ФИО заявителяЦыцилин Иван Андреевич
Дата рождения31.03.2004

Проект

НазваниеАНТРОПОНИМЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ (на примере имени Иван)
УчреждениеМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №65, 354392 Краснодарский край г. Сочи пгт Красная Поляна ул. Турчинского, 42
Класс9
Науч. руководительЦыцилина Марина Ивановна
Консультант
Исполнители
  • Цыцилин Иван Андреевич
Секция9 - 11 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаЗадачи работы : - рассмотреть взаимосвязь антропонима со сказкой; - определить значение имени Иван; -проанализировать структурно-функциональные типы рассматриваемого антропонима; -изучить смысловое наполнение антропонима Иван и его роль в создании художественных образов русских народных сказок; - сравнить использование имени в волшебных ,бытовых и сказках о животных. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования подтвердилась частично: антропоним Иван в сборнике сказок А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» в варианте Иван-царевич является самым распространенным в волшебных сказках и в сказках о животных, а в бытовых отсутствует. В свою очередь вариант Иван-дурак имеет одинаково невысокую частотность употребления в волшебных и бытовых сказках

Описание проекта

Проблема решаемая проектомЦель работы - исследование содержания и употребления антропонима Иван как средства создания образа в русских народных сказках. Предметом исследования выступает антропоним Иван, используемый в текстах сборника А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки». Хотя русская народная сказка изучена достаточно хорошо, но, на наш взгляд, недостаточно работ, направленных на изучение конкретных антропонимов. Исследователи, обращавшиеся к вопросам изучения антропонимики русских народных сказок – это М.Н.Морозова, О.Н. Татарникова, Т. М. Горшкова, А.Д.Синявский . Актуальность моей работы связана с изучением имени Иван, как одного из самых популярных в нашей стране, в контексте создание образов сказочных персонажей. Гипотеза исследования – антропоним Иван в вариантах Иван-царевич и Иван-дурак имеет одинаковую частотность употребления в волшебных и бытовых сказках . В ходе исследования были использованы метод сплошной выборки при отборе языкового материала (имен собственных) и описательный метод при анализе имен собственных.
Основная идеяОсновой нашего исследования является сборник «Народные русские сказки», собранные выдающимся фольклористом, литературоведом и историком Алекса́ндром Никола́евичем Афанасьевым в конце XIX в. Сборник А.Н. Афанасьева в трех томах содержит 452 сказки, соответствующие общепринятой классификации В. Проппа: сказки о животных; волшебные сказки; бытовые сказки. Методом сплошной выборки мы отобрали тексты сказок, героем которых является номинант, носящий в своей структуре имя Иван. Общее количество сказок, содержащих антропоним Иван, составляет 84 сказки (18,6%). В сборнике Афанасьева антропонимы имеют разнокомпонентную структуру. Каждый компонент имени несет смысловую нагрузку, в зависимости от сюжетной линии и характера повествования. Однокомпонентное наименование состоит только из канонического имени Иван, которое было взято из православного календаря. Помимо этого, используется уменьшительно- ласкательная форма Ванюша и форма Ванька, указывающая на пренебрежительное отношение к персонажу. В рассматриваемом сборнике преобладают имена двухкомпонентной структуры, которые состоят из: • 1) составного имени (Иван-царевич, Иван-королевич, Иван-дурак, Иван-царь, Иван- бурлак); • 2) «имя + отчество» (Иван Быкович, Иван Тимофеевич, Иван Васильевич); • 3) «имя + фамилия» (Царенко Иван, Поваренко Иван , Сученко Иван, Ивашко Медведко, Иванко Медведко, Иван Запечный, Иван Голый, Иван Бессчастный, Иван Несчастный); Трехкомпонентная структура также встречается в сборнике сказок Афанасьева, она указывает на принадлежность к какому-либо роду (Иван купеческий сын, Иван крестьянский сын, Иван царский зять, Иван девкин сын, Иван кухаркин сын, Иван гостиный сын, Буря-богатырь Иван коровий сын).
Масштаб организации работРабота проводилась последовательно в течение полугода: изучались тексты, производилась выборка, анализировались количественные данные. Данная работа была защищена на школьном этапе отбора для представления на НПК "Первые шаги в науку" г. Сочи, где про очной форме защиты была награждена первым местом и премией "Ника" в секции "Литературоведение"; Также прошла отбор на региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского (26-27 марта).
Полученные результатыВ ходе исследования методом сплошной выборки при отборе языкового материала (имен собственных) и описательным методом проанализирован сборник Афанасьева в трех томах,он содержит 452 сказки, в 84 из которых встречается антропоним Иван .Общее количество антропонимов с основой Иван имеет 93 варианта. Самая многочисленная группа - антропонимы, указывающие на происхождение героя- 67 вариантов имени. Меньшая группа - свойства ума и характера (11 вариантов), далее– возраст героя (9). Нейтральное именование Иван - в 5 сказках, а характеристика физическая сила отражена в 1 сказке. В сборнике Афанасьева антропонимы имеют разнокомпонентную структуру (одно-, двух-, трехкомпонентную). Каждый компонент имени несет смысловую нагрузку, в зависимости от сюжетной линии и характера повествования. В ходе проведенного исследования было установлено, что наиболее продуктивными типами являются двухкомпонентные модели антропонима Иван. Антропоним Иван, имеющий в своей структуре добавочное значение, служит для создания образа в каждой конкретной сказке в зависимости от сюжета, при этом сохраняет свои лучшие качества.
Кому нужны результаты проектаПрактическая значимость работы связана с возможностью применения материалов и результатов исследования в практике преподавания русского языка и литературы, внеурочной деятельности по русскому языку. Данное исследование поможет в привлечении учеников разных возрастных групп к чтению и анализу произведений устного народного творчества и литературы.
Перспектива дальнейшнего развития проектаНа основании проведенного исследования в дальнейшем интересным направлением является изучение антропонимов в создании мужских и женских образов не только сказочных персонажей , но и героев произведений русской классической литературы (как прозы, так и поэзии).

Материалы проекта