Проблема решаемая проектом | Каждому интересно, что значит фамилия, которую он носит, как она образовалась и от чего произошла; именно в фамилии часто кроются секреты рода (родословной). В проекте определяются общие законы образования русских фамилий и фамилий носителей английского языка, который я изучаю уже на протяжении нескольких лет.
Цель исследования: выявить особенности происхождения и образования русских и английских фамилий.
Гипотезы:
1) Процесс происхождения и образования русских и английских фамилий во многом схож;
2) В происхождении и образовании русских и английских фамилий есть свои особенности. |
Основная идея | Провести исследование способов происхождения и способов образования фамилий в русском и английском языках, выявить закономерности, провести сравнительный анализ, определить сходство и выявить особенности. |
Масштаб организации работ | В процессе работы были произведены следующие исследования:
1) изучена история происхождения слова «фамилия»;
2) выявлены наиболее распространенные русские и английские фамилии (в XIX, XX веках и в наше время);
3) изучена история происхождения и способы образования русских фамилий;
4) изучена история происхождения и способы образования английских фамилий;
5) для получения статистически достоверной информации было обработано более 250 русских фамилий (ребят моего класса и коллег моей мамы) и более 100 английских фамилий (коллег и друзей, живущих в англо-говорящих странах)
6) данные занесены в электронные таблицы Excel, фамилии классифицированы по группам в соответствии со способами их происхождения и образования
7) определены наиболее частотные способы происхождения и образования русских и английских фамилий;
8) проведен сравнительный анализ способов происхождения и образования русских и английских фамилий;
9) сделаны выводы о сходстве и особенностях образования и происхождения русских и английских фамилий |
Полученные результаты | 1) созданы диаграммы происхождения и образования русских фамилий;
2) созданы диаграммы происхождения и образования английских фамилий ;
3) На основе справочников, словарей и построенных диаграмм сделан статистический вывод, что наиболее часто в русском и английском языках фамилии образуются от прозвищ или от имени предка. В русском языке наиболее распространены фамилии, образованные при помощи суффикса «–ов», а английские фамилии чаще всего образовывались как производные от имени отца или клана или целиком слово-прозвище или слово, обозначающее место.
4) выпущены буклеты «Секреты моей фамилии» для носителей русских фамилий нашего класса. |
Кому нужны результаты проекта | 1) учителям русского языка и иностранных языков - заинтересовать учащихся в изучении родного и иностранных языков, закономерностей их развития
2) учителям математики и информатики - в использовании математического аппарата и прикладном применении компьютерных средств в решении лингвистических и метапредметных задач.
3) учащимся - они узнают больше о своих предках, заинетесуются историей семьи, получат информацию о разных способах происхождения и образования фамилий, станут интересоваться лингвистикой
4) автору, который научился ставить задачу, искать способы ее решения, организовывать процесс, получил исследовательский и аналитический опыт, а также навык работы с электронными таблицами Microsoft Excel (составлять таблицы, листы таблиц, сортировать и фильтровать данные, строить диаграммы на основе собранных данных, получать статистику). Полученные во время выполнения проекта знания и умения помогут при обучении в школе, особенно на уроках русского языка, английского языка, математики и информатики, а также в дальнейшей жизни |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Продолжить исследования, расширив их на языки, которые я дополнительно изучаю в школе (французский и итальянский). Узнать, как образуются французские и итальянские фамилии, и сравнить их с имеющимися данными.
|