Проблема решаемая проектом | В ноябре 2005 года Всемирная организация ЮНЕСКО провозгласила якутский героический эпос олонхо шедевром духовного наследия человечества. Величие и совершенство олонхо как уникального творения народа признано отныне на всемирном планетарном уровне.
В настоящее время в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает детей духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. С целью ознакомления олонхо в последние годы созданы настольные игры по сюжетам олонхо, но, как нам кажется, произведения, выбранные для создания настольных игр, не систематизированы и порой кажутся слишком сложными для восприятия детей, поэтому нами выбрана тема для исследовательской работы «Поэтапное представление «Мира олонхо» для школьников с 1-5 классы через настольные игры». Настоящая работа - опыт поиска эффективного пути формирования у детей поэтапного представления мира олонхо через настольные игры. Этими положениями определяется актуальность и научная новизна данного исследования.
Объект исследования: процесс восприятия и изучения формирования у детей поэтапного представления мира олонхо через настольные игры.
Предмет исследования: теория и методика литературного образования учащихся 1-5 классов в процессе изучения героического эпоса (олонхо).
Специфика жанра олонхо, которую школьник не в состоянии постигнуть в 1-5 классах, не позволяет относиться к олонхо так, как к любому другому жанру фольклора. Учителя же родной литературы считают эту тему наиболее трудной и в литературоведении и в методике преподавания. В связи с этим нами определяется цель исследования:
Цель работы: поиск эффективного пути формирования у детей поэтапного представления мира олонхо через настольные игры во внеурочной деятельности.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза:
Изучение героического эпоса (олонхо) будет наиболее эффективным:
- если отрывки, рекомендуемые для чтения доступны учащимся;
- если при формировании представления мира олонхо используются настольные игры.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:
1. Собрать и систематизировать материал по теме;
2. Определить этапы изучения олонхо с 1 по 5 классы и обосновать отбор произведений.
3. Создать методическую модель поэтапного формирования представления мира олонхо через настольные игры.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования:
1. изучение литературоведческой, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы в аспекте исследования.
2. анализ учебных программ, учебных и методических пособий по родной литературе, анализ текстов олонхо с целью выявления наиболее подходящего материала для изучения в школе.
3. изучение и обобщение передового опыта учителей; моделирование системы обучения, помогающей решению поставленных проблем;
4. анкетирование, беседы с учителями и учащимися,
Научная новизна исследования заключается в следующем: предложена методическая модель, отражающая процесс поэтапного приобщения к миру олонхо через настольные игры.
В основной части работы мы рассмотрели теоретическую литературу о мире олонхо, рассмотрели этапы формирования представления мира олонхо для школьников с 1 по 5 классы. Проанализировав рабочие программы по предметам «Родная литература», «Ураанхай саха огото», «КНРСЯ», мы узнали, что на изучение темы «Олонхо» отводится: В 1 классе – 1 ч., во 2 классе – 14 ч., в 3 классе – 15 ч., в 4 классе – 4 ч., в 5 классе – 4 ч.
Дети знакомятся с миром олонхо по следующим авторам:
• 2 класс: С. Васильев "Кун Эрили",
• 3 класс: Күннүк Уурастыырап «Нуођалдьын Кугас аттаах Тойон Дьађарыма бухатыыр»,
• 4 класс: П.А.Ойунский «Дьулуруйар Ньургун Боотур».
• 5 класс: С.С. Васильев “Мөҕүрүүр Бөҕө”
Кроме этого во многих школах преподается эта тема через внеурочную деятельность, как в нашей школе. Далее мы проанализировали работу кружка «Кулуhун» и сделали вывод, что некоторые олонхо очень трудные как для изучения наизусть, так и для понимания смысла. Поэтому мы предлагаем следующие произведения для формирования мира олонхо по внеучебной деятельности:
Поэтапное открытие «Мира олонхо» для учащихся с 1-5 классы
во внеурочной деятельности
Этапы Класс Автор Произведения
1 1-2 М.Д.Павлова «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо»
2 3 -4 С.И.Черноградский «Ойор-тэбэр аттаах Оҕо Бочоох бухатыыр»
3 5 С.И.Черноградский «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр”
С. С. Васильев -Борогонский "Айыы Дьураҕастай бухатыыр"
С. С. Васильев -Борогонский Эрчимэн Бэргэн
Таким образом, формирование у школьников поэтапного представления о мире олонхо будет эффективнее, если произведения, рекомендуемые для чтения доступны, понятны учащимся. Нами предложено примерное планирование внеурочной деятельности по изучению олонхо.
В практической части работы мы знакомим с настольными играми, разработанными нами:
1. Создание книжки-раскраски по олонхо М.Д.Павловой «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо»
2.Настольная игра «Сонор» по олонхо С.И.Черноградского «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр»
3.Настольная игра «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр» по олонхо С.И.Черноградского «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр».
Апробация предложенных настольных игр проведена в МБОУ «Легойская СОШ (с УИОП)» Усть – Алданского улуса. углубляет знания учащихся о родном крае и прошлом якутского народа. По итогам практической работы сделан вывод, что настольные игры:
• дают представление о мире олонхо: игровое поле с картиной Аал луук мас, о героях олонхо, знакомит с бытом наших предков, верованием.
• поднимают мотивацию к изучению олонхо, к нравственным вопросам.
• развивают у детей интеллект, внимание, память, логику, мышление.
• активизируется творческая деятельность детей.
|
Основная идея | В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза:
Изучение героического эпоса (олонхо) будет наиболее эффективным:
- если отрывки, рекомендуемые для чтения доступны учащимся;
- если при формировании представления мира олонхо используются настольные игры.
В ходе работы гипотеза была в целом подтверждена. По итогам работы сделан вывод, что настольные игры:
• дают представление о мире олонхо: игровое поле с картиной Аал луук мас, о героях олонхо, знакомит с бытом наших предков, верованием.
• поднимают мотивацию к изучению олонхо, к нравственным вопросам.
• развивают у детей интеллект, внимание, память, логику, мышление.
• активизируется творческая деятельность детей.
|
Полученные результаты | Основные выводы по исследовательской работе:
1. Собран и изучен материал по теме.
2. Проанализированы рабочие программы по предметам «Родная литература», «Ураанхай саха огото», «КНРСЯ». Мы узнали, что на изучение темы «Олонхо» отводится: в 1 классе – 1 ч., во 2 классе – 14 ч., в 3 классе – 15 ч., в 4 классе – 4 ч., в 5 классе – 4 ч. Дети знакомятся с миром олонхо по следующим авторам: С. Васильев "Кун Эрили", Күннүк Уурастыырап «Нуођалдьын Кугас аттаах Тойон Дьађарыма бухатыыр», П.А.Ойунский «Дьулуруйар Ньургун Боотур». С.С. Васильев “Мөҕүрүүр Бөҕө”. Таким образом, в школе уделяется достаточно времени на изучение темы «Олонхо».
3. Исходя из изученного, нами определены возможные этапы изучения олонхо с 1 по 5 классы во внеурочной деятельности, подобраны олонхо.
4. Нами разработаны следующие авторские настольные игры по олонхо:
• книжка-раскраска по олонхо М.Д.Павловой «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо»,
• настольная игра «Сонор» по олонхо С.И.Черноградского “Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр”
• настольная игра «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр» по олонхо С.И.Черноградского “Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр”.
Ссылка на видео https://youtu.be/q0u940ELJo4
|