ФИО заявителяЛегоцкая Вера Сергеевна
Дата рождения24.03.1968

Проект

НазваниеУстный журнал «Устаревшие и диалектные слова в сказке П.Ершова „Конек-Горбунок“»
УчреждениеМБОУ "Гимназия №5" г.Брянска
Класс5
Науч. руководительЛегоцкая Вера Сергеевна
Консультант
Исполнители
  • Клеба Елизавета Алексеевна
  • Лущик Никита Павлович
  • Рассыльщикова Арина Алексеевна
Секция5 - 6 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаС научной точки зрения актуальность данного проекта состоит в объяснении устаревших и диалектных слов в сказке П.Ершова «Конек-Горбунок», а также их стилистической роли и объяснении того следа, который оставили некоторые из них в современном русском языке. С социальной точки зрения актуальность заключается в том, что использование данного проектного продукта поможет всем, кто читает сказку «Конек-Горбунок» и другие сказки русских писателей 19 века, лучше понять описываемые события, характеры героев и авторский замысел, а также поможет подготовиться к олимпиадам по русскому языку, где часто предлагают задачи, связанные с этимологией, с устаревшими словами.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомМы предполагаем, что если составить устный журнал, в котором рассказать о лексическом значении устаревших и диалектных слов в сказке «Конек-Горбунок», то это существенно облегчит понимание самой сказки, а если подробнее рассказать об этимологии этих слов, то это поможет подготовиться и к олимпиадам, к интеллектуальным конкурсам.
Основная идеяЗнание устаревших и диалектных слов помогает лучше понять произведения писателей 19 века, помогает почувствовать связь с культурой и историей своего народа, лучше понять язык и почувствовать его развитие. Если рассказать об устаревших и диалектных словах пятиклассникам интересно, то они заинтересуются этимологией языка, почувствуют его развитие, увлекутся вопросами языкознания и истории. Это основная идея нашего проекта.
Масштаб организации работ Базой проектной работы была МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска, где проект прошел апробацию: с устным журналом авторы выступали на уроках литературы в 5 классах и на внеклассных мероприятиях в рамках недели русского языка и литературы в течение 2015-2016 уч.г.
Полученные результатыОсновные выводы, которые мы сделали, работая над проектом, следующие: 1) изучать устаревшие и диалектные слова интересно, т.к. они дают богатейший материал о языке, литературе, культуре в целом; 2) познакомившись с устаревшими словами, мы поняли, что язык живой, он развивается, отдельные слова уходят из активного употребления, а им на смену приходят новые, отражающие реалии современности; 3) прочитав сказку П.Ершова, мы поняли, что устаревшие слова помогают передать колорит эпохи, настроения и характеры героев, авторское отношение к изображаемому; 4) мы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности, поняли, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание.
Кому нужны результаты проектаСозданный продукт адресован прежде всего ребятам, читающим сказку «Конек-Горбунок», а также всем, кто интересуется этимологией русского языка, готовится к олимпиадам и просто хочет расширить свой кругозор.
Перспектива дальнейшнего развития проектаРабота над проектом может быть продолжена и в 6 классе: устаревших и диалектных слов в произведениях писателей 19 века еще очень много, и нам, современным школьникам, важно и нужно знать эти слова и для понимания произведений, и для расширения кругозора.

Материалы проекта