ФИО заявителяШумейко Лилия Николаевна
Дата рождения23.10.2006

Проект

НазваниеМедицинские работники Почепского района на фронтах Великой Отечественной войны
УчреждениеМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Речицкая средняя общеобразовательная школа"
Класс9
Науч. руководительПетровская Олеся Михайловна
КонсультантПетровская Олеся Михайловна
Исполнители
  • Шумейко Лилия Николаевна
Секция9 - 11 классы «Гуманитарные проекты: «Память сердца». Исследования в области истории, проекты военной и патриотической направленности.
Краткое описание проектаВ своей исследовательской работе мне бы хотелось проследить судьбы почепчан – медиков, которые внесли вклад в приближение светлого дня Победы и спасли тысячи жизней на фронтах Великой Отечественной войны.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомКто такие герои? Чаще всего героями называют тех, кто поступил самоотверженно, сделал что-то выдающееся, пожертвовал своей жизнью ради спасения других людей. Вне всякого сомнения, героической на войне была и профессия медицинского работника. Под ураганным огнём противника медики выносили раненых с поля боя, оказывали первую медицинскую помощь, оперировали, отправляли в эвакуационные госпитали. Зачастую при встрече с врагом они не успевали воспользоваться оружием потому, что были заняты спасением людей. В своей исследовательской работе мне бы хотелось проследить судьбы почепчан – медиков, которые внесли вклад в приближение светлого дня Победы и спасли тысячи жизней на фронтах Великой Отечественной войны. В своей исследовательской работе мне бы хотелось проследить судьбы почепчан – медиков, которые внесли вклад в приближение светлого дня Победы и спасли тысячи жизней на фронтах Великой Отечественной войны. Мне кажется, эта тема актуальна во все времена потому, что положение медиков на войне уникально тем, что количество раненых и нуждающихся в помощи было настолько велико, что им приходилось работать и днём, и ночью. Часто несколько суток подряд без передышки. Их подвиги в годы Великой Отечественной войны неповторимы. Их жизни – яркий пример служения людям. Мои современники привыкли к комфорту. Сегодня, в условиях, когда есть в достатке лекарственные препараты, высокотехнологичные медицинские устройства, инструменты и другие преимущества технического прогресса, хочется кричать от боли, когда не удаётся спасти человека. Хочется рассказывать о подвигах тех, кто в страшные военные годы, в полевых условиях имея минимальный набор медикаментов, оперировал и спасал жизни. Достижения медицины нашей страны в годы Великой Отечественной войны –непреходящая ценность для следующих поколений. Актуальность данной темы обусловлена и тем, что никто ранее не занимался изучением и установлением судеб медицинских работников, уроженцев Почепского района в годы Великой Отечественной войны. Эта тема заинтересовала меня ещё и потому, что мои лучшие подруги хотят связать жизнь с медициной. Толчком к исследовательской работе стало моё участие в ежегодной школьной акции «Сто добрых дел для моей родины», в ходе которой мы убирали братскую могилу евреев – жителей города Почепа, расстрелянных 16-17 марта 1942 года. В ходе этой работы я познакомилась с историей этого места, некоторыми семьями и именами. На братской могиле находится памятник, рядом с ним в 2018 году были установлены гранитные плиты с именами жертв почепского Холокоста. Всего расстреляно 1846 человек. На плитах 1164 фамилии (иногда только имя), которые удалось установить нашему учителю и ученикам Речицкой средней школы. Собраны так же и немногочисленные истории семей, с которыми мы знакомились на уроках и внеурочных мероприятиях.
Основная идеяЦель исследовательской работы: проследить судьбы почепчан – медиков, которые внесли вклад в приближение дня Победы и спасли тысячи жизней на фронтах Великой Отечественной войны. Задачи: 1. Изучить исторические источники. 2. Узнать имена медицинских работников Почепского района – участников Великой Отечественной войны. 3. Установить их военную биографию и судьбу после войны. 4. Показать героизм врачей и младшего медицинского персонала по спасению людей, вклад медицинских работников Почепского района в Победу над врагом. Гипотеза: профессия медицинского работника в военное и мирное время требует от человека проявления всех его лучших качеств. Биографии почепчан – медиков в годы Великой Отечественной войны – пример самопожертвования и беззаветного служения людям.
Масштаб организации работИсследовательская работа проводится на территории Почепского района Брянской области . В ходе неё осуществляется взаимодействие с сотрудниками районной библиотеки, краеведческого музея. Объект исследования: судьбы медицинских работников Почепского района. Предмет исследования: вклад медицинских работников Почепского района в победу Великой Отечественной войне. Методы исследования: поиск и изучение литературы, изучение материалов СМИ, исследование документов с сайта «Подвиг народа», анализ фотоматериалов, беседа, поиск информации в сети «Интернет». Источниками информации о судьбах медицинских работников Почепского района послужили публикации в районной газете «Сельская новь» (ныне «Почепское слово»), подшивки которой хранятся в библиотеке, редакции газеты и Государственном архиве Брянской области. Специалистами Почепской районной библиотеки подготовлено и выпущено два сборника, которые включают в себя библиографический обзор публикаций из периодических изданий, фрагментов краеведческой информации о Почепе из различных книг, воспоминания очевидцев исторических событий, происходивших в районе, очерки о знаменитых земляках - составитель Масленко С.М. Страницы истории Почепского района, Клинцы: Клинцовская городская тип., 2010 и Масленко С.М. Почепский район: события и лица. Библиографический обзор, ГУП «Клинцовская городская типография», 2021г. Описание военных подвигов можно обнаружить в наградных листах, содержащихся на интернет – портале «Память народа» https://pamyat-naroda.ru.
Полученные результатыМне кажется, фраза врача Юлия Исааковича Лозинского «Я буду работать до тех пор, пока бьётся моё сердце» отражает духовную сущность медицинских работников на фронтах Великой Отечественной войны. Мало кто знает, что боевые потери военных медиков в годы Великой Отечественной войны занимают второе место после потерь среди солдат стрелковых рот и батальонов. Медики гибли, вытаскивая раненых с поля боя, закрывая их от осколков снарядов своими телами; стоя у операционных столов под обстрелами и бомбежками. Анализируя биографии медицинских работников, которые мне удалось установить в ходе исследования, я пришла к выводу, что слова: «Благодаря труду советских врачей 70% раненых были возвращены в строй, что дало армии огромное число обстрелянных опытных солдат и офицеров» не полностью передают героизм и самоотверженность людей в белых халатах. Для того чтобы понять весь героизм следует знакомиться с судьбами медицинских работников, читать их воспоминания о военном времени. Профессия медицинского работника в мирное время требует от человека самообладания, максимальной самоотдачи, является эмоционально насыщенной. Ведь они сталкиваются с каждодневными проблемами пациентов, негативными эмоциями с их стороны и многим другим. В военное же время эта профессия требовала ещё и исключительного мужества, выдержки, физической силы, психологической устойчивости, решительности, проявления лучших качеств человека. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Биографии почепчан – медиков в годы Великой Отечественной войны – пример самопожертвования и беззаветного служения людям. Они не жалея себя спасали солдат и офицеров, вывозили их с поля боя, проводили хирургические операции в неприспособленных условиях, проявляли смекалку и изобретательность. Медицинские работники в период Великой Отечественной войны проводили огромную работу по недопущению эпидемий, как среди мирного населения, так и на фронте, вели научную деятельность, продвигая медицинскую науку вперёд. В процессе написания работы я узнала о том, что представляла почепская больница в период оккупации и поняла, как неимоверно сложно было наладить медицинское обслуживание населения района после освобождения города. Основной трудностью при написании работы было то, что литература по данной теме практически отсутствует. Живых свидетелей тех событий уже нет. Приходилось искать информацию в разных источниках.
Кому нужны результаты проектаДанную работу можно использовать в школе при проведении классных часов, уроков истории. Материалы, собранные мной, предполагаю передать в Почепский краеведческий музей для пополнения экспозиции по истории 20 века. Мне кажется важным донести информацию о медиках до широкого круга людей, чтобы они могли увидеть что героизм был не только на фронте, но и в тылу. Почепчане должны знать имена своих земляков, которые спасали жизни бойцам в годы Великой Отечественной войны.
Перспектива дальнейшнего развития проектаВ дальнейшем я хочу дополнить работу новыми биографиями, так как, осуществляя поиск на интернет – портале «Память народа» обнаружила имена медицинских работников – уроженцев Почепского района о которых ничего не известно в нашем городе.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма23 14 21 58.0
Презентация работы3 3 2
Социокультурные и образовательные последствия 5 3 5
Результаты работы5 3 5
Организация работы5 2 4
Анализ проблемы 5 3 5
Комментарии
Комментарий по проекту

Работа Шумейко Лилии привлекает историями личностей. Это достаточно важное и удивительное по получаемым впечатлениям, форма представления событий прошедшей Великой Отечественной войны. Интересна структура работы. Избежав формального плана (хотя он есть в самом содержании исследования), Лилия сразу же обращает внимание читателя на личности людей, прошедших войну. В самой же работе автор шла по традиционным вопросам: от исторических источников, до демонстрации «героизма врачей и младшего медицинского персонала по спасению людей», избежав такие холодные формулировки, как «таким образом». Здесь Лилия нашла важный исследовательских ход. Она пишет: «Благодаря труду советских врачей 70% раненых были возвращены в строй, что дало армии огромное число обстрелянных опытных солдат и офицеров» не полностью передают героизм и самоотверженность людей в белых халатах. Для того чтобы понять весь героизм следует знакомиться с судьбами медицинских работников, читать их воспоминания о военном времени». Выделенное нами говорит о биогрфическом методе, которым выполняла свое исследования Лилия. Он сегодня, к сожалению редко используется. Исследование истории в лицах ее делавших — важнейшее достижение. Проведенное исследование, учитывая метод работы, привносит новый взгляд на традиционные критерии оценки такого рода исторических исследований: не столько как описание истории в фактах, а как история в лицах ее героев. Данную работу, как пишет Лилия, действительно можно использовать в школе при проведении классных часов, уроков истории. А материалы, ею собранные собранные можно пополнить краеведческий музей. Руководителю - Петровской Олесе Михайловне можно только посоветовать развивать найденный Лилией метод исторического исследования. В наш цифровой век это может стать залогом сохранения человеческого отношения к судьбам предков. Учитывая выбранный метод построение работы (художественное превалирует над сухой формальностью изложения этапов работы), эксперт ставит высокие баллы. Однако нет важного элемента — презентации. Но есть в тексте проекта иллюстрации. Отчего оценка снижена до «удовлетворительно»

Комментарий по оценкам

См. в комментарии по проекту

— Эксперт 1
Комментарий по оценкам

Социокультурные последствия исследования обозначены в общих чертах, результаты работы не имеют анализа собранных данных. Задачи работы сформулированы нечётко, этапы работы не представлены полностью.

Комментарий по проекту

Задача сохранения исторической памяти - очень нужная и важная, актуальность работы не вызывает сомнений. Перспективы развития проекта очень широки. Хотелось бы видеть помимо описания собственно биографий ещё и описание самих этапов работы над проектом, который пока что носит реферативный характер. Сама работа из исследования должна стать проектом: материалы для музея должны быть оформлены в том или ином виде и представлены в работе.

— Эксперт 2
Комментарий по оценкам

Работа заслуживает внимания: раскрыта важная тема - роль медиков на войне.

Комментарий по проекту

Несмотря на отсутствие презентации, работа системная.

— Эксперт 3