ФИО заявителяЛегоцкая Вера Сергеевна
Дата рождения24.03.1968

Проект

НазваниеСтратегии поведения учащихся МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска в конфликтных ситуациях с родителями
Учреждение241035, г.Брянск Брянской области, МБОУ "Гимназия №5" г.Брянска
Класс9
Науч. руководительЛегоцкая Вера Сергеевна
Консультант
Исполнители
  • Долганина Ангелина Александровна
  • Купреева Екатерина Игоревна
Секция9 - 11 классы «Гуманитарные проекты: «Человек и мир». Философия, искусство, культурология, психология.
Краткое описание проектаНаши сверстники часто жалуются на конфликтные отношения со взрослыми и неумение из этих конфликтов выйти. Какие стратегии поведения подростков в ситуации конфликта рассматривает современная психология? Какие из них выбирают наши сверстники? Какие стратегии следует считать наиболее рациональными? Вот круг вопросов, обусловивших интерес к данной проблеме.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомАвторы предполагают, что выбор стратегии поведения в конфликте с родителями обусловлен трудностями подросткового возраста и индивидуальными особенностями подростков.
Основная идеяИзучить особенности выбора стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях с родителями.
Масштаб организации работРабота прошла апробацию в ходе докладов, прочитанных в гимназии среди более чем 100 девятиклассников.
Полученные результаты1. Проанализирована научная литература о стратегиях поведения подростков в ситуации конфликта с родителями. Отмечено, что описанные конфликтологами пять основных стратегий поведения подростков в конфликте с родителями находят отражение в выборе девятиклассников МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска. 2. Проведено исследование выбора стратегий поведения в конфликте с родителями учащихся 9-х классов. Выявлено, что из 100 опрошенных подростков избегание конфликта выбрали 23 подростка, приспособление в ситуации конфликта - 22 подростка, стиль соперничество-2 подростка, стиль компромисса-34 подростка, стиль сотрудничества-19 подростков. 3. Выявлены четыре группы учащихся в зависимости от уровня агрессии: повышенный уровень агрессии показали 4 учащихся, средний уровень агрессии отмечен у 16 девятиклассников, у 59- невысокий уровень, и у 18 девятиклассников отмечен низкий уровень агрессии. На диагностическом этапе было выявлено, что большинство девятиклассников обладают низким уровнем агрессии, предпочитают в разрешении конфликта с родителями использовать стиль сотрудничества. Ребята активно участвуют в разрешении конфликта и отстаивают свои интересы, но стараются при этом сотрудничать с родителями, что свидетельствует не только о низком уровне агрессии, но и о способности к бесконфликтному поведению и диалогичности учащихся 9 классов, обучающихся в МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска. 4. Выявлены четыре группы учащихся в зависимости от типологии поведения в конфликтной ситуации. 22% опрошенных подростков (2 группа) предпочитают открытую борьбу в конфликте, но ведут ее честно, отстаивая свои интересы, 38 % девятиклассников (2 группа) показали стремление к компромиссу, 24% (3 группа) предпочитают уходить от конфликта всеми возможными способами, сглаживают острые углы в отношениях, 10% (четвертая группа) подростков никогда не вступают в конфликты, прячутся от проблем (под «панцирем»). Пятая группа количественна мала (6%), эти дети склонны к конфликту и идут на него ради достижения своих целей. В целом опытно-экспериментальная работа показала, что девятиклассники, обучающиеся в МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска, склонны к бесконфликтному поведению, большинство из них выбирает конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях с родителями.
Кому нужны результаты проектаВсем, кто интересуется психологией и конфликтологией в частности
Перспектива дальнейшнего развития проектаПланируем продолжить изучение конфликтологии. Аспект изучения пока не определен.

Материалы проекта