ФИО заявителяШварц Савелий Павлович
Дата рождения01.03.2006

Проект

НазваниеЧехов А.П. писатель и врач
УчреждениеГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1501"
Класс8"Б"
Науч. руководительЕфремова Ирина Олеговна
КонсультантШварц Полина Иосифовна
Исполнители
  • Шварц Савелий Павлович
Секция7 - 8 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаЦель работы: Выявить связь между творчеством А.П. Чехова и его врачебной деятельностью, провести параллель и проанализировать влияние двух занятий его жизни друг на друга. Гипотеза: Врачебная деятельность способствовала реалистичности и полноте раскрытия персонажей в произведениях Чехова-писателя, а литературное творчество подогревало желание Чехова-врача изучить человеческую натуру и выйти во время лечения пациентов за рамки «больной – кабинет врача – осмотр». Собрал информацию о становлении Антона Павловича как врача, познакомился с общепризнанной классификацией творчества. Условно поделил жизнь и литературно-медицинскую деятельность А.П. Чехова на четыре периода. Составил хронологическую сравнительно-обобщающую таблицу врачебной и литературной деятельности А.П. Чехова. Гипотеза подтвердилась.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомПознакомившись с литературоведческой и биографической литературой по данной теме, я пришёл к выводу, что авторы видят связь между Чеховым писателем и врачом, в том, что в его произведениях много персонажей врачей, есть медицинские термины. Однако, мне кажется, эта связь односторонней.
Основная идеяДумаю, что и Чехов-писатель повлиял на Чехова-врача. Доказательству этого я посвятил своё исследование. В этом его новизна.
Масштаб организации работИзучил биографическую и литературоведческую литературу (смотри список литературы в работе). Условно разделил жизнь А.П. Чехова на периоды согласно этапам в его врачебной и творческой деятельности, сравнил периоды во врачебной (и научной) деятельности с литературной, выявил точки соприкосновения. Прочитал или перечитал, проанализировал произведения, являющиеся ключевыми для понимания ответа на заданный проектом вопрос («Перепутанные объявления», «Хирургия», «Горе», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий»). Составил хронологическую сравнительно-обобщающую таблицу врачебной и литературной деятельности А.П. Чехова по периодам жизни, для выявления параллелей между двумя ипостасями (краткую и полную версии). Выдвинутая гипотеза была подтверждена. Результаты работы были представлены на школьной конференции проектно-исследовательских работ. На основе исследования подготовлен буклет и сформулированы практические рекомендации.
Полученные результатыГипотеза о том, что врачебная деятельность способствовала реалистичности и полноте раскрытия персонажей в произведениях Чехова-писателя, а литературное творчество подогревало желание Чехова-врача изучить человеческую натуру и выйти во время лечения пациентов за рамки «больной – кабинет врача – осмотр» подтвердилась. А.П. Чехов, на мой взгляд, проходит путь: врач, писатель—гражданин—общественный деятель. Так, Чехов одновременно диагностировал на протяжении всей жизни брюшной тиф и оспу, чинопоклонство и духовное рабство вкупе с неумением любить. Именно тогда, когда Чехов начинает встречаться с болезнями не только на страницах учебника, но и в реальной жизни с реальными больными людьми, персонажи его книг перестают быть плоскими и однобокими. Желание же разобраться в человеческой натуре на страницах рассказов и повестей способствуют тому, что Чехов начинает интересоваться не только симптомами и болями своих пациентов, но и их бытом, окружением. Это открывает огромный горизонт для наблюдения и раздумий, как для Чехова-врача, так и для Чехова-писателя, а также порождает общественного деятеля-Чехова.
Кому нужны результаты проектаРезультаты исследования могут использовать учащиеся при подготовке заданий по творчеству А.П.Чехов, учителя литературы при организации работы на уроке по данной теме, при проведении литературных праздников и викторин.
Перспектива дальнейшнего развития проектаВ дальнейшем планирую подготовить анализ по программным произведениям, которые будем изучать в старших классах.

Материалы проекта