ФИО заявителяЛегоцкая Вера Сергеевна
Дата рождения24.03.1968

Проект

НазваниеРечевой портрет восьмиклассника (на материале наблюдений за речью учащихся МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска и повести В. Ледерман «Теория невероятностей»)
Учреждение241035, г.Брянск Брянской области, МБОУ "Гимназия №5" г.Брянска
Класс8
Науч. руководительЛегоцкая Вера Сергеевна
Консультант
Исполнители
  • Белякова Арина
  • Тябокина Дарья
Секция7 - 8 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаНам, подросткам, часто приходится слышать о том, что наша речь скудная, малопонятная и неграмотная. Нам захотелось узнать, насколько это соответствует действительности. Именно из желания проанализировать речевой портрет нашего сверстника-восьмиклассника родилась идея исследования. Нам захотелось понаблюдать не только за речью реальных подростков, но и за речью книжных героев, наших сверстников. С этой целью мы обратились к произведениям современной художественной литературы о подростках и по совету учителя проанализировали речь героев повести В. Ледерман «Теория невероятностей».

Описание проекта

Проблема решаемая проектомИзучить и описать речевой портрет восьмиклассника.
Основная идеяМы предполагаем, что речь восьмиклассников достаточно правильна, грамотна, выразительна.
Масштаб организации работДля достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи: 1) изучить научную литературу по проблеме исследования; 1) дать общее представление о понятии речевой портрет в современной лингвистике, рассмотрев основные характеристики и параметры языковой личности; 2) описать речевой портрет восьмиклассника на материале наблюдений за речью учащихся МБОУ «Гимназии 5» г. Брянска; 4) описать речевой портрет сверстников, героев повести «Теория невероятностей», сравнить с обобщенным портретом восьмиклассников МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска.
Полученные результатыИзучив научную литературу по проблеме исследования, изучив и описав обобщенный речевой портрет восьмиклассника и его сверстника, героя литературного произведения, мы пришли к следующим выводам: 1) данный вопрос представляет значительный научный интерес, остается до конца не изученным, на сегодняшний момент нет однозначных трактовок понятий речевой портрет, речевая личность, языковая личность, многие лингвисты рассматривают эти термины как соотносимые; 2) анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности: уровень владения языком (нормы речи), лексический уровень (особенности выбора и употребления тех или иных слов), морфологический уровень, уровень синтаксиса, при рассмотрении которого анализируются синтаксические конструкции, выбираемые говорящим; 3) анализ устной и письменной речи восьмиклассников показал, что особенностью обобщенного речевого портрета восьмиклассников является отражение в их речи индивидуального «речевого почерка», а также использование типичных синтаксических конструкций; 4) сравнение обобщенного речевого портрета восьмиклассника МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска и его сверстника, литературного героя, позволяет сделать вывод о том, что речь реальных подростков и их книжных сверстников тождественна.
Кому нужны результаты проектаВсем, кто интересуется лингвистикой, современным состоянием русского языка
Перспектива дальнейшнего развития проектаПланируем описать речевой портрет наших сверстников- представителей неформальных тусовок

Материалы проекта