ФИО заявителяДиденко Лариса Дмитриевна
Дата рождения13.07.1975

Проект

НазваниеИсследовательская работа Природа глазами писателей. (Сопоставительный анализ рассказов Валентина Иосифовича Сергеева «Первая рыбалка» и Евгения Ивановича Носова «Кукла»)
УчреждениеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 им. П.М.Камозина». 241035, г. Брянск, ул. XXII съезда КПСС, 25.
Класс10 класс
Науч. руководительДиденко Лариса Дмитриевна
Консультант
Исполнители
  • Диденко Полина Николаевна
  • Лагутина Валерия Денисовна
Секция9 - 11 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаНастоящее исследование посвящено выявлению языковых особенностей изображения мира природы в рассказах В.И.Сергеева «Первая рыбалка» и Е.И.Носова «Кукла», с помощью которых раскрывается проблема экологии родной земли, проблема отношения писателей к родному краю. Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней проведен лингвистический анализ рассказов; выявлены и описаны особенности изображения мира природы на различных уровнях языка; рассмотрено родовое разнообразие растений и животных Брянского и Курского краев, представленных в рассказах.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомПроблема, решаемая исследовательской работой, - нахождение ответа на вопрос, насколько схожа любовь этих писателей к природе средней полосы России, насколько сильно болели они за изменения, происходящие с ней.
Основная идеяАвторы считают, что данные исследования могут быть использованы на уроках литературы в профильных классах, изучающих литературу углубленно; на уроках родного языка и родной литературы, на элективных курсах и во внеклассной работе. Кроме того, изучив языковые особенности данных произведений, можно изменить собственное отношение к проблемам, связанным с экологией родной земли.
Масштаб организации работАпробация работы прошла в МБОУ СОШ № 11 г. Брянска перед учащимися 9 классов на едином классном часе, перед участниками проектных и исследовательских работ 5-11 классов во время проведения Дня науки, перед участниками проектных и исследовательских работ в Гимназии 5 г. Брянска во время проведения конкурса "Под Алыми парусами".
Полученные результаты1)Теоретический и практический анализ языковых средств изображения мира природы в рассказах В.И.Сергеева «Первая рыбалка» и Е.И.Носова «Кукла» помогает понять идейное и эмоциональное содержание произведения, помогает интерпретировать текст, раскрыть образ писателей. 2) Познакомившись с художественной и научной литературой по теме исследования, мы убедились в том, что сегодня она описана не достаточно широко с лингвистической точки зрения. 3)Приведя языковой материал в систему, мы пришли к выводу, что в рассказах В.И.Сергеева и Е.И.Носова одной из важнейших является проблема экологии. Результаты данной работы внесут вклад в изучение языковых особенностей изображения мира природы в рассказах русских писателей.
Кому нужны результаты проектаРезультаты исследовательской работы будут интересны всем, кому интересны тонкости и возможности русского языка, кому не безразлично все происходящее с нашей планетой, кто любит читать и делать открытия.
Перспектива дальнейшнего развития проектаВ перспективе по материалам данной работы, а также по тому материалу, который планируется собрать, предполагается выполнить учебный проект (создание сборника) с целью популяризации произведений писателей-земляков и писателей, невероятно любящих свою малую Родину, природу родного края.В сборнике будет проведен сравнительный анализ творчества разных писателей; с помощью каких средств они раскрывают проблему любви к Родине, проблему экологии (тропов, фигур речи и синтаксических средств, диалогов, антитез, монологов героев (т.е. приемов) и т.д.

Материалы проекта