, или интегрированные (проектно-исследовательские) творческие работы в группах или индивидуально, проживающие на территории Российской Федерации, в ближнем или дальнем зарубежье, зарегистрировавшие в установленном порядке свою заявку в разделе «Конкурс «Горизонты открытий - 2016» на портале «Школьные-проекты.рф». 1.10. Обучающиеся принимают участие во всех мероприятиях Конкурса добровольно. 1.11. Рабочим языком проведения Конкурса является русский язык.
2. Цель и задачи Конкурса
2.1. Конкурс проводится с целью развития культуры проектной и исследовательской деятельности участников образовательного процесса, повышения доступности и качества образования, создания условий для формирования успешности и социальной ответственности обучающихся, поддержки одаренных детей, детей с высокой мотивацией учения, детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.2. Задачами Конкурса являются: - развитие социальной инициативы на основе сотрудничества детей и взрослых в процессе реализации ученических проектов; - обеспечение социальной поддержки творческой активности детей, подростков и молодежи; - поддержка одаренных детей, детей с высокой мотивацией учения, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - формирование детско-взрослых образовательных общностей на основе сотрудничества и социального партнерства; - содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям; - стимулирование интереса учащихся к проектированию, исследованию, конструированию и другой творческой деятельности; освоению метапредметных способов ее организации, формирование компетентностей в области решения управленческих задач на основе стратегирования; - становление сетевых структур дистанционной соорганизации как инновационной инфраструктуры воспитательных программ на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся в системе российского образования; - информирование широкой общественности о результатах творчества детей, подростков и молодежи; - привлечение научно-педагогического потенциала высшей школы и социальных партнеров к участию в экспертизе и руководстве проектной и исследовательской работой учащихся; - научно-методическое сопровождение развития личности ребенка и семьи в период глобальных рисков и вызовов современного общества.
3. Порядок организации Конкурса
3.1. Форма участия в Конкурсе: очно-дистанционная. Конкурс проводится в два тура: 1 тур - дистанционная форма; 2 тур - очная проектно-экспертная сессия. Участие в Конкурсе платное. Организационный взнос (расходы на экспертизу работ, сертификацию участника и публикацию работ победителей) для участников конкурса «Горизонты открытий – 2016» составляет 1200 рублей для индивидуальных авторов и 2000 рублей для авторских коллективов (проектная группа, класс, детское объединение дополнительного образования, детская общественная организация и др.). Авторским коллективом считается группа обучающихся от 3 и более человек. Оплата участия в Конкурсе производится направляющей стороной. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети-инвалиды, дети из детских домов и интернатов) участвуют в конкурсе на бесплатной основе.
3.2. Для проведения Конкурса формируется Оргкомитет, включающий в себя представителей учредителей и социальных партнеров Конкурса. Оргкомитет: • формирует Жюри секций, в которое привлекаются специалисты по соответствующим направлениям, участвующие в оценке ученических работ; • определяет форму, порядок и сроки проведения Конкурса; • утверждает результаты.
3.3. Конкурс проводится по следующим секциям: 1 – 4 классы
1. «О мужестве, о доблести, о славе…» (работы военной и патриотической направленности).
2. «Хочу всё знать» (работы из разных областей знаний)
3. «Культурное наследие России» (работы по истории, литературе, искусству, традициям народов России, декоративно-прикладному творчеству)
4. «Если хочешь быть здоров…» (работы по экологии, здоровому образу жизни, спортивным увлечениям и лучшим традициям отечественного спорта)
5. «Изобретаем и моделируем» (техническое творчество, конструирование, макеты и модели, изобретательские идеи, новые игры)
6. Теле-радио-мультимедиа (школьные телевизионные проекты, проекты радиопередач, мультимедийные проекты)
5 – 11 классы
1. «Гуманитарные проекты: «Память сердца» (исследования в области истории, проекты военной и патриотической направленности).
2. «Гуманитарные проекты: «Человек и мир» (философия, искусство, культурология, психология)
3. Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…» (проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики).
4. Гуманитарные проекты: «Красота спасет мир» (прикладные художественные, музыкальные, театральные, дизайнерские и другие арт-проекты).
5. «Перекрестки поликультурного мира» (работы различной направленности на иностранных языках; принимаются работы на английском, немецком, французском, итальянском языках).
6. «Социальные проекты: «Мы – дети России» (проектные работы, направленные на улучшение жизни детей и взрослых).
7. «Проектируем здоровую среду: «Школа – территория здоровья» (спорт, здоровый образ жизни, медицина, экология).
8. «Чтения им. А.А. Леманского: «На пути к великим открытиям» (проектные и исследовательские работы физико-математической и естественнонаучной направленности).
9. «Чтения им. А.А. Леманского: «Гениальные конструктора» (технические проекты и изобретения, тренажеры, игры и программы).
10. «Теле-радио-мультимедиа» (школьные телевизионные проекты, проекты радиопередач, мультимедийные проекты)
3.4. Работа секций и оценка жюри проходит по 4 возрастным группам участников в каждой секции:
- Первая группа - 1-4 классы,
- Вторая группа - 5-6 классы,
- Третья группа - 7-8 классы,
- Четвертая группа - 9-11 классы.
3.5. В ходе дистанционного тура члены жюри согласно критериям Конкурса проводят экспертизу работ, зарегистрированных по установленной настоящим Положением форме в соответствующей секции на портале «Школьные-проекты.рф», в разделе «Конкурс «Горизонты открытий - 2016». Результатом экспертизы является количественная (балл) и качественная оценка работы (экспертный комментарий). По итогам экспертизы определяются Победители Конкурса «Горизонты открытий – 2016».
3.6. На очный тур приглашаются все участники, прошедшие экспертизу дистанционного тура и подтвердивших свое участие. Коллективные участники представляют своих представителей количеством не более 3 человек от авторского коллектива. Очный тур проходит в форме проектно-экспертной сессии, в ходе которой для участников организуются следующие формы работы.
Этап 1 - стендовая сессия. Публичная презентация работ участников Конкурса, прошедших экспертизу на дистанционном туре.
Этап 2 – работа проектных команд. Оргкомитетом с учетом инициатив участников сессии формируются проектные команды. Команды на основе своих социальных, проектных и исследовательских инициатив разрабатывают замысел комплексной проектно-организованной Программы. Работу каждой команды сопровождает тьютор. Для команд организуются мастер-классы, проектные семинары и консультации.
Этап 3 - презентация командами своих проектно-организованных Программ экспертному жюри. По итогам очного тура определяются наиболее перспективные проектно-организованные Программы, которые получают статус «Ученический проект Федерального института» и соответствующий сертификат. Разработчики-участники команд получают право на бесплатную научно-методическую поддержку данных программ на портале «Школьные-проекты.рф» в течение 2016 года.
3.7. Оценка работ производится членами жюри в соответствии с утвержденными критериями. Критерии публикуются на портале «Школьные-проекты.рф», в разделе «Конкурс «Горизонты открытий - 2016».
4. Требования к представляемым материалам
4.1. Предметом рассмотрения на конкурсе являются социальные, исследовательские, проектные или интегрированные (проектно-исследовательские) творческие работы различной направленности, представленные авторами индивидуально, или творческими коллективами (далее по тексту – Участники Конкурса). Если работа выполнена разновозрастным коллективом учащихся, работа подается в возрастную группу, соответствующую возрасту самого старшего участника творческого коллектива. Участник Конкурса самостоятельно определяет тему работы, исходя из интересующих его областей социальных практик или знаний. При этом тема работы должна соответствовать хотя бы одному тематическому направлению секции Конкурса. Участник Конкурса может иметь научного руководителя или консультанта – квалифицированного специалиста в данной области: сотрудника образовательной организации, научного работника, преподавателя высшей школы, родителей автора и др.
4.2. Каждый участник может подать только одну работу в одну секцию как индивидуальный участник. При этом допускается возможность его участия в одной коллективной работе, заявляемой на Конкурс. Работы, которые выставлялись на Конкурс в прошлые годы, допускаются к рассмотрению, если в них обоснованы и представлены решения новых задач и результаты творческой деятельности конкурсанта за последний год (2015-2016 учебный год). Участники конкурса самостоятельно выбирают номинацию конкурса, в которой бы хотели представить свою проектную или исследовательскую работу.
4.3. Оргкомитет не несет ответственности за неверную информацию, представленную конкурсантами при подаче материалов на Конкурс. Оргкомитет не вносит изменения по заявке конкурсантов в формирующуюся базу данных Конкурса. На этапе модерации участнику может быть рекомендовано изменить выбор секции в соответствии с основным содержанием работы. Все изменения в заявку и материалы работы вносятся лично участником до конца этапа модерации. В случае несоответствия содержания работы теме секции, в которую подана работа, Оргкомитет может принять решение о снятии работы с Конкурса.
5. Порядок оформления работ
5.1. Участник Конкурса заполняет Заявку в разделе «Конкурс «Горизонты открытий» на портале по адресу «Школьные-проекты.рф». В Заявке в строке «Исполнители» необходимо указать фамилию, имя, отчество всех учащихся-авторов проекта в именительном падеже. В строке «Образовательная организация» необходимо указать полное название образовательной организации и населенный пункт, в котором она расположена. К Заявке прикрепляются следующие материалы (далее по тексту – Заявка и Материалы): - Информированное согласие родителей / законных представителей; - Квитанция об оплате оргвзноса; - Материалы работы. Материалы конкурсной работы представляются в электронном виде и должны быть выполнены в соответствии с требованиями конкурса.
5.2. Материалы предоставляются на русском языке и должны представлять собой законченную проектную, исследовательскую или творческую работу. Работа на Конкурс может быть представлена в следующих форматах: - текст Word (файлы с расширениями: .doc, .docx); - презентация PowerPoint (не более 20 слайдов, файлы с расширениями: ppt, .pptx); - аудио или видеофайлы с расширениями: .mp4, .avi, .mov, .mts, качеством видео не менее 1280 х 720. Видео- или аудиоматериал может быть загружен автором на портал «Школьные-проекты.рф» (объем загружаемых на портал видеофайлов не должен превышать 500 Мб), на канал UTube или социальную сеть «ВКонтакте», в этом случае к Заявке прикрепляется ссылка на Материал, размещенный на UTube или ВКонтакте. Видео объемом более 500 Мб должны быть загружены на канал UTube, ВКонтакте или на любом другом облачном сервисе. Общий объем видео не должен превышать 20 Гб. Для текстовых файлов: объем текста – 10-12 листов (не более 25 000 знаков), выполненных через 1,5 интервала, размер шрифта – 14. Если объем больше, все остальное содержание может быть представлено в Приложении (делается в свободной форме). В тексте работы даются ссылки на Приложение. Необходимо указать ссылки на литературу и интернет-источники, их пронумерованный список приводится в конце работы, ссылки на использованный источник даются в тексте работы (в скобках указывается номер источника и номер страницы). Порядок оформления списка литературы: указывается порядковый номер источника, фамилия, инициалы автора, название работы без кавычек, место и год издания. Для работ, выполненных на иностранном языке, прилагается перевод на русском.
6. Требования к содержанию работ
6.1. Структура проектной работы включает в себя: описание ситуации с выходом на проблему (выявление нужд и потребностей конкретного человека, социальной группы или общества в целом); описание замысла и действий по его реализации (поэтапный план работы); описание результатов, положительно повлиявших на изменение ситуации; рефлексию, которая выводит на новую проблему и следующее действие; выбор видов презентации. Работы, представляемые на конкурс, должны носить проблемный характер; отражать организацию работы над проектом (установление партнерских связей, привлечение ресурсов, проведение необходимых исследований; при необходимости - отражение технологической и финансовой стороны проекта); демонстрировать реальные результаты, социокультурные и образовательные последствия (возможность использования результатов для решения образовательных и социокультурных задач).
6.2. Структура исследовательской работы включает: актуальность, цель исследования, гипотезу, задачи исследования, литературный обзор, описание методики исследования, собственные результаты исследования, сопоставление полученных данных друг с другом и с литературными источниками и формулирование на основе их анализа закономерностей, обнаруженных в процессе исследования; выводы, в которых дается тезисное изложение результатов работы (они должны соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в актуальности исследования).
7. Порядок и сроки представления работ на Конкурс
Конкурс проводится в два тура.
7.1. Дистанционный тур - проходит на портале «Школьные-проекты.рф» http://school-projects.ru/ . Порядок и сроки проведения дистанционного тура в 2016 году: С 25 января 2016 года по 15 марта 2016 года, до 23.00 часов по Московскому времени - регистрация Заявок и Материалов работы на Конкурсе. В течение 7 дней с момента регистрации Заявки и Материалов работы происходит Модерация: рассмотрение Заявки и Материалов работы на предмет их соответствия требованиям Конкурса. После этого принимается решение о принятии Заявки и Материалов работы к участию в Конкурсе, либо об отклонении Заявки и Материалов с конкретными предложениями по их доработке. Решение направляется на адрес электронной почты, указанный при регистрации Заявки. С 20 марта 2016 года по 30 марта 2016 года - экспертиза Материалов работ. С 4 апреля по 5 апреля 2016 года - публикация результатов дистанционного тура Конкурса на странице Конкурса на портале «Школьные-проекты.рф». С 5 по 7 апреля 2016 года – прием апелляций (дистанционно, на портале «школьные-проекты.рф»). С 8 по 12 апреля 2016 года – проведение дополнительной экспертизы (в случае необходимости).
7.2. Очный тур. Очный тур проходит в форме двухдневной проектно-экспертной сессии в период с 20 по 30 апреля 2016 года в г. Москве. Конкретные даты, площадки и программа проведения сессии будут объявлены с 5 по 10 апреля 2016 года на странице Конкурса портала «Школьные-проекты.рф». В период до 14 апреля 2015 года родители (законные представители) Участников подтверждают участие своих детей в очной проектно-экспертной сессии Конкурса. В рамках подтверждения (по электронной почте) согласовывается необходимость организации Оргкомитетом проживания, питания и культурной программы для Участника и сопровождающих его лиц. Иногородние участники очного тура Конкурса самостоятельно оплачивают проезд, проживание и питание на период участия в очном туре Конкурса.
7.3. На очном туре предполагается: - представление своей работы в форме стендового доклада для всех участников очной проектно-экспертной сессии; - формируются команды, ориентированные на построение комплексных проектно-организованных Программ на основе своих проектных и исследовательских инициатив, - для команд организуются мастер-классы, проектные семинары и консультации по направлениям развития проектно-организованных Программ; - проводится экспертиза проектно-организованных Программ. Стендовый доклад – участник размещает материалы своей работы на постере. В рамках стендового доклада допускается использование ноутбука, а также демонстрация творческих продуктов Конкурсанта (макетов, моделей, прототипов, арт-объектов, видеороликов и др.), если замысел работы предполагал их изготовление.
7.4. Работы, представленные на конкурс, оцениваются по следующим критериям: · Анализ проблемы; · Организация работы над проектом; · Результаты проектной работы; · Социокультурные и образовательные последствия; · Презентация проекта. Общая структура оценок по критериям публикуется на портале «Школьные-проекты.рф». Оргкомитет Конкурса оставляет за собой право корректировать сроки проведения отдельных этапов Конкурса.
8. Номинации конкурса
Для 1-4 классов
1. Лучший проект военной и патриотической направленности «О мужестве, о доблести, о славе…»;
2. Лучший исследовательский проект «Хочу всё знать»;
3. Лучший гуманитарный проект «Культурное наследие России»;
4. Лучший проект по экологии, здоровому образу жизни, спортивным увлечениям и лучшим традициям отечественного спорта «Если хочешь быть здоров…»;
5. Лучшие изобретения, модели и игры «Изобретаем и моделируем»;
6. Лучший мультимедийный проект «Теле-радио-мультимедиа».
5 – 11 классы
1. Лучший гуманитарный проект «Память сердца».
2. Лучший гуманитарные проект «Человек и мир».
3. Лучший гуманитарный проект «Как слово наше отзовется…».
4. Лучший прикладной арт-проект «Красота спасет мир».
5. Лучший проект на иностранных языках «Перекрестки поликультурного мира».
6. Лучший социальный проект «Мы – дети России».
7. Лучший проект по профилактике, экологии, здоровому образу жизни «Школа – территория здоровья».
8. Лучший исследовательский проект физико-математической и естественнонаучной направленности «На пути к великим открытиям».
9. Лучший проект по техническому творчеству, конструированию «Гениальные конструктора»;
10. Лучший мультимедийный проект «Теле-радио-мультимедиа».
9. Место проведения
9.1. Базовыми площадками проведения Конкурса являются: - ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва; - ГБОУ Школа № 1384 имени А.А. Леманского, г. Москва.
10. Подведение итогов, награждение
10.1. Итоги дистанционного тура Конкурса подводятся авторитетным жюри в каждой секции по 4 возрастным группам и размещаются на странице Конкурса на портале «Школьные-проекты.рф». Победители награждаются Дипломами 1-й, 2-й и 3-й степени. Все участники получают Сертификат участника Конкурса (в электронном виде).
10.2. Вручение дипломов Победителям Конкурса осуществляется в ходе проектно-экспертной сессии. Если Победитель не имеет возможности приехать лично для получения диплома, ему высылается диплом по почте на адрес образовательной организации, указанный в Заявке при регистрации.
10.3. По итогам очной проектно-экспертной сессии определяются наиболее перспективные проектно-организованные Программы, которые получают сертификат о статусе «Ученический проект Федерального института», а разработчики получают право на бесплатную научно-методическую поддержку данных программ на портале «Школьные-проекты.рф» в течение 2016 года.
10.4. Работы победителей Конкурса, получившие дипломы 1-й или 2-й степени, размещаются на странице «100 Лучших ученических проектов 2016 года» сайта «Школьные-проекты.рф» и публикуются в электронном учебно-методическом журнале. Авторы работ получают Сертификат о публикации.
10.5. Руководители / консультанты проектных работ учащихся получают Благодарности Оргкомитета и учредителей Конкурса (в электронном виде).
Координаты для связи: ФБГНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования". Адрес: Россия, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16 к. 309 e-mail: gorizonty.otkrity@yandex.ru