ФИО заявителя | Рябцевич Ирина Алексеевна |
Дата рождения | 03.01.2006 |
Проект
Название | Будущее наших умов |
Учреждение | ГБОУ г.Москвы "Школа 1501" 127055, город Москва, Тихвинский переулок, дом 3 |
Класс | 9 |
Науч. руководитель | Масальская Яна Михайловна |
Консультант | Травенко Никитка Григорьевич |
Исполнители |
|
Секция | 9 - 11 классы «Чтения им. С.А. Калабалина : «Социальные проекты: «Мы – дети России». Проектные работы, направленные на улучшение жизни детей и взрослых. |
Краткое описание проекта | Обеспечение информационной и образовательной поддержки школьников по вопросам, связанным с научно-исследовательской деятельностью, — важная и актуальная задача по популяризации науки в России.В частности, исследование направлено на поиск и определение эффективных методов и форм популяризации науки среди школьников. Я считаю, что нам, молодому поколению, важно объяснять понятным для нас образом, что такое наука, кто такой ученый, какова карьера ученого, научная жизнь студента или аспиранта высшего учебного заведения, зачем вообще заниматься наукой в школе и почему это нескучно. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Основной проблемой сегодня я считаю отношение к науке в целом. Главная угроза науке в России – это даже не недостаток финансирования, а стремительная утрата интереса и доверия к ней у населения и подмена критического научного мышления псевдонаучными мифами.именно сейчас важно объяснить моим ровесникам о важности популяризации науки и прямую пропорциональность степени развитости человечества и уровня знаний в науке. |
Основная идея | Популяризация науки способствует повышению престижа научно-исследовательской деятельности и формированию интереса к научной деятельности среди детей и молодежи и ведет к развитию науки. Цель исследования состоит в поиске системного подхода к популяризации науки среди школьников России и создания условий, способствующих развитию потенциала школьников, вовлечения их в научно-исследовательскую и проектную деятельность, на основе анализа форм и современной практики популяризации науки в нашей стране. |
Масштаб организации работ | В 5-8 классах московских школ я провела опрос, чтобы выявить формы, стимулирующие интерес школьников к исследовательской и инновационной деятельности. В анкетировании приняло участие 98 человек. Выделены наиболее эффективные формы популяризации науки для школьников. Описаны проекты, способствующие вовлечению школьников в научно-исследовательскую и творческую деятельность. |
Полученные результаты | Результаты исследования говорят о невысоком уровне доступности исследовательской деятельности в молодежной среде, что позволяет прийти к выводу о необходимости использования массовых форм популяризации науки. По моему мнению, популяризация науки имеет два аспекта — продвижение самого научного знания в массы и популяризация профессии ученого среди населения страны, особенно у младших школьников. Полученные в ходе анкетирования результаты позволяют сделать вывод об эффективности использования таких форм популяризации науки, как научно-популярные интернет-порталы, публикации в социальных сетях и научно-образовательные телепрограммы программы, олимпиады, интерактивные музеи и современные выставки – фестивали научных достижений, научно-популярная литература, которые способствуют повышению интереса у молодежи к различным научным мероприятиям и, как следствие, к науке. Проанализировав информацию о том, что делается для развития науки в нашей стране, я пришла к выводу, что для развития школьников сделано очень много. Но мне кажется, необходимо создание упрощенной системы современных практик и использование массовых форм популяризации науки. Нужна комплексная программа популяризации естественно-научных и научно-технических знаний для широкого общества, что обеспечит приток талантливой молодежи в науку и технологии. У многих детей нет доступа и возможности принимать участие в мероприятиях, заниматься в кванториумах и т.д., в школе не рассказывают о событиях научной жизни. Поэтому для всех детей должна быть единая платформа, где может найти информацию каждый заинтересованный. И еще – для будущего наших умов – после школы, института – необходимо создать престиж профессии ученого в деле – чтобы туда захотелось пойти, и дети стремились к этому. |
Кому нужны результаты проекта | Сделанные выводы на основе результатов проведенного исследования и результат работы могут быть использованы школами. Распространение информации о популяризации научной деятельности среди молодежи будет способствовать повышению уровня осведомленности о результатах научной деятельности, инновационных продуктах и решениях, вовлечению молодежи в научно-техническую и инженерную деятельность, повышению изобретательской активности. Изучив многие интернет источники, можно сделать вывод, именно популяризация науки способна снять существующую дезориентацию в обществе и принести уверенность в завтрашнем дне. Поэтому наука просто обязана быть открытой, понятной и доступной для широких масс, идти «в люди», говорить с ними на понятном и доступном языке |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | В дальнейшем я хочу продвигать российскую науку, помогать ученым, заниматься соблюдением их прав и защитой. А может быть, у меня получится реализовывать в жизнь изобретения наших ученых. Пока я планирую принимать участие в олимпиадном движении, конкурсах научно-исследовательских работ и проектной деятельности, посещать музеи и мастер-классы. Пока я пытаюсь популяризировать науку в социальных сетях. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Ирина Алексеевна — автор проекта «Будущее наших умов», направленного на обеспечение информационной и образовательной поддержки школьников по вопросам, связанным с научно-исследовательской деятельностью. Тем самым Ирина попыталась решить, как она сама сформулировала: «важную и актуальную задачу по популяризации науки в России. Попыталась показать, что наиболее действенным в этом деле может стать информация о методах и формах популяризации науки среди школьников, объяснить молодому поколению, чтобы они прониклись понятным образом, что такое наука, кто такой ученый, какова карьера ученого, научная жизнь студента или аспиранта высшего учебного заведения, зачем вообще заниматься наукой в школе и почему это нескучно. В целом, работа отвечает требованиям секции: «Социальные проекты: «Мы – дети России». Проектные работы, направленные на улучшение жизни детей и взрослых». В частных моментах оценки работы по критериям, предъявляемым к построению исследовательского проекта мы также видим, что все задуманное Ириной соответствует требованиям изложения замысла и задач. И еще. Пожалуй — это единственный проект (подобных раньше, как считает эксперт — не было), который открыл новую страницу конкурса: некий PR-проект – как мероприятие в области связей с общественностью (в данном случае со сверстниками), направленное на достижение именно тех целей, которые изначально и сформулировала Ирина: популяризация науки и вовлечение в научные исследования и проекты. Мы считаем, что содержание проекта надо оформить в качестве материала для проведения мастер-классов в школе для старших подростков и выпускников школы. Эта рекомендация родилась из-за отсутствия в документах проекта презентации (она только может воображаться). В ней, кстати, можно было показать, как оформлять популяризацию. Это можно сделать. Только надо подумать, как! Например, оформляя технологическими рекомендациями на примерах (рисунках) — как ставить и проводить научные цели, определять задачи, временные сроки и план реализации (кстати, организация работы не явно, но прочитывается). То есть, фактически стать в ряды экспертов конкурса с точки зрения оценки работ по известным критериям конкурса. В этом смысле проект располагает большими возможностями по оценке его образовательных последствий. В целом, проект оценивается положительно. Некий плюс к новизне темы. Минус описан выше. Это по отсутствию презентации.
Комментарий по оценкам
См. в комментариях по проекту
Комментарий по оценкам
Спасибо автору за проведенную очень важную и актуальную работу. К сожалению, не приведена презентация (прикреплен дважды текстовый документ)
Комментарий по проекту
Автором затронута действительно важная тема. В работе прослеживается его неравнодушие к проблемам отечественной науки и "повышению престижа научно-исследовательской деятельности и формированию интереса к научной деятельности среди детей и молодежи". Рекомендую автору распространить собранную информацию, в частности перечень информационных ресурсов, в образовательных организациях (через буклеты, размещение в официальных группах, на официальных сайтах школ) для вовлечения в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность как можно большего числа обучающихся. Огромное спасибо за работу!
Комментарий по оценкам
Работа соответствует заявленной тематике
Комментарий по проекту
Работа соответствует заявленной тематике