Проблема решаемая проектом | Цель работы - собрать, систематизировать антропонимический материал и на его основе составить картотеку фамилий.
Для решения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1)распределить собранные фамилии с точки зрения происхождения и семантики;
2)оформить полученные результаты в виде сравнительных таблиц;
3)составить словарь фамилий, не вошедших в словарь «К истокам пермских фамилий» Е.Н.Поляковой, и, где возможно, установить их этимологию.
Исходя из цели исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: большинство фамилий, упомянутых в номерах газеты «Пермские губернские ведомости», русские по своему происхождению, и существенная часть из них образована от прозвищ или мирских имен.
В процессе нашей работы была составлена картотека, включающая 512 фамилий. Все они были проанализированы с точки зрения этимологии. Как же доказать, что в таком обширном списке большинство фамилий русские по происхождению?
Продуктивность суффиксов «ов»-«ев» подтверждается и нашим исследованием: 312 из 512 фамилий образованы с помощью этих формантов и 107 фамилий имеют суффиксы «ин»-«ын». Зафиксировано всего 5 фамилий, оканчивающихся на «их»-«ых».Примеры мы оформили в виде таблицы.
Мы установили, что большинство фамилий являются русскими по происхождению, 63% из них образовались от прозвищ и мирских имен. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
В составленном на основе выпусков газеты «Пермские губернские ведомости» словаре отражены не все собранные фамилии, поэтому работа в данном направлении будет продолжена.
Изучение архивных материалов – захватывающий процесс. Газеты - ценный источник для понимания не только истории нашей страны, но и истории родного языка. В процессе работы нам встретилось большое количество устаревших слов. Возможно, это тема для нового исследования.
Все материалы (таблицы, словарь) можно использовать на уроках русского языка по теме «Лексика» («Устаревшие слова», «Диалектные слова», «Прямое и переносное значения слова»), «Притяжательные прилагательные», а также на занятиях краеведческого кружка, который существует в нашей школе.
|