ФИО заявителяНекрасов Михаил Александрович
Дата рождения26.10.2004

Проект

НазваниеОсобенности происхождения и образования русских и английских фамилий
УчреждениеЧастное учреждение Образовательная организация «Петровская школа» Северного округа г. Москвы
Класс5 "А"
Науч. руководительШматенко Марина Анатольевна
КонсультантКунов Александр Владимирович
Исполнители
  • Некрасов Михаил Александрович
Секция5 - 6 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаПредметом исследования явились особенности происхождения и образования русских и английских фамилий, установление сходства и различия в происхождении и образовании русских и английских фамилий.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомКаждому интересно, что значит фамилия, которую он носит, как она образовалась и от чего произошла; именно в фамилии часто кроются секреты рода (родословной). В проекте определяются общие законы образования русских фамилий и фамилий носителей английского языка, который я изучаю уже на протяжении нескольких лет. Цель исследования: выявить особенности происхождения и образования русских и английских фамилий. Гипотезы: 1) Процесс происхождения и образования русских и английских фамилий во многом схож; 2) В происхождении и образовании русских и английских фамилий есть свои особенности.
Основная идеяПровести исследование способов происхождения и способов образования фамилий в русском и английском языках, выявить закономерности, провести сравнительный анализ, определить сходство и выявить особенности.
Масштаб организации работВ процессе работы были произведены следующие исследования: 1) изучена история происхождения слова «фамилия»; 2) выявлены наиболее распространенные русские и английские фамилии (в XIX, XX веках и в наше время); 3) изучена история происхождения и способы образования русских фамилий; 4) изучена история происхождения и способы образования английских фамилий; 5) для получения статистически достоверной информации было обработано более 250 русских фамилий (ребят моего класса и коллег моей мамы) и более 100 английских фамилий (коллег и друзей, живущих в англо-говорящих странах) 6) данные занесены в электронные таблицы Excel, фамилии классифицированы по группам в соответствии со способами их происхождения и образования 7) определены наиболее частотные способы происхождения и образования русских и английских фамилий; 8) проведен сравнительный анализ способов происхождения и образования русских и английских фамилий; 9) сделаны выводы о сходстве и особенностях образования и происхождения русских и английских фамилий
Полученные результаты1) созданы диаграммы происхождения и образования русских фамилий; 2) созданы диаграммы происхождения и образования английских фамилий ; 3) На основе справочников, словарей и построенных диаграмм сделан статистический вывод, что наиболее часто в русском и английском языках фамилии образуются от прозвищ или от имени предка. В русском языке наиболее распространены фамилии, образованные при помощи суффикса «–ов», а английские фамилии чаще всего образовывались как производные от имени отца или клана или целиком слово-прозвище или слово, обозначающее место. 4) выпущены буклеты «Секреты моей фамилии» для носителей русских фамилий нашего класса.
Кому нужны результаты проекта 1) учителям русского языка и иностранных языков - заинтересовать учащихся в изучении родного и иностранных языков, закономерностей их развития 2) учителям математики и информатики - в использовании математического аппарата и прикладном применении компьютерных средств в решении лингвистических и метапредметных задач. 3) учащимся - они узнают больше о своих предках, заинетесуются историей семьи, получат информацию о разных способах происхождения и образования фамилий, станут интересоваться лингвистикой 4) автору, который научился ставить задачу, искать способы ее решения, организовывать процесс, получил исследовательский и аналитический опыт, а также навык работы с электронными таблицами Microsoft Excel (составлять таблицы, листы таблиц, сортировать и фильтровать данные, строить диаграммы на основе собранных данных, получать статистику). Полученные во время выполнения проекта знания и умения помогут при обучении в школе, особенно на уроках русского языка, английского языка, математики и информатики, а также в дальнейшей жизни
Перспектива дальнейшнего развития проектаПродолжить исследования, расширив их на языки, которые я дополнительно изучаю в школе (французский и итальянский). Узнать, как образуются французские и итальянские фамилии, и сравнить их с имеющимися данными.

Материалы проекта