Проблема решаемая проектом | Объектная область – география, физика, химия, биология, знание окружающего мира.
Объект – природное явление в различных зонах России
Предмет – снег в разных частях России.
Актуальность исследования: в процессе изучения окружающего мира вначале 4-го класса меня заинтересовали особенности географических зон России, и я решила сравнить такое природное явление как снег в различных регионах: в самом центре Азии на горном Алтае на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии, на Урале на границе частей света Европы и Азии, в столице России г. Москве и в 100 км. от неё в г. Таруса.
Что исследуем: физико-химические свойства снега.
|
Основная идея | Цель: оценить особенности физико-химических свойств снега из разных частей России.
Задачи:
Узнать, что из себя представляет природное явление - снег;
Разобрать географические зоны России и их особенности;
Собрать снег в 4х частях России: на горном Алтае, на Урале, в Москве и Калужской области;
Провести эксперименты со снегом;
Провести опрос одноклассников, актуальна ли тема для них;
Поделиться своим опытом с одноклассниками;
Сделать выводы.
Гипотеза: предположим, что снег в различных частях России отличается
|
Масштаб организации работ | Этапы работы: 1) узнать про строение снег как можно больше информации как от родителей, так и в интернете; 2) прочитать про географические зоны, их особенности, части и города России; 3) подготовить дорожную карту проекта; 4) собрать снег идентичным методом в 4х местах при поездках по России зимой 2020-2021 года; 5) провести эксперименты для талой воды из снега для определения физико-химических свойств; 6) поделиться с одноклассниками результатами своей работы.
Методы и материалы исследования. Сбор снега в емкость с определённым объемом 470 мл с максимально одинаковым наполнением по плотности. Проведение экспериментов:
• определение объема полученной талой воды для дальнейшей оценки плотности снега;
• определение рН талой воды;
• определение объема, количества и характера осадка в талой воде с дальнейшей оценкой чистоты снега;
• выращивание семян гороха в талой воде из 4х частей России для оценки влияния на жизнь и развитие семян.
|
Полученные результаты | Объем полученной талой воды на Алтае составил 290мл при температуре сбора снега -26С, на Урале 200 мл. при температуре -9С, в г. Москва 180 мл. при температуре -2С, в г. Таруса Калужской области – 210 мл при -3С. Таким образом, плотность снега максимально на Алтае, где как раз наблюдалась самая низкая температура воздуха (-26С) и минимальная плотность в г. Москва при самой высокой температуре (-2С). При этом бо’льшой осадок наблюдался в воде на Алтае с объемными черными хлопьями, далее по объему и размеру осадка была талая вода в г.Москва, осадок на Урале и в г. Таруса был сопоставим и относительно мал. При измерении рН цифры составили от 7,0 до 7,6 показателей кислотности. В эксперименте с семенами гороха их 5х семян из одной пачки (условно одинаковых в исходной точке) различий в Москве ростки дали 4,5 семени и проросли 3 стебля, на Алтае 3 ростка дали 2 всхода, в Миассе на Урале из 3х ростков 3 побега, в Трусе из 2,5 ростков 3 побега.
Выводы работы основаны на полученных результатах:
• Снег – природное явление - твердые атмосферные осадки состоящие из ледяных кристаллов разной формы, но главное, это - это очень много красивых снежинок.
• Плотность и структура снега зависит от окружающей среды, а именно от места, зоны, температуры воздуха, таким образом в различных частях России он разный.
• Чистота снега отличается в зависимости от погодных условий: наличия ветра, загрязнений атмосферы, места локализации.
• Состояние талой воды не влияет на рост и развитие семян гороха.
Поставленные задачи достигнуты, результаты получены, выдвинутая в начале исследования гипотеза оказалось верной.
|
Кому нужны результаты проекта | Результаты проекта могут полезны в рамках изучения окружающего мира в начальной школы, они объединяют в себе знания различных направлений науки: географии, физики, химии, биологии и немного экологии. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Данную тематику можно развивать в плане расширения территорий изучения, углубления методик исследования свойств снега и его параметров, параллельно вникая в разделы наук. |