Концепция
Культурно-образовательного проекта «Школьные театральные сезоны»
Разработчики:
Владимир Константинович Рябцев,
кандидат психологических наук,
Директор АНО "Центр инновационных проектов и медиаресурсов в образовании",
Вера Викторовна Ряшина,
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»
Содержание
1. Преамбула.
2. Понятие культурно-образовательного проекта
3. Современное состояние сознания: смыслы и формы культурной жизни.
4. Контуры новой образовательной практики - антропопрактики.
5. Организационная модель проекта.
5.1.Положение.
5.2.Этапы развития культурно-образовательного проекта.
5.3.Социальное партнерство.
6. Инфраструктура образовательной деятельности в контексте культурно-образовательного проекта «Школьные театральные сезоны».
6.1. Выявление и поддержка одаренных детей.
6.2. Театральные гастроли школьных театров как социокультурный проект.
6.3. Церемония подведения итогов сезона как событийное пространство.
6.4. Сайт проекта и интернет форум - площадка культурного диалога.
7. Гуманитарная перспектива и социокультурные последствия.
1. Преамбула
В 2010 году по инициативе Центра образования № 1409, лаборатории профессионального развития ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, сотрудников филологического факультета МПГУ была организована театральная площадка фестиваля детских творческих инициатив «Леонардо». Но уже первый опыт показал, что площадка обладает огромным потенциалом и перерастает в самостоятельный культурно-образовательный проект. В 2010 году в театральной площадке фестиваля «Леонардо» принимало участие 9 театральных коллективов из школ Северного округа, в 2011 году – 17 театральных коллективов. В подведении итогов «Школьных театральных сезонов – 2012» принимали участие 25 коллективов, а за год было сыграно более 60 спектаклей на разных площадках города Москвы. Рабочие языки проекта – русский, английский, испанский, итальянский. Растет и география проекта растет: сегодня в нем участвуют школы Северного, Северо-Восточного и Южного округов города Москвы, школы Болгарии и региона Апулия (Италия).
Замысел и ключевая идея «Школьных театральных сезонов» состояли в том, чтобы построить такой культурно-образовательный проект, в котором бы решались задачи развития - как отдельных участников, так и детско-взрослых театральных объединений.
Дискуссии и обсуждения в этом направлении выявили, что подобная ситуация значима для многих педагогов гуманитарных направлений, для режиссеров и театральной общественности, для психологов, для директоров школ и представителей различных уровней управления образованием. Не случайно, что в состав разработчиков вошли профессионалы из разных областей: сотрудники лаборатории профессионального развития педагогов Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Владимир Константинович Рябцев и Вера Викторовна Ряшина, проректор Института русского театра Илья Александрович Бродкин, профессор филологического факультета Московского педагогического государственного университета Ирина Алексеевна Подругина, режиссер Театра-студии Центра образования № 1409 г. Москвы Николай Николаевич Прокофьев. Большую поддержку проекту оказала Ирина Викторовна Ильичева, заслуженный учитель России, директор Центра образования № 1409 Северного округа г. Москвы. Эта идея была позитивно воспринята руководителями школьных театров, директорами школ и Управлением образования Северного округа.
Участниками проекта в 2011 году стали театральные коллективы из различных образовательных учреждений Северного округа г. Москвы. Детский коллектив «Театральная мозаика» ГБОУ Прогимназия № 1672 (руководитель Ермоленко Елена Владимировна), Театральный коллектив «Капелька» ГБОУ детского сада № 341 (руководитель Локтева Кристина Алексеевна), Класс-театр (руководители Медведева Алла Валерьевна и Черноносова Татьяна Анатольевна) и Коллектив «Люди лорда-камергера» (руководитель Захваткина Яна Юрьевна) ГБОУ СОШ № 1315 с углубленным изучением английского языка, Творческое объединение «Логос» ГБОУ СОШ № 141 (руководитель Сергеева Софья Ахметовна), Англо-русский «Театр без границ» ГБОУ СОШ № 251 (руководители Волкова Наталья Владиславовна, Евдокименко Наталья Николаевна), Поэтический театр «Хуглары» (руководитель Удальцова Галина Борисовна) и Творческий коллектив «Los Lazarillos» (руководитель Галкина Татьяна Юрьевна) ГБОУ СОШ № 1252 им. Сервантеса, Театр «Кенга и Ко» ГБОУ ЦО № 1678 (руководитель Мороз Ольга Викторовна), Театральная студия «Слово» ГБОУ СОШ № 648 (руководитель Кольчугина Елена Константиновна), Театральный коллектив «Глобус» ГБОУ СОШ № 651 (руководитель Ковалевская Ольга Германовна), Театр-студия «Гранд Грин Парк» ГБОУ ЦО № 1409 (руководитель Прокофьев Николай Николаевич), Театральная студия «Доброе слово» Семейной воскресной школы «Возрождение» Южного округа г. Москвы (руководитель Земляникина Елена Владимировна), НОУ СОШ «Петровская школа» Северного округа г. Москвы (руководитель Лапшина Анна Васильевна), Театральный коллектив «Ашки плюс Бэшки» ГБОУ СОШ № 1251 им. Шарля Де Голля (руководители Струнина Анна Григорьевна, Жданова Анна Викторовна), ГБОУ № 1702 Петровский кадетский корпус Северного округа г. Москвы (руководители Сощенко Татьяна Николаевна, Жемалетдинова Римма Андреевна, Зайцева Юлия Вадимовна, Улановская Виктория Викторовна), Русская театральная палитра «Радуга», СОУ "Сава Доброплодни", г. Шумен, Республика Болгария (руководитель Радка Николова Гочева). Участники «Школьных театральных сезонов» в течение года показали 32 спектакля.
В 2012 году к ним присоединились театральные коллективы: Центр образования № 656 им. А.С. Макаренко (руководитель театрального коллектива “Best actors” Хлудова Валентина Викторовна), школа № 1384 им. А.А. Леманского (координатор заместитель директора по УВР Кретинина Татьяна Александровна), театральный коллектив «Рукавичка» школа-интернат № 42 (координатор заместитель директора по УВР Гуляева Марина Николаевна), школа № 596 (руководитель музыкальный педагог Полонская Белла Анатольевна), коллектив начальной школы ГБОУ СОШ № 1249 (координатор Белозерова Алла Аркадьевна), театральная студия «Мир искусства» Центра образования № 1631 (художественный руководитель Дворянинов Денис), Центр образования № 1474 - Детский Музыкальный Классический Театр «Music Hall», молодежная группа Московского Дома оперы, а также международные участники – Liceo Artistico “Luigi Russo”, г. Монополи (регион Апулия, Италия), Ассоциация культурных проектов «Progetti e-motivi» (президент Винценцо Макканьяни), г. Таранто (регион Апулия, Италия).
В 2011-2012 г.г. стратегическим партнерами в рамках проекта становятся Северное окружное управления образования, Институт русского театра, Институт психолого-педагогических проблем детства РАО. Проекту оказывают профессиональную поддержку педагоги, актеры, музыканты и руководители Института русского театра, Московского Дома оперы, театра «Ленком», дирекция фестивально-концертных проектов авторской песни «СТОЛЬНЫЙ ГРАД», и других московских театров, представители творческой родительской интеллигенции.
Пройденный путь показал организаторам и участникам проекта, что центральным ориентиром является не ситуация конкурса, и даже не количество театральных постановок, а формирование традиции встреч, культурный диалог и понимание каждым участником своего смысла и перспективы движения в проекте «Школьных театральных сезонов». Поэтому проект сразу стал рассматриваться не как разовое мероприятие, а как последовательность событий в жизни детско-взрослых театральных сообществ разных школ.
Фестиваль доказал свою жизнеспособность и высокую востребованность у детей, родителей и педагогов. В этой связи, организаторы считают необходимым расширить концептуальное обоснование фестиваля как культурно-образовательного проекта, что позволит осмыслить пройденный этап развития, обозначить социокультурные смыслы движения и образовательную перспективу его развития.
2. Понятие культурно образовательного проекта
Когда мы говорим об инновационном образовании, мы в первую очередь полагаем основные смыслы (результаты), которые мы ожидаем от новой организации образования. Они связаны, по меньшей мере, с тремя крупными областями.
Первое – это развитие человека, его способностей, личностной позиции, его творческая реализация, раскрытие и воплощение сущностных сил человека. Это, прежде всего, связано с развитием таких фундаментальных оснований человека, как трудолюбие, жизнелюбие, любознательность и человеколюбие.
Второе. Очевидно, что растущий и развивающийся человек несет в себе потенциал и является активным участником жизни детско-взрослой общности. В том случае, когда данная со-бытийная общность несет в себе ценность образования и развития своих участников, мы можем говорить о складывании со-бытийной образовательной общности. При этом сама общность выступает, с одной стороны, фундаментальным условием развития каждого ее участника, с другой – является результатом развития. В каком-то смысле - создает прецеденты новых укладов жизни детско-взрослого сообщества.
Третье. Сегодня мы можем говорить о разных способах организации современного образования. А именно – о системно-организованном и сферно-организованном образовании. Как правило, в современной литературе и управленческих подходах обсуждаются технологические аспекты системной организации образования. Однако, становится все более очевидным, что ресурсы для развития различных образовательных систем обнаруживаются как раз в межсистемных взаимодействиях – например, во взаимодействиях образования с областями культуры, производства, промышленности, политики, медицины и т.д. И в этом смысле, представляется целесообразным обсуждать инновационные технологии, построенные на механизмах взаимодействия сложившихся образовательных систем (подсистем) в рамках межсистемного (сферного) взаимодействия. Для образования это в первую очередь означает, что те творческие продукты, которые формируются в традиционном образовании, получают вторую жизнь за пределами непосредственно образовательной системы. Например, выставка детских рисунков становится событием для района, города, а конкурс детских инженерно-конструкторских разработок вызывает интерес у представителей вузов, промышленности и политики.
Поэтому в рамках замысла культурно-образовательного проекта необходимо удерживать ситуацию развития конкретного человека, ситуацию развития детско-взрослой событийной общности, а также проектирование культурно-образовательных процессов, в которые включаются субъекты социокультурной сферы, как механизм формирования ресурсов и условий для развития самой образовательной системы.
Всякий гуманитарный культурно-образовательный проект реализуется в контексте культуры и истории как способ работы с будущим, ориентированным на раскрытие человеческого потенциала. Именно в этом процессе происходит поиск, обнаружение и реализация смыслов, определяющих личностную и мировоззренческую позицию тех, кто ищет.
Культурно-образовательный проект, в русле которого разворачивается творческая работа с детьми, предполагает многообразие форм организации диалога, совместного действия, рефлексивного размышления и – как вершина - появление в лице ученика и учителя соавторов новой культурной формы, культурного прецедента, в котором продолжают жизнь базовые ценностно-смысловые основания культуры.
Современная система образования должна основываться на «энергии культуры» - то есть строиться как культуросообразная, и быть направленной не только на освоение и воспроизводство определенных культурных образцов, но и формировать контур перспективных духовно-осмысленных моделей совместной жизни детей и взрослых. Дети, подростки, молодые люди и взрослые (педагоги, родители, управленцы) в образовании должны стать соавторами «шага» развития самой культуры. Именно поэтому сегодня переосмысляется дошкольное и школьное детство как особое самоценное пространство, создающее потенциал для социальных и культурных преобразований, а детское творчество - как процесс формирования прообраза новых культурных образцов.
Опыт творческой деятельности является не «одним из» рядоположенных элементов совокупного социального опыта учащихся, а основополагающим и главным элементом, придающим смысл другим его элементам (к ним относятся знания, умения, взаимоотношения людей и др.). Действительно – если бы опыт творческой деятельности выступал в качестве смыслообразующего, то тогда развитие его (ребенка) фиксировалось бы не столько в умениях действовать по образцу, сколько в способностях перестраивать эти умения и видоизменять эти образцы там, где это нужно. В этой связи, ориентация ребенка на творческую деятельность является не только способом его самореализации, но и способом преобразования окружающего социума. Это означает, что необходимо рассматривать не только способы культурного погружения и творческой самореализации, но и вопросы социально-педагогического проектирования «жизни» тех творческих продуктов, которые создаются учащимися.
Таким образом, культурно образовательный проект – это способ сопряжения развития сущностных способностей человека с развитием форм со-бытийной жизни детско-взрослой образовательной общности. Данный способ сопряжения реализуется в ходе проектирования форм совместной жизнедеятельности детей и взрослых, в которых:
- во-первых, решаются задачи развития участников общности (детей и взрослых) всех возрастов;
- во-вторых, происходит преобразование культурного наследия в образовательное содержание;
- в-третьих, организуются различные формы совместно-распределенной деятельности детей и взрослых, ориентированной на создание творческого продукта;
- в-четвертых, проектирование инфраструктуры и социальных пространств «жизни» продуктов детского творчества.
3. Современное состояние сознания: смыслы и формы культурной жизни
Разработка концепции фестиваля сопряжена с его рассмотрением в общем контексте культуры современного европейского мироощущения (постмодернизм) – прагматизм и рациональность системы отношений (включая образование), релятивизм культурных и нравственных норм, с одной стороны, и формирующихся общественно-государственных инициатив с их влиянием на сознание современной молодежи, - с другой.
Идея культурно-образовательного проекта «Школьные театральные сезоны» и его ключевого ежегодного со-бытия – Церемонии подведения итогов «Школьных театральных сезонов» - является синтезирующим движением и противостоит идее размежевания в образовательном пространстве. Итоги – это не приз за первое место, это - то лучшее, что удалось достичь каждому коллективу и каждому ребенку. Их публичная фиксация направлена на целостное, глубинное понимание современного мира и социокультурных процессов, происходящих в нем. Отметим, что сами спектакли и работа над ними интегрируют историю, литературу, музыку, живопись, дизайн и другие направления творческой деятельности человека. Спектакль - это пространство размышления и особый способ погружения в идеальный мир, форма организации диалога поколений и представителей различных культур, доступная детско-взрослому сообществу форма реализации культурного действия.
При этом если отдельный спектакль – это индивидуальный, персональный взгляд режиссера и театральной студии на проблемы современного мира, то культурно-образовательный проект в целом – это способ работы с «пространством культуры и временем истории»: порождение взаимодействия между людьми, формирование потенциала для проблематизации и взаимной конструктивной критики, дополнения и обогащения отдельно представленных творческих работ. Культурно-образовательный проект «Школьные театральные сезоны» – это культурная, эмоциональная и интеллектуальная проекция современного мира, возможность остановки и осмысления происходящего, а самое главное – это возможность стать соучастником культуротворческого процесса, ориентированного на позитивные изменения.
В этом поле начинают формироваться конструктивные, позитивные представления о мире на основе синтеза рационального и эстетического начал, формируя основу для нового гуманитарного знания. Это позволяет актуализировать огромный потенциал драматического искусства для выстраивания нравственных и эстетических ориентиров подрастающего поколения, а также поиска позитивных образов мира природы, культуры и человека в современной эпохе. Именно эти позитивные образы способны стать одним из оснований не только осмысления прошлого и настоящего – того дара, который дан человеку и который создается человеком, но и ответственного проектирования образа желаемого будущего.
Это становится особенно актуальным в условиях кардинальных мировоззренческих преобразований конца ХХ - начала ХХI века, одним из проявлений которых можно назвать мировой экономический кризис. Очевидно, что необходимо противопоставить не менее мощную, но позитивную по смыслу и культурную по своим основаниям инициативу в ситуации, когда современные «мультимедийные империи» телевидения и Интернета (кто-то - осознанно, а кто-то - не отдавая при этом себе отчета) обрушивают на формирующееся сознание растущих поколений низкопробную коммерческую культуру или проповедь убогих силовых отношений, размывающую традиционные системы ценностей, что ведет к культурной дезориентации населения, угасанию самобытности общественной жизни, а, в конечном счете, к маргинализации населения и, как следствие, - к социальной и межэтнической напряженности. Необходимо также понимать, что пародийность («кривое зеркало»), либо тотальное обесценивание - деконструкция духовных начал не могут стать основанием для пусть не быстрых, но поступательных позитивных социальных, культурных и экономических преобразований, которые сегодня необходимы нашему обществу.
Все вышесказанное задает общее смысловые контуры проекта, на базе которых строятся культурные формы жизни детско-взрослых и профессиональных сообществ.
4. Театральный культурно-образовательный проект как форма новой образовательной практики - антропопрактики
Собственно в рамках антропологического подхода удерживается смысл и ценность развития сущностных сил человека. А практика его реализации – антропопрактика - это построение современного образования, способного решать задачу развития человеческого потенциала. При этом собственно человеческий потенциал рассматривается, в первую очередь, как развитие духовно-нравственных оснований, сопряженных с волевыми и творческими способностями осуществлять инновационные преобразования.
Противопоставляя данный подход идеологии современного постмодернизма, который, по мнению его идеологов (У. Бек), фиксирует, что социокультурные системы позднего модерна обнаруживают множество симптомов неспособности упорядочивать свои области и управлять ими в условиях возрастания темпов изменения и увеличения разнообразия новых реалий и отношений, - можно отметить следующее. С позиции антропологического подхода эта несостоятельность связана, прежде всего, с размыванием духовно-нравственных оснований, подменой реальных, живых связей и отношений растущего и развивающегося человека с другими (сверстниками, старшими и младшими), формальными или формализованными - в каком-то смысле остывшими и окостеневшими отношениями, которые утратили какой-либо человеческий смысл в сложившихся социальных системах. В этом смысле разработка культурно-образовательного проекта «Школьные театральные сезоны» - это одна из форм работы по восстановлению полноты человеческой реальности как ресурса развития и раскрытия человеческого потенциала.
Театральные проекты, реализуемые образовательными учреждениями, способны внести свой вклад в изменение умонастроения, сформировать точку опоры для уверенных и независимых действий молодых людей. Мы хорошо знаем, как необходимы современному развивающемуся обществу независимо мыслящие, деятельные люди, ориентированные на сотрудничество. Участие в театральных постановках детей и взрослых на равных способно стать той формой, в которой приобретается социально-значимый опыт в этом направлении.
Пространство школьных театральных сезонов формирует особую действительность, где участники обнаруживают иные измерения жизни, обнаруживает объемную модель не всегда доступной для человека реальности, внутри которой он может присутствовать всеми своими чувствами. Решая в современном образовании задачу формирования фундаментального человеческого потенциала, необходимо понимать, что человек открывает мир и себя в мире не только рационально - на основе научно-обоснованной картины мира. Человек также (если не в первую очередь – особенно если речь идет о человеке растущем) совершает открытия на основе глубины своих переживаний, на основе ярких эмоциональных образов – в этом проявляется животворящая и целительная сила сопричастности к творческому процессу.
Театральная постановка - это в первую очередь способ осознания и культурного предъявления своей собственной позиции. Участвуя в формировании пространства театральных сезонов, организаторы и участники предъявляют свои точки зрения на образы детства, добра и красоты, культурных идеалов отношений между поколениями. Сама инициатива организации детско-взрослого событийного пространства – определенный вызов формализму и обезличенности современной общественной практики.
Как отмечал философ М. Бубер, проблема равнодушия и отчужденности («скорбное бесчувствие») столь же свойственна людям второй половины ХХ и наступившего XXI века, как людям предшествующего столетия была свойственна проблема выражения агрессивности и вражды. Социальные организованности вытесняют человеческую со-бытийность, коммерческий интерес – творческую самоотдачу. Как метко было подмечено в одной рекламе, «Интернет не передает теплоту чувств». Неслучайно в наши дни как редкий дар воспринимается простое душевное участие, со-бытийная встреча, не имеющая под собой жесткой прагматики. Известно, что дающий даром получает больше, чем отдает. Подобные социально-культурные инициативы «заражают» тех, кто в них вовлекается, энергетикой творчества и искренней открытости окружающим и действительно вселяют надежду, что красота способна спасти наш мир от безразличия и разобщенности.
Важно отметить еще один смысл проекта – культуротворческий. Театральная постановка содержит в себе способ и результат понимания эпохи. Спектакль перестает быть ситуативным ролевым действием – но, будучи осмысленным в контексте культуры, становится посланием и несет в себе культурный код, порождающий и развивающий человеческое начало. Обращение многих участников культурно-образовательного проекта – профессионалов и любителей, детей и взрослых, представителей различных профессий, национальностей и традиций – к сказкам, былинам, литературному наследию русских и зарубежных классиков, театральной реконструкции исторических событий, современным авторским интерпретациям - все это собственно и формирует культурное наследие современной России, современной европейской и, в пределе, мировой культуры.
Организация культурно-образовательного проекта на принципах творческой инициативы, открытости, полипрофессиональности позволяет говорить о решении в рамках проекта таких задач, как становление субъектной позиции детско-взрослого образовательного сообщества и личностной позиции его участников. Развитие человеческого потенциала в нашем обществе – и, следовательно, развитие всех сфер общественной жизни, от экономики до образования, - невозможно без преодоления инфантилизма, порождаемого безответственной исполнительностью. Соединение в организации культурно-образовательного проекта творческой инициативы с социальной ответственностью дает возможность вырастить позицию автора и хозяина своего дела, культивировать отношения заботы и ответственности.
«Школьные театральные сезоны», в этом плане, - становятся уникальным социокультурным проектом, в котором имеют возможность встречи (а, значит, не только формального со-присутствия, но и творческого сотрудничества) совершенно разные типы участников: дети и взрослые, представители творческих профессий и управленцы, россияне и иностранцы, учителя и ученики, профессионалы и любители. Пространство проекта порождает уникальную среду для решения социальных, образовательных, культурных проблем общества и современного российского образования.
Развивающий потенциал проекта позволяет говорить о новых гуманитарных технологиях, на основе которых и строится данное пространство. Это новые формы организации коммуникации, интерактивного социального действия, рефлексии творческого акта, которые позволяют человеку становиться большим, чем он есть в одиночку, а социальным сообществам – решать реальные задачи развития.
В этом контексте, проект «Школьные театральные сезоны» решает целый ряд образовательных задач.
Во-первых, возможность построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации каждого одаренного ребенка: исполнение своей роли – соучастие в разработке сценариев и театральных постановок – участие в постановках с заслуженными театральными мастерами - разработка и воплощение собственных авторских замыслов.
Во-вторых – создание форм организации профессионального сообщества, в которых возможно развитие самого профессионального образования: построение с помощью «Школьных театральных сезонов» своеобразной образовательной пирамиды, где основанием являются такие общедоступные и массовые формы, как театрализованные формы и театральные студии в образовательных учреждениях, – до вхождения в систему профессионального театрального образования.
В-третьих – развитие содержание таких предметных областей, как мировая художественная культура, литература, лингвистика, фото- и тележурналистика, психология и педагогика развития, история, антропология и др.
В-четвертых – возможность встреч учащихся с профессиональными позициями: с актерами, режиссерами, поэтами и композиторами, деятелями культуры и так далее – для развития собственного мастерства и реализации своих творческих замыслов.
В-пятых – формирование в Интернет-пространстве собственного культурного сообщества; в котором возможно предъявление, обсуждение и дальнейшее развитие своих творческих замыслов.
5. Организационная модель проекта
5.1. Положение о культурно-образовательном проекте «Школьные театральные сезоны»
Культурно-образовательный проект «Школьные театральные сезоны» является открытым гуманитарным проектом, к которому могут присоединиться любые инициативные группы - театральных ученических коллективов, классы, студии, профессиональные коллективы, родители, педагоги, представители творческой интеллигенции и другие субъекты социокультурной сферы.
Цель проекта – формирование осмысленных мировоззренческих оснований и построение практики реализации культурно-образовательных проектов как ресурса индивидуального развития детей и событийных детско-взрослых образовательных общностей.
Задачи проекта:
1 – поддержка театральных коллективов и образовательных учреждений при подготовке театральных представлений и проектировании культурных событий на базе образовательных учреждений;
2 – формирование репертуара театральных событий сообщества, реализуемых на базе образовательных учреждений-участников проекта и учреждений культуры;
3 – проектирование различных форм дискуссий и обсуждений театральных постановок;
4 – организация гастролей театральных коллективов в образовательных учреждениях г. Москвы;
5 – организация проектного семинара для руководителей театральных студий и педагогов, реализующих потенциал театральной педагогики в образовательном процессе;
6 – организация встреч, театральных, литературных и музыкальных гостиных с представителями творческой интеллигенции;
7 – организация сайта «Школьных театральных сезонов» и апробация различных форм обсуждения театральных событий на форуме;
8 – проектирование различных форм социального партнерства образовательных учреждений с ведущими театрами г. Москвы;
9 – разработка педагогических проектов по предметам гуманитарного цикла и по информатике на основе видеозаписей школьных спектаклей;
10 – формирование социального партнерства с образовательными учреждениями регионов России, а также с зарубежными партнерами, разработка совместных культурно-образовательных проектов;
11 – образовательная поддержка совместно с театральными вузами режиссеров, учителей и детей в области театрального культуры, режиссерского и актерского мастерства;
12 – проектирование и проведение ежегодной Церемонии подведения итогов «Школьных театральных сезонов» как центрального события театрально-образовательного сообщества.
5.2. Этапы годового цикла культурно-образовательного проекта«Школьные театральные сезоны»
Этап 1.
На первом этапе формируется оргкомитет проекта, а также состав экспертов из представителей образовательных учреждений-участников проекта, их социальных партнеров, представителей театральной, научной, педагогической и родительской общественности.
Организуется сбор заявок (анонсов) от театральных коллективов на спектакль нового школьного театрального сезона.
Образовательное учреждение или театральный коллектив могут представить три типа заявок.
Этап 2. Реализуется в форме проектного семинара, в рамках которого разрабатывается сценарий культурно-образовательного события с использованием различных интерактивных форм обсуждения спектаклей.
Этап 3. Проведение культурно-образовательного события (спектаклей, театральных и литературно-музыкальных гостиных с элементами театрализации) с организацией видеозаписи театральной постановки и ее последующего обсуждения.
Этап 4. Размещение на сайте «Школьных театральных сезонов» видеозаписи спектакля: школьные-проекты.рф или http://school-projects.ru/ (раздел «Спектакли»).
Организация обсуждения представленного спектакля на форуме сайта.
Этап 5. Проведение ежегодной Церемонии подведения итогов «Школьных театральных сезонов». Церемония подведения итогов включает в себя:
А) «Театральный салон» .
Театральные коллективы представляют свою деятельность следующим образом:
- афиша прошедшего сезона;
- афиша нового сезона;
- фотографии спектаклей в форме постеров;
- дети-артисты в костюмах своих героев;
- слайдовая презентация с фотографиями спектаклей, репетиций, отзывами на спектакли, имеющимися наградами, видеороликами и т.д. на своем ноутбуке ;
- буклеты и приглашения на спектакли нового сезона;
- обустройство своего выставочного пространства элементами декораций спектаклей.
На «Театральный салон» приглашаются представители телевидения и прессы, представители культуры, органов управления образованием и родительской общественности.
Задача для руководителей театральных студий, педагогов и приглашенных гостей:
Познакомиться с деятельностью школьных театральных коллективов. Расспросить детей о том, что им представляется самым важным и интересным в своем деле. Узнать их мнение о спектаклях, о сыгранных ролях, планы на будущее.
Задача для представителей школьной прессы: взять интервью, сделать фоторепортаж и собрать материал для репортажа в школьные газеты.
Задача для детей – участников театральных коллективов: познакомить сверстников, педагогов и гостей фестиваля с работой своей студии.
Во время Театрального салона важные гости могут сказать приветственные слова.
Во время Салона каждому руководителю студии дается микрофон для приветственных слов всем участникам проекта «Школьные театральные сезоны». Руководители студий и дети могут кратко 5-7 минут рассказать о деятельности своих студий.
Б) Церемония награждения участников прошедшего сезона:
- номинации спектаклям, предложенные оргкомитетом и поддержанные экспертным сообществом;
- награждение грамотами детей, участвующих в театральных постановках;
- награждение сертификатами от Института русского театра учащихся выпускных классов, участвующих в спектаклях;
- награждение благодарственными письмами «Меценат проекта» родителей и других субъектов, оказывающих поддержку и помощь театральным коллективам;
- награждение грамотами от Института психолого-педагогических проблем детства РАО педагогов-руководителей театральных студий, принимавших активное участие в реализации культурно-образовательного проекта «Школьные театральные сезоны».
В) Анонсирование работ нового сезона в виде 3-5-минутных фрагментов спектаклей.
5.3. Социальное партнерство в культурно-образовательном проекте «Школьные театральные сезоны»
В течение сезона Организационным комитетом совместно с руководителями театральных студий разрабатываются проекты сотрудничества театральных коллективов образовательных учреждений с ведущими театрами и театральными студиями г.Москвы.
Такое партнерство предусматривает следующие направления.
1. Организация посещения учащимися спектаклей данного театра.
2. Помощь школьным театральным коллективам с музыкальным и световым оформлением спектаклей, костюмами и реквизитом.
3. Организация творческих встреч с актерами и режиссерами театров.
4. Организация мастер-классов для руководителей школьных театральных коллективов, педагогов и учащихся школ по режиссуре и актерскому мастерству.
5. Проектирование программ повышения квалификации педагогов на базе театральных вузов.
6. Организация межшкольных театральных проектов под руководством профессиональных режиссеров и актеров.
7. Организация специальных поощрительных программ со стороны театральных вузов и театров для детей – участников школьных театральных проектов (сертификаты, грамоты, поощрительные призы и др.).
8. Организация выездных театральных и творческих сессий для школьных театральных коллективов в каникулярный период.
9. Предоставление сценических площадок театров школьным коллективам, достигшим высокого уровня театральных постановок.
10. Реализация других форм сотрудничества театральных коллективов школ с ведущими театрами г. Москвы.