Проблема решаемая проектом | Мы предполагаем, что если составить устный журнал, в котором рассказать о лексическом значении устаревших и диалектных слов в сказке «Конек-Горбунок», то это существенно облегчит понимание самой сказки, а если подробнее рассказать об этимологии этих слов, то это поможет подготовиться и к олимпиадам, к интеллектуальным конкурсам. |
Основная идея | Знание устаревших и диалектных слов помогает лучше понять произведения писателей 19 века, помогает почувствовать связь с культурой и историей своего народа, лучше понять язык и почувствовать его развитие. Если рассказать об устаревших и диалектных словах пятиклассникам интересно, то они заинтересуются этимологией языка, почувствуют его развитие, увлекутся вопросами языкознания и истории. Это основная идея нашего проекта. |
Масштаб организации работ | Базой проектной работы была МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска, где проект прошел апробацию: с устным журналом авторы выступали на уроках литературы в 5 классах и на внеклассных мероприятиях в рамках недели русского языка и литературы в течение 2015-2016 уч.г. |
Полученные результаты | Основные выводы, которые мы сделали, работая над проектом, следующие:
1) изучать устаревшие и диалектные слова интересно, т.к. они дают богатейший материал о языке, литературе, культуре в целом;
2) познакомившись с устаревшими словами, мы поняли, что язык живой, он развивается, отдельные слова уходят из активного употребления, а им на смену приходят новые, отражающие реалии современности;
3) прочитав сказку П.Ершова, мы поняли, что устаревшие слова помогают передать колорит эпохи, настроения и характеры героев, авторское отношение к изображаемому;
4) мы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности, поняли, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание.
|
Кому нужны результаты проекта | Созданный продукт адресован прежде всего ребятам, читающим сказку «Конек-Горбунок», а также всем, кто интересуется этимологией русского языка, готовится к олимпиадам и просто хочет расширить свой кругозор. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Работа над проектом может быть продолжена и в 6 классе: устаревших и диалектных слов в произведениях писателей 19 века еще очень много, и нам, современным школьникам, важно и нужно знать эти слова и для понимания произведений, и для расширения кругозора. |