Проблема решаемая проектом | Мы попытаемся доказать, что это слово в романе имеет концептуальное значение и может рассматриваться на уровне «концепта» |
Основная идея | Конечно, мы понимаем, что проблема внимательного чтения школьников – это, скорее, методический вопрос педагогов. Однако я убежден: если доказать, что внимание к простому слову «сирень» в социально-психологическом романе имеет концептуальное значение для понимания авторского текста. И в том числе таким способом можно привлечь внимание моих одноклассников и вообще школьников к важности прочтения первоисточников, к внимательному восприятию каждого слова.
Итак, нами изучается роль слова «сирень» - многочисленно упомянутого в авторском тексте романа И.А. Гончарова «Обломов», с момента издания которого в следующем году исполняется 160 лет |
Масштаб организации работ | Масштаб исследования
В ходе работы нами было изучено:
• 9 научных лингвистических и филологических работ,
• 2 биологических справочника растений;
• 4 работы биографического характера;
• 3 работы, связанные с культурой 2 половины 19 века в России;
• проанализировано более 20 Интернет-источников о проблеме чтения в мире и в России;
• использовано 4 литературоведческих словаря и 1 толковый словарь,
• проанализированы, просмотрены более 30 иллюстраций к роману и 3 экранизации,
• проведено анкетирование 48 человек 10 классов школы.
|
Полученные результаты | Мы аргументированно доказали, что в тексте романа есть концепт "сирени", который является ключом к пониманию авторского замысла, самих героев и культурно-исторического фона событий.
На основе проанализированных источников составлена модель концепта "сирень" в романе И.А. Гончарова "Обломов"; разработана уникальная таблица, позволяющая проследить все оттенки смысла каждого употребления слова, а также понять причину и источник заданного автором смысла. |
Кому нужны результаты проекта | Конечно, отдельно взятый проект школьника не может решить глобальной проблемы внимательного чтения страниц русской классики, да и проблему современного дефицита чтения хорошей литературы в общем, но мы считаем, что даже если несколько учеников в классе, в школе, удивились, как тонко в смысловом отношении устроено художественное полотно, как маленькое незаметное растение «сирень» способно дать настоящий ключ к прочтению романа И.А. Гончарова "Обломов", к пониманию авторского замысла и мировоззрения автора, то определенный шаг в решении этой проблемы уже сделан.
Поэтому конкретно нужен тем, кто только формируется как читатель (школьникам), кто формирует читателя (учителям), а также всем, неравнодушным к проблеме чтения и любителям классики, а в частности произведений И.А. Гончарова. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | 1) Материалы исследовательской работы могут быть основой проекта:
- мы задумываемся над тем, чтобы разработать справочник «Растения в русской художественной литературе»,
- создать буклет по иллюстрациям к роману И.А. Гончарова «Обломов», где сирень занимает значимое место;
- разработать интеллектуальную игру для внимательных читателей,
- в паре с увлеченным биологией одноклассником создать междисциплинарный проект по биологии и литературе,
- составить экскурсию по местам Москвы, где сохранился образ сирени как историко-культурного элемента эпохи 19 века,
- разработать страницу электронного приложения к учебнику литературы в 10 классе.
2) Материалы готовом виде могут быть использованы для индивидуальной подготовки учеников к урокам по содержанию романа, а также на самих уроках |