Проблема решаемая проектом | С научной точки зрения актуальность данной работы состоит в том, что одна из задач экологии человека – изучение вопросов сохранения и развития здоровья людей всех возрастов. В связи с этим исследования, посвященные изучению влияния неблагоприятной окружающей среды и образа жизни на гуморальный иммунитет человека, весьма актуальны и востребованы.
С социальной точки зрения актуальность заключается в том, что результаты нашего исследования могут быть использованы на уроках биологии и элективных курсах в ОУ с углубленным изучением биологии.
Личная заинтересованность авторов работы состоит в расширении кругозора, углублении знаний в области биологии и медицины, профильной ориентации.
|
Основная идея | Мы предполагаем, что если установить факторы, влияющие на иммунную систему организма старшеклассника, можно создать рекомендации, следование которым позволит эффективно предупредить развитие иммунопатологических процессов. |
Масштаб организации работ | Авторами проанализирована научная литература о гуморальном иммунитете человека и выявлено его значении для организма;
проведено исследование влияния техногенных экологических факторов окружающей среды и образа жизни на иммунную систему человека;
выявлены группы учащихся в зависимости от степени техногенного загрязнения и уровня образа жизни;
установлены факторы, влияющие на иммунную систему организма старшеклассников;
выявлена взаимосвязь между концентрацией иммуноглобулинов (IgА) в слюне подростков и степенью техногенного загрязнения, уровня образа жизни.
|
Полученные результаты | 1. Проанализирована научная литература о гуморальном иммунитете человека. Отмечено, что вопросы гуморального иммунитета в современной медицине изучены всесторонне и глубоко.
2. Проведено исследование влияния техногенных экологических факторов окружающей среды и образа жизни на иммунную систему человека. Антропогенные факторы влияют на функционирование иммунной системы и могут приводить к срыву адаптационных механизмов и развитию экологически обусловленного вторичного иммунодефицитного состояния.
3. Выявлены три группы учащихся в зависимости от степени техногенного загрязнения и уровня образа жизни. Группа III характеризуется неблагоприятными условиями окружающей среды, низким уровнем образа жизни, но представлена минимально среди учащихся. Максимально представлена II группа учащихся, что свидетельствует о среднем уровне загрязненности территории проживания и незначительном воздействии прочих отрицательных факторов, влияющих на снижение иммунитета подростков, обучающихся в МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска.
4. Выявлены самые распространенные факторы, нарушающие иммунитет старшеклассников: - физические нагрузки (отсутствие режима дня, недосыпание, максимальное количество времени за , минимальное - на свежем воздухе);
-несбалансированное питание (неправильный завтрак или его отсутствие, недостаточное употребление свежих овощей и фруктов, употребление вредных для иммунитета продуктов);
-стрессы, депрессивные состояния, особенно в межсезонье.
5. Установлено, что воздействие техногенных экологических условий и образа жизни способствует формированию у подростков своеобразного иммунного ответа. У III группы учащихся выявлена статистически существенная отрицательная взаимосвязь слабой силы между концентрацией IgА в слюне подростков и степенью техногенного загрязнения окружающей среды, отрицательными факторами образа жизни.
|
Кому нужны результаты проекта | Результаты исследования могут быть использованы на уроках биологии и элективных курсах в ОУ с углубленным изучением биологии. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Продуктом исследования является работа, опубликованная в электронном педагогическом издании «Педагогический мир», а также на сайте Международного детского творческого фестиваля «Апельсин» и доступная для свободного ознакомления по адресам ее постоянного размещения
http://pedmir.ru/96944 («Педагогический мир»)
http://58709.mdtf.ru («Апельсин»)
Продолжим исследовать другие факторы влияния на гуморальный иммунитет человека, (более узко), предполагаем взять один из аспектов (например, питание). |