Проблема решаемая проектом | С научной точки зрения актуальность данной работы состоит в том, что использование речевых формул извинения является важным элементом общей языковой культуры и признаком этикетного поведения человека в обществе. Как извиняются сегодня старшеклассники, какие речевые формулы предпочитают, как это способствует взаимопониманию - вот круг вопросов, обусловивших актуальность данной проблемы и обращение к ней.
С социальной точки зрения актуальность заключается в том, что результаты нашего исследования в перспективе могут помочь носителям языка употреблять речевые формулы извинения правильно с точки зрения грамматики и стилистики, что будет способствовать гармонизации межличностных отношений.
Личная заинтересованность авторов работы состоит в расширении кругозора, углублении знаний в области лингвистики и этикета, повышении общей языковой культуры и грамотности.
|
Основная идея | Мы предполагаем, что речевые формулы извинения распространены в речи юношей и девушек 16-17 лет, разнообразны с лингвистической точки зрения, содержательны, эмоциональны, способствуют гармонизации межличностных отношений. |
Масштаб организации работ | Работа была выполнена на материале наблюдения за устной речью сверстников (учащихся 10-11 классов МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска), данных анкетирования, анализа записей социальной сети ВКонтакте, примеров из текстов современной художественной литературы о молодежи и для молодежи, взятые из НКРЯ (Б.Екимов, Е.Мурашова, В.Данилов, А.Житков, Л. Петрушевская, И.Курамшина, Л.Симонова, Д.Рубина, А.Геласимов и др.)
Всего было зафиксировано 142 языковых единицы.За единицу анализа был принят текстовый фрагмент, реплика, содержащая «извинение», нацеленная на восстановление межличностных отношений.
Работа прошла апробацию в ходе докладов, прочитанных на уроках русского языка в 10 а и 11 а классах МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска, на научно-практической филологической конференции «Точка зрения» в рамках декады русского языка и литературы в гимназии, работа участвует в Международном детском творческом фестивале «Апельсин» и Международном фестивале детского творчества «Южный полюс» в номинациях «Наука и исследования».
|
Полученные результаты | Систематизировав языковой материал, мы пришли к выводу, что речевые формулы извинения содержит в себе семантический компонент просьба, разнообразны с точки зрения структуры, морфологии, могут содержать стилистически нейтральную и стилистически окрашенную лексику.
Наблюдения за речью старшеклассников и анализ произведений современной литературы, содержащих формулы извинения, убедили нас в том, что, во0первых, речевые ситуации извинения играют важную роль в восстановлении межличностных отношений, во-вторых, использование речевых формул извинения является важным элементом общей языковой культуры и признаком этикетного поведения человека в обществе, в-третьих, составными частями извинения являются не только оправдание, признание собственной вины, но и выражение эмоциональной оценки извиняющегося по поводу собственного поведения, для успешного осуществления извинения необходимо, чтобы говорящий признал свою вину, попросил не обижаться, искренне сожалел о причиненном ущербе; в-четвертых, большую роль в ситуации извинения играют также личные качества собеседников, уровень воспитанности, образованности, культуры речи.
Продуктом исследования является работа, опубликованная в электронном педагогическом издании «Педагогический мир», а также на сайте Международного детского творческого фестиваля «Апельсин» и доступная для свободного ознакомления по адресам ее постоянного размещения
http://pedmir.ru/96940 («Педагогический мир»)
http://58707.mdtf.ru («Апельсин»)
|
Кому нужны результаты проекта | Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследований могут быть использованы на уроках русского языка в классах, изучающих русский язык углубленно, на элективных курсах и во внеклассной работе. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Мы планируем продолжить исследование, несколько изменив его содержание: изучить тексты, содержащие , речевые ситуации поздравления.
|