ФИО заявителяМежгих Надар Тельманович
Дата рождения27.05.2001

Проект

НазваниеКонцепт "сирень" в романе И.А. Гончарова "Обломов"
УчреждениеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 1384 им. А.А. Леманского"
Класс10
Науч. руководительБусова Елена Викторовна
Консультант
Исполнители
  • Межгих Надар
Секция9 - 11 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаХудожественное полотно в романе И.А. Гончарова "Обломов" состоит из огромного количества слов. 32 раза в тексте в разных главах и частях употребляется слово "сирень". Это случайность? Задумка автора? Что теряют современные школьники при прочтении не обращая внимание на это нежное растение в социально-психологическом романе второй половины XIX века? Наша гипотеза заключается в том, что упоминание слова «сирень» в романе И.А. Гончарова «Обломов может в большей степени соответствовать понятию «концепт», что в изученных нами исследованиях не доказано. Таким образом, цель предлагаемой работы – попытка рассмотреть слово «сирень» в романе И.А. Гончарова «Обломов» как концепт, в котором отражен богатый культурный фон эпохи, в том числе ценностная индивидуально-мировоззренческая смысловая составляющая писателя. Таким образом, объектом исследования выступает текст романа И.А. Гончарова «Обломов», предмет исследования – слово «сирень» как лингвокультурный концепт.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомМы попытаемся доказать, что это слово в романе имеет концептуальное значение и может рассматриваться на уровне «концепта»
Основная идеяКонечно, мы понимаем, что проблема внимательного чтения школьников – это, скорее, методический вопрос педагогов. Однако я убежден: если доказать, что внимание к простому слову «сирень» в социально-психологическом романе имеет концептуальное значение для понимания авторского текста. И в том числе таким способом можно привлечь внимание моих одноклассников и вообще школьников к важности прочтения первоисточников, к внимательному восприятию каждого слова. Итак, нами изучается роль слова «сирень» - многочисленно упомянутого в авторском тексте романа И.А. Гончарова «Обломов», с момента издания которого в следующем году исполняется 160 лет
Масштаб организации работМасштаб исследования В ходе работы нами было изучено: • 9 научных лингвистических и филологических работ, • 2 биологических справочника растений; • 4 работы биографического характера; • 3 работы, связанные с культурой 2 половины 19 века в России; • проанализировано более 20 Интернет-источников о проблеме чтения в мире и в России; • использовано 4 литературоведческих словаря и 1 толковый словарь, • проанализированы, просмотрены более 30 иллюстраций к роману и 3 экранизации, • проведено анкетирование 48 человек 10 классов школы.
Полученные результатыМы аргументированно доказали, что в тексте романа есть концепт "сирени", который является ключом к пониманию авторского замысла, самих героев и культурно-исторического фона событий. На основе проанализированных источников составлена модель концепта "сирень" в романе И.А. Гончарова "Обломов"; разработана уникальная таблица, позволяющая проследить все оттенки смысла каждого употребления слова, а также понять причину и источник заданного автором смысла.
Кому нужны результаты проектаКонечно, отдельно взятый проект школьника не может решить глобальной проблемы внимательного чтения страниц русской классики, да и проблему современного дефицита чтения хорошей литературы в общем, но мы считаем, что даже если несколько учеников в классе, в школе, удивились, как тонко в смысловом отношении устроено художественное полотно, как маленькое незаметное растение «сирень» способно дать настоящий ключ к прочтению романа И.А. Гончарова "Обломов", к пониманию авторского замысла и мировоззрения автора, то определенный шаг в решении этой проблемы уже сделан. Поэтому конкретно нужен тем, кто только формируется как читатель (школьникам), кто формирует читателя (учителям), а также всем, неравнодушным к проблеме чтения и любителям классики, а в частности произведений И.А. Гончарова.
Перспектива дальнейшнего развития проекта1) Материалы исследовательской работы могут быть основой проекта: - мы задумываемся над тем, чтобы разработать справочник «Растения в русской художественной литературе», - создать буклет по иллюстрациям к роману И.А. Гончарова «Обломов», где сирень занимает значимое место; - разработать интеллектуальную игру для внимательных читателей, - в паре с увлеченным биологией одноклассником создать междисциплинарный проект по биологии и литературе, - составить экскурсию по местам Москвы, где сохранился образ сирени как историко-культурного элемента эпохи 19 века, - разработать страницу электронного приложения к учебнику литературы в 10 классе. 2) Материалы готовом виде могут быть использованы для индивидуальной подготовки учеников к урокам по содержанию романа, а также на самих уроках

Материалы проекта