ФИО заявителя | Зангавар Арсений Маратович |
Дата рождения | 04.01.2005 |
Проект
Название | Маркировочное поведение самцов джунгарского хомячка на территориях с разным запаховым фоном |
Учреждение | НОЧУ "Школа "Муми-Тролль" |
Класс | 11 |
Науч. руководитель | Хрущова Анастасия Михайловна |
Консультант | Гантман Мария Владимирвна |
Исполнители |
|
Секция | 9 - 11 классы «Чтения им. А.А. Леманского: «На пути к великим открытиям». Проектные и исследовательские работы физико-математической и естественнонаучной направленности. |
Краткое описание проекта | Проведено исследование маркировочное поведение самцов джунгарского хомячка на территориях с разным запаховым фоном: на нейтральной территории, на территории своего вида и на территории чужого вида (хомячка Роборовского) |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | В данной работе сделана попытка оценить реакцию активно животных с высоким уровнем маркировочного поведения – самцов джунгарского хомячка, на территории, помеченные особями своего и чужого вида. |
Основная идея | На территориях с сильно выраженным животным запахом у хомячков будет намного сильнее выражена маркировочная активность и будет слабее выражена не связанная с запахом исследовательная активность по сравнению с нейтральной |
Масштаб организации работ | Работа проведена в лаборатории Сравнительной этологии и биокоммуникации Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова. |
Полученные результаты | 1. Поведение животных на одном и том же типе территории очень сильно варьирует, что может говорить об индивидуальности каждого животного. 2. Запах хомячка Роборовского и запах своего вида вызывают маркировочное поведение, а отсутствие запахов – нет. Таким образом частично подтверждается сформулированная ранее гипотеза 3. При отсутствии запахового фона наблюдается большее проявление вертикальной активности и копания, что свидетельствует о затруднении ориентировки в пространстве и подтверждает сформулированную ранее гипотезу. |
Кому нужны результаты проекта | Школьникам, углубленно изучающим биологию, биологам, экологам. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | В природе животные постоянно имеют дело с различными запаховыми метками, входящими в состав сигнального биологического поля. Можно сделать предположение о том, каким образом должна вестись хозяйственная деятельность человека, чтобы не нарушить целостность биогеоценоза, в котором она находится. В обязательном порядке нужно минимизировать изменения в запаховый фон среды, в которой ведётся человеческая деятельность. Это важно для того, чтобы животные с развитым запаховым восприятием не меняли своего поведения и сохраняли баланс в экосистеме На полученных данных можно проводить дальнейшие исследования в этом направлении с целью получения больших подробностей относительно характера поведения животных с развитым запаховым восприятием в средах с разным запаховым фоном |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Арсений, как автор проекта с исследовательским направлением в синтетической научной области, называемой «эволюционной биохимии» : биологической химии, «изучающая химическое строение и функцию веществ, входящих в состав живых организмов, и их превращения в процессе жизнедеятельности». Само по себе выбор темы свидетельствует о глубоком интересе Арсения, реализованным в данной работе на высоком уровне с детальными выкладками аргументов, иллюстрациями на фактическом материале. Если брать высокую ноту, то Арсением «установлена закономерность протекания биохимических процессов» на подопытном «объект»: джунгарского хомячка на территориях с разным запаховым фоном. Не будем вдаваться я детали собственно исследования, но отметим ее технологическую выдержанность и адекватность с выходом на весьма перспективные результаты. Как сам и пишет Арсений: «Можно сделать предположение о том, каким образом должна вестись хозяйственная деятельность человека, чтобы не нарушить целостность биогеоценоза, в котором она находится. В обязательном порядке нужно минимизировать изменения в запаховый фон среды, в которой ведётся человеческая деятельность. Это важно для того, чтобы животные с развитым запаховым восприятием не меняли своего поведения и сохраняли баланс в экосистеме» То есть получается, что исследование в области биологической химии имеет непосредственное, как говорят «народнохозяйственный и экологический смыслы». По всем категориям оценки на отлично. Однако, не ясно, как эти результаты перевести в план социокультурных и образовательных значений как для школы, так, безусловно и для всех обучающихся. Здесь эту задачу надо обдумать руководителю - Анастасии Михайловне и самому Арсению, чтобы разомкнуть локальные успехи. Сделать их посылом, по крайней мере для вовлечения ребят в научную деятельность. Небезынтересно также и в познавательном смысле для них. По этому критерию выставляем аванс «хорошо». Шансы раскрыть образовательное значение подобных проектов есть!
Комментарий по оценкам
См. в комментариях по проекту
Комментарий по проекту
Комментарий для педагогов и родителей Спасибо всем, кто помогал автору! Целесообразно обсудить с автором возможность участия в студенческой научно-практической конференции и возможность публикации работы.
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащегося Отличный исследовательский проект! Молодец!
Комментарий по проекту
Комментарий для научного руководителя проекта. Исследование выполнено на высоком уровне. Рекомендуется познакомить с его результатами учеников более младших классов, обеспечить преемственность изучения данной темы в школе.
Комментарий по оценкам
Комментарий для автора проекта. Молодец! Очень содержательное исследование, имеющее теоретическую и практическую значимость. Будет ли кто-либо из учеников более младших классов продолжать данную исследовательскую тему, после того, как Вы закончите школу? Желаем успехов!