Полученные результаты | 1. Проанализирована научная литература о стратегиях поведения подростков в ситуации конфликта с родителями. Отмечено, что описанные конфликтологами пять основных стратегий поведения подростков в конфликте с родителями находят отражение в выборе девятиклассников МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска.
2. Проведено исследование выбора стратегий поведения в конфликте с родителями учащихся 9-х классов. Выявлено, что из 100 опрошенных подростков избегание конфликта выбрали 23 подростка, приспособление в ситуации конфликта - 22 подростка, стиль соперничество-2 подростка, стиль компромисса-34 подростка, стиль сотрудничества-19 подростков.
3. Выявлены четыре группы учащихся в зависимости от уровня агрессии: повышенный уровень агрессии показали 4 учащихся, средний уровень агрессии отмечен у 16 девятиклассников, у 59- невысокий уровень, и у 18 девятиклассников отмечен низкий уровень агрессии. На диагностическом этапе было выявлено, что большинство девятиклассников обладают низким уровнем агрессии, предпочитают в разрешении конфликта с родителями использовать стиль сотрудничества. Ребята активно участвуют в разрешении конфликта и отстаивают свои интересы, но стараются при этом сотрудничать с родителями, что свидетельствует не только о низком уровне агрессии, но и о способности к бесконфликтному поведению и диалогичности учащихся 9 классов, обучающихся в МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска.
4. Выявлены четыре группы учащихся в зависимости от типологии поведения в конфликтной ситуации. 22% опрошенных подростков (2 группа) предпочитают открытую борьбу в конфликте, но ведут ее честно, отстаивая свои интересы, 38 % девятиклассников (2 группа) показали стремление к компромиссу, 24% (3 группа) предпочитают уходить от конфликта всеми возможными способами, сглаживают острые углы в отношениях, 10% (четвертая группа) подростков никогда не вступают в конфликты, прячутся от проблем (под «панцирем»). Пятая группа количественна мала (6%), эти дети склонны к конфликту и идут на него ради достижения своих целей.
В целом опытно-экспериментальная работа показала, что девятиклассники, обучающиеся в МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска, склонны к бесконфликтному поведению, большинство из них выбирает конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях с родителями. |