ФИО заявителяРебяга Александра Владимировна
Дата рождения27.08.2008

Проект

НазваниеИнтеграция литературы и математики как одно из средств активизации познавательной деятельности
УчреждениеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4 пос. Нижний Куранах "
Класс6
Науч. руководительРебяга Олеся Анатольевна
Консультант
Исполнители
  • Ребяга Александра Владимировна
Секция5 - 6 классы «Гуманитарные проекты: «Человек и мир». Философия, искусство, культурология, психология.
Краткое описание проектаПроект состоит из 3 частей.Работая над исторической базой исследования, мы выяснили, что Многие писатели, ученые, математики в равной доли уделяли внимания как литературе, так и математике. Например, поэт и писатель Пушкин проявлял интерес к теории вероятности., а математики Лобачевский и Ковалевская писали стихи и пьесы. Для осуществления проектной работы, были даны определения таким терминам, как метапредметность, межпредметность и интерграция изучения предметов. Было принято во внимание понятие «интеграция изучения школьных предметов». Мы заметили, что во многих литературных произведениях часто встречаются такие единицы мер, как аршин, вершок, сажень и другие. Однако мы уже давно их не используем, поэтому мы сталкиваемся с определенными трудностями в понимании единиц мер. Чтобы избежать их в дальнейшем, мы составили вспомогательный раздел, где перевели устаревшие меры на современные. Был произведен перевод моего роста и роста подруги из сантиметров в аршины, вершки и пяди. Были выделены и решены и другие задачи. Обзор литературы показал, что знания по математике нужны не только математикам, но и писателям, и поэтам. В художественных произведениях можно заметить «руку математика». Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным. В ходе работы над проектом нами был проведен социологический опрос, в результате которого был сделан вывод, что 80% опрошенных задачи в текстах не мешали его восприятию Данные говорят о том, что наши читатели не отличаются особой любознательностью. Лишь 7 человек из 20 пробуют решать задачи. Для того, чтобы вызвать интерес к метапредметному изучению наук был создан сборник задач, материалом которого послужили художественные произведения. Был проведен эксперимент, в ходе которого обучающиеся должны были дополнить задачник новыми примерами из текстов, произвести вычисления. Для данной работы был установлен регламент – 2 месяца (декабрь, январь). Выбор художественных произведений предлагался сделать самостоятельно. В результате из 20 одноклассников, читали тексты все 100%, 17 дополнили задачник своими примера (большинство из которых на устаревшие измерения единиц), а 15 сделали расчет. Заключительный опрос показал, что данная работа вызывает равный познавательный интерес к изучению литературы и математики у 100% опрошенных. Для апробации задачника была проведена викторина для учащихся параллельного 6а класса. Участвовало 24 человека. Результат: 19 учащихся назвали правильно все произведения и их авторов. 7 учащихся верно решили все задачи, а 17 выборочно или с ошибками. На вопросы анкет 100% понравилась викторина, все решили дополнить задачник своими примерами. Было предложено устроить брейн-ринг между классами по задачам из текстов. Мой продукт заинтересовал как учащихся, так и учителей. В школьной газете вышла заметка о моей работе. Все желающие могут воспользоваться задачником, т.к. он находится в школьной библиотеке.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомСовременному школьнику порой очень тяжело изучать все науки глубоко, переключаться с гуманитарных дисциплин на естественные и точные науки, выбрать одно направление. Мы знаем, что литература связаны с историей , музыкой, живописью. Можно ли их изучать вместе? Актуальность выбранной темы в межпредметном изучении двух противоположных наук.
Основная идеяЦелью работы является доказательство существования связи между литературой и математикой, интеграция изучения наук в школе, влияние интеграции на познавательный интерес обучающихся.
Масштаб организации работРабота проводилась в школе. Анкетирование и эксперимент затрагивали обучающихся 6х классов. Но продуктом, могут пользоваться учителя предметники и учащиеся 4-7 класс. Задачник выпущен тиражом 30 штук.
Полученные результатыВ ходе работы нами были сделаны следующие выводы: -существует связь между математикой и литературой; -интеграция изучения литературы и математики вызывает интерес к наукам. - отобрано и решено 24 задачи из 19 литературных источников. -математика обладает большим эстетическим потенциалом; -использования исторических сведений межпредметного характера помогают глубокому осмыслению предметов; -доказано присутствие математики в литературе - составлен и апробирован задачник, основанный на примерах художественной литературы. - материалы задачника, использованные на уроках и внеклассных занятиях, стимулируют учащихся на активизацию познавательной деятельности. Гипотеза о существовании взаимодействия двух противоположных наук подтвердилась. Ссылка на видео https://youtu.be/l1o3HAMvI00
Кому нужны результаты проекта Практическая ценность исследования: выводы и продукт(задачник) могут быть использованы на уроках математики и литературы, а также факультативных занятиях.
Перспектива дальнейшнего развития проектаВ планах провести исследование где в интеграции будут рассмотрены другие предметы: литература и физика, русский язык и биология, физкультура и математика и другие.Будут предложены модели интегрированных уроков и кружков.

Материалы проекта

Видео