Проблема решаемая проектом | На сегодняшний день актуальными направлениями для промысла является работа по развитию сюжетной линии в киришском кружеве и пропаганда Киришского коклюшечного кружевоплетения. Поэтому выполняя кружевную работу, особенно проектную, приходится учитывать не только варианты ее практического применения, но и возможности использования готовой работы в рекламе промысла.
Новизна проекта: В каждом центре народных промыслов есть свое ремесло, своя невидимая, но прочная связь с народными корнями. В нашем крае – это Захожское или Киришское кружево. Киришский район один из центров кружевоплетения России. Уникальность каждого центра кружевоплетения это особенность России. Поддержка уникального ремесла значима для нашего региона.
Также особенностью проекта считаем образовательную направленность, которая достигается обобщением богатого опыта работы мастерской коклюшечного кружевоплетения города Кириши и мастериц Киришского (Захожского) кружевоплетения в учебное пособие для различных вариантов обучения кружевоплетению – книгу. |
Основная идея | Таким образом, целью проекта является разработка и создание кружевного сюжетного интерьерного изделия, и его представление как объекта пропаганды традиционного ремесла - кружевоплетения на коклюшках. |
Масштаб организации работ | Решая задачи использования собственного практического опыта и опыта педагогов мастерской «Кружевоплетение» для разработки нового сюжетного кружевного изделия, использования собственных изобразительных работ для основы кружева, выполнение изделия, применяя особенности плетения киришского (захожского) кружева были описаны этапы такой работы и пройдены последовательно.
Ведь работая над творческим проектом, выполняемым в технике – коклюшечное кружевоплетение можно представить его как систему последовательных операций. Операции проиллюстрированы в лэпбуке. Описание работы над изделием занимает несколько страниц, но на деле выплеталось панно целый год.
Таким образом, выполняя крупное кружевное изделие в течение длительного периода времени, автор поучаствовала в различных мероприятиях, что позволило поддержать интерес к кропотливой работе. Дополнила свои знания по тематике. Выполнила крупную (для кружевоплетения) интерьерную работу.
При работе над панно как интерьерным объектом соблюдался уникальный принцип мастерской «Кружевоплетение» - привлечение воспитанников к разработке эскизов для кружевных работ, наблюдению за превращением рисунка в сколок (технический рисунок), знакомству учащихся смежных областей с основными приемами киришского кружевоплетения.
Ведь от эскиза до разработки сколка, от создания технического рисунка и до готового изделия в кружеве – это совместная работа художника, мастера - сколочника и кружевницы. И в рамках данного творческого проекта автор приобщился ко всем этапам. Такой положительный опыт считаем успешным примером взаимодействия учащегося и наставника на всех этапах работы над кружевным изделием.
Для техники кружевоплетение на коклюшках при выполнении подобного проекта необходим практический и теоретический опыт, как в кружевоплетении, так и в изобразительном творчестве. У автора он есть. Можно рекомендовать выполнять подобную работу, если имеются не только навыки плетения, но довольно длительный опыт. Это можно назвать обязательным условием для работы в специфической трудоемкой технике коклюшечного кружевоплетения.
Еще одной рекомендацией можно считать соотношение уровня сложности изделия, не только с возрастом, но и с предыдущим опытом работы в данной технике. |
Полученные результаты | По итогам проекта изделие – панно «Кружевной ежик» было разработано от эскиза до кружева. Уникальностью проекта стало использование за основу сколка собственного детского рисунка, что не типично для кружевоплетения. И активное использование работы (на любом этапе) для пропаганды киришского кружевного искусства. А также разнообразие видов рекламы – мастер-классы, выставки, конкурсы, демонстрация использования в аксессуарах, подготовка собранного материала для иллюстрирования методической брошюры по кружевоплетению. Таким образом, выполняя крупное кружевное изделие в течение длительного периода времени, автор поучаствовала в различных мероприятиях, что позволило поддержать интерес к кропотливой работе. Дополнила свои знания по тематике. Выполнила крупную (для кружевоплетения) интерьерную работу.
https://youtu.be/3rTqn0oyAx4
|
Кому нужны результаты проекта | Практическую значимость проектной работы можно разделить на несколько направлений, например, художественно-эстетическое, где сам смысл это создание творческой работы ради процесса творчества и его итог это интерьерный предмет, изделие для выставок по теме и т.д.
Учебно-методическое, когда материалы, собранные в ходе проекта формируются в брошюру, альбом, используется для иллюстрирования статей по теме кружевоплетение. Например, сколок ежика был напечатан в «Альбоме эскизов и сколков», выпущенным мастерской «Кружевоплетение», который был распространен по регионам России и за рубежом. Одним из продуктов проекта стало разработка и создание макета учебного пособия, которое можно тиражировать.
Рекламное когда изделие используется для создания видеоряда или как представляющее бренд «Киришское кружево» на международных выставках. Например «Vita Lace -2020».
Прикладное направление - когда отдельные элементы изделия можно вшить в сумку детскую одежду и т.д. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Проект основан на специфическом ремесле района - Киришском кружевоплетении. Для распространения можно использовать последовательность действий данной проектной работы, которая выглядит так: идея - разработка проектного механизма (применимого к теме проекта) - выполнение примера (локального творческого проекта) - оформление готового прикладного продукта в учебный продукт (брошуру) - презентация, продвижение учебного продукта - внедрение примера (учебного продукта) в творческую деятельность детей и молодежи - анализ результатов внедрения.
Возможно расширение аудитории для мастер-классов по кружевоплетению на коклюшках. |