ФИО заявителяЗаблоцкая София Вячеславовна
Дата рождения01.10.2009

Проект

НазваниеКак на наши именины испекли мы каравай
УчреждениеГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1409" (ГБОУ Школа 1409) Индекс, почтовый адрес учреждения: 125252, Москва, Ходынский бульвар, дом 7
Класс4 "Б"
Науч. руководительПерелыгина Татьяна Александровна
КонсультантПерелыгина Татьяна Александровна
Исполнители
  • Заблоцкая София Вячеславовна
Секция1 - 4 классы «Культурное наследие России». Работы по истории, литературе, искусству, традициям народов России, декоративно-прикладному творчеству.
Краткое описание проектаВ ходе выполненного проекта ребята моего класса узнали очень много интересного о каравае и традициях, связанных с ним. Познакомившись поближе со свадебным и именинным караваями каждый из нас изучил историю образования своей семьи и своего рождения, изучили родовое генеалогическое древо. На примере традиций с караваем рассмотрены такие важные понятия, как уважение к родителям, гармония и любовь в семью.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомОсобая актуальность темы связана с существующей проблемой национально-культурного развития русского народа в связи с тем, что в нашей стране средства массовой коммуникации все чаще пропагандируют западную культуру. Молодое поколение не знает исконных народных праздников, традиций, обрядов, но с удовольствием перенимают такие чуждые нашему российскому обществу праздники, как «Хэллоуин», «День святого Валентина», «День святого Патрика» и подобные. А ведь, например, наши родные «валентинки» испокон веков и у нас Руси дарили, а назывались они «писанками». К такому особому дню и каравай особый пекли. Но сегодня, когда моя бабушка мне рассказывает об этом, я понимаю, что эта часть культуры нам стала не понятной. А ведь это наша история, которую нужно не только знать и уважать, а еще эти давние традиции наших предков помогают каждому члену семьи понять свою значимость. Автор проектной работы предполагает, что изучая семейные традиции, а также их формирование поможет решить актуальную на сегодняшний день проблему отдаления подростков от семьи и ее интересов, а также поможет понять свою роль и значимость в семье и в обществе в целом.
Основная идеяОсновная идея проектной работы рассмотреть роль каравая и связанных с ним традиций в формировании семейных ценностей, а также изучить роль каравая в сакральном празднике и в формировании отношения к караваю как к великой святости; рассмотреть роль каравая, как объединяющего семью и весь род.
Масштаб организации работВся проектная работа длилась два года и была разделена на три этапа ее выполнения. В ходе проекта я провела беседы с мамой, бабушкой, классным руководителем, получила консультации с научным руководителем и профессиональным потомственным пекарем; посетила библиотеку и изучила литературу (научно-познавательный и этнографический материал). Затем мною была разработана анкета и проведено анкетирование, опрос и беседы с учениками четвертых классов школы №1409; после чего мы с руководителем проекта смогли систематизировать и проанализировать полученные данные. В ходе проекта был проведен анализ и сравнение знаков и символики украшений караваев разных видов с символами, используемыми в других видах народного творчества и промыслах, а также изучены традиции изготовления караваев в моей семье и семьях моих одноклассников. На втором этапе проекта мы всей семьей, а затем и виртуально (дистанционно) с моими одноклассниками посетили этнографические музеи в Москве и Санкт- Петербурге; посетили музей хлеба в Санкт- Петербурге. Интересным событием и важным этапом моей проектной работы стали занятия с пекарем в хлебопекарне, где научилась делать муку, готовить тесто и выпекать караваи. Полученными знаниями я поделилась с ребятами на классных часах и мастер-класса и квестах. Мы подготовили техническое оснащение и видеоматериалы для обучения техники лепки орнаментов каравая и обрядовых хлебов (козули, пряники, калета, тетеры, жаворонки, разные виды караваев); рассказала ученикам о происхождении обычая приготовления и употребления каравая, что повысило интерес у ребят к искусству и культуре и традициям семьи и русского народа. Я принимала участие в выставках и конкурсах.
Полученные результатыВыполнив проект, мы пришли к выводу, что хлеб объединяет в первую очередь всю семью, род, народы и всё человечество: от именинного каравая в семье до великого праздника хлеба на всей планете. Работа с тестом: ваяние из теста – это народное творчество украшения сакрального хлеба знаками и символами, взятыми с писанки. В ходе проектной работы был создан познавательный обучающий фильм по теме обрядовых каравае и создано пособие по годовому кругу хлеба, а также созданы брошюры со сказкой и раскраской, раскрывающие роль каравая и рассмотрены его виды; а полученные знания ребята смогут закрепить в созданной автором раскраске; также интересные факты изложены в брошюре "Интересный каравай". Все народы мира выращивают хлеб одинаково, но пекут каждый по-своему. Сам же обряд приготовления и дарения каравая формирует уважение к родителям, к работе хлебороба, а приготовление каравая – это радость творчества и радость участия в подготовке к празднику и участие в самом празднике. Каждый член семьи наделялся своей долей от общего семейного каравая. Видео https://www.youtube.com/watch?v=T-Xy7A1eNUA&feature=youtu.be
Кому нужны результаты проектаРезультаты данной проектной работы нужны каждому из нас: и взрослым, и подросткам, и совсем еще малышам. Каждый из нас хочет быть нужным и быть любимым. Каравай объединяет вокруг себя всю семью, весь род, всех моих друзей и мой класс, а также всех людей на свете. Зная традиции и обряды, связанные с караваем любой человек поймет свою важность и значимость.
Перспектива дальнейшнего развития проектаВ дальнейшем мы планируем разработать и провести обучающие мастер-классы, квесты и викторины, а также утренники, посвященные особым видам караваев, связанными с общепринятыми праздниками в подшефных дошкольных учреждениях. В моей школе я планирую организовать мастер-классы и выставку караваев и рисунков пасхального обрядового каравая к Пасхе, а также планирую провести мастер – классы в подшефных дошкольных учреждениях и воскресных школах, что поможет ребятам изучить различные виды обрядовых хлебов, а также узнать роль каждого из нас в обряде приготовления и использования караваев. Дальнейшее развитие моего проекта я вижу в участии в конкурсах и фестивалях. На следующий год нами разработана программа по изучению других видов обрядовой выпечки.

Материалы проекта

Видео