Проблема решаемая проектом | Познакомившись с литературоведческой и биографической литературой по данной теме, я пришёл к выводу, что авторы видят связь между Чеховым писателем и врачом, в том, что в его произведениях много персонажей врачей, есть медицинские термины. Однако, мне кажется, эта связь односторонней. |
Основная идея | Думаю, что и Чехов-писатель повлиял на Чехова-врача. Доказательству этого я посвятил своё исследование. В этом его новизна. |
Масштаб организации работ | Изучил биографическую и литературоведческую литературу (смотри список литературы в работе). Условно разделил жизнь А.П. Чехова на периоды согласно этапам в его врачебной и творческой деятельности, сравнил периоды во врачебной (и научной) деятельности с литературной, выявил точки соприкосновения. Прочитал или перечитал, проанализировал произведения, являющиеся ключевыми для понимания ответа на заданный проектом вопрос («Перепутанные объявления», «Хирургия», «Горе», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий»).
Составил хронологическую сравнительно-обобщающую таблицу врачебной и литературной деятельности А.П. Чехова по периодам жизни, для выявления параллелей между двумя ипостасями (краткую и полную версии). Выдвинутая гипотеза была подтверждена.
Результаты работы были представлены на школьной конференции проектно-исследовательских работ.
На основе исследования подготовлен буклет и сформулированы практические рекомендации.
|
Полученные результаты | Гипотеза о том, что врачебная деятельность способствовала реалистичности и полноте раскрытия персонажей в произведениях Чехова-писателя, а литературное творчество подогревало желание Чехова-врача изучить человеческую натуру и выйти во время лечения пациентов за рамки «больной – кабинет врача – осмотр» подтвердилась.
А.П. Чехов, на мой взгляд, проходит путь: врач, писатель—гражданин—общественный деятель. Так, Чехов одновременно диагностировал на протяжении всей жизни брюшной тиф и оспу, чинопоклонство и духовное рабство вкупе с неумением любить. Именно тогда, когда Чехов начинает встречаться с болезнями не только на страницах учебника, но и в реальной жизни с реальными больными людьми, персонажи его книг перестают быть плоскими и однобокими. Желание же разобраться в человеческой натуре на страницах рассказов и повестей способствуют тому, что Чехов начинает интересоваться не только симптомами и болями своих пациентов, но и их бытом, окружением. Это открывает огромный горизонт для наблюдения и раздумий, как для Чехова-врача, так и для Чехова-писателя, а также порождает общественного деятеля-Чехова.
|
Кому нужны результаты проекта | Результаты исследования могут использовать учащиеся при подготовке заданий по творчеству А.П.Чехов, учителя литературы при организации работы на уроке по данной теме, при проведении литературных праздников и викторин. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | В дальнейшем планирую подготовить анализ по программным произведениям, которые будем изучать в старших классах. |