ФИО заявителяГалецкая Екатерина Олеговна
Дата рождения31.01.2005

Проект

НазваниеФизика в фигурном катании
УчреждениеГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 152"
Класс10
Науч. руководительТетенкова Ольга Владимировна
КонсультантВетлугина Елена Петровна
Исполнители
  • Галецкая Екатерина Олеговна
Секция9 - 11 классы «Проектируем здоровую среду: «Школа – территория здоровья». Спорт, здоровый образ жизни, медицина, экология.
Краткое описание проектаХорошие спортивные результаты основаны не только на правильном контроле и координации движений, что конечно же важно в таком высококоординированном виде спорта как фигурное катание, но и на хорошем понимании законов физики при выполнении сложных элементов фигурного катания, а затем в использовании этих знаний для повышения мастерства катания. Многие школьники боятся физики как огня. На самом деле физика гораздо легче, скажем, курса математики. В физике легко проводить параллели и аналогии с реальной жизнью. Большинство законов интуитивно понятнее, чем сложные доказательства и теоремы в математике. Восхищаясь мощными прыжками и ловкими вращениями на льду, вы можете не осознавать, что наблюдаете за физикой в действии. Каждый прыжок требует тщательного баланса между временем нахождения в воздухе, скоростью и количеством вращений. Физика и биомеханика позволяет понять, достигли ли мы максимума сложности прыжков в фигурном катании и как, вооружившись научными знаниями, облегчить путь к высшим достижениям в спорте. Некоторые ученые даже считают, что человеческое тело не способно превзойти четверной прыжок, который в настоящее время считается самым сложным элементом в фигурном катании. Понимание физических явлений, происходящих при выполнении сложных элементов фигурного катания, позволяет улучшить качество их выполнения спортсменами, уже владеющими такими элементами, а также быстрее достичь желаемого результата при обучении юных спортсменов, которые только приступают к изучению многооборотных прыжков.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомПроблема решаемая проектом Студентам институтов физкультуры, будущим тренерам, физику преподают в крайне сжатом варианте. Да, и в старших классах школы физика, как правило, была далеко не самым важным предметом для будущих тренеров, которые в школьные годы были действующими спортсменами, пытающимися совместить учебу и спорт. Поэтому тренеры больше полагаются на свой опыт, хотя можно было бы достичь лучших результатов, если понимать суть происходящего на льду с точки зрения физики. Исследований физических законов применительно к фигурному катанию крайне мало. Они в основном проводятся, к сожалению, в других странах. Результаты публикуются на английском языке, что естественно затрудняет их использование российскими спортсменами и тренерами в тренировочном процессе.
Основная идеяЦель работы - помочь спортсменам и тренерам достичь высоких результатов в спорте на основании знаний физических законов, а также показать, что физика — везде, она вокруг нас, и знание физики нужно всем даже спортсменам, программистам и гуманитариям.
Масштаб организации работМасштаб организации работ 1. Изучение публикаций по соответствующей тематике в интернете и печатных источниках, перевод большого объема материала с английского языка 2. Рассмотрение прыжка в фигурном катании с точки зрения динамики вращательного движения твердого тела. Изучение динамики вращения точки и тела вокруг постоянной оси, объяснение понятия момента инерции и момента импульса. Проведение аналогии математического описания поступательного и вращательного движения. 3. Применение закона сохранения момента импульса к прыжкам и вращениям в фигурном катании. Объяснение физических явлений, происходящих при выполнении сложных элементов фигурного катания, для улучшения их выполнения спортсменами. 4. Поддержание заинтересованности и привлечение спортсменов своей группы под руководством тренера к участию в подтверждении эффективности применения научных знаний при выполнении сложных элементов фигурного катания.
Полученные результатыПолученные знания и понимание того, что происходит во время прыжка с точки зрения физических законов, делают тренировки более эффективными. Я поделилась собранной информацией и сделанными выводами со своим тренером Громовой Жанной Федоровной (заслуженным тренером России) и товарищами из спортивной группы (СК "Мегаспорт"). Проявленный интерес к проделанной работе позволяет сделать вывод о востребованности данного исследования и порекомендовать использовать научный подход в тренировочном процессе. Понимание правильного выполнения техники прыжка с точки зрения физики позволяет внести небольшие, но очень существенные коррективы, которые улучшат качество исполнения многооборотных прыжков, чтобы достичь преимущества над соперниками.
Кому нужны результаты проектаРезультаты нужны действующим спортсменам, владеющими техникой многооборотных прыжков и сложных вращений, для улучшения качество их выполнения и достижения высоких результатов в спорте и юным спортсменам, которые только приступают к изучению многооборотных прыжков, чтобы быстрее достичь желаемого результата при обучении. Рассмотрение многооборотных прыжков и сложных вращений с точки зрения физики помогают тренерам как уже состоявшимся, так и только что начинающим свой нелегкий путь тренерском поприще, оптимальным образом построить тренировочный процесс и убедительно объяснить своим подопечным необходимость определенных движений, совершаемых на льду во врем прыжка, подкрепляя компетентным и понятным объяснением физических законов.
Перспектива дальнейшнего развития проектаБудучи кандидатом в мастера спорта по фигурному катанию на коньках и специализируясь на одиночном катании для меня в первую очередь актуальны многооборотные прыжки. Поэтому в данной работе, основываясь на знаниях законов физики, были рассмотрены именно они, перспектива их усложнения с точки зрения возможностей и пределов человеческого тела. Тем не менее, мне бы не хотелось останавливаться только лишь на одиночном катании. В будущем представляет интерес рассмотрение тодеса - одного из самых важных элементов, присущих исключительно парному катанию, называемого еще спиралью смерти, с точки зрения физики и понять, что влияет на его качественное исполнение.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма25 22 25 72.0
Презентация работы5 5 5
Социокультурные и образовательные последствия 5 3 5
Результаты работы5 5 5
Организация работы5 5 5
Анализ проблемы 5 4 5
Комментарии
Комментарий по проекту

Екатерина Олеговна представила проект «Физика в фигурном катании», тем самым вошла в проблему биомеханического обоснования техники движений (прыжков) в фигурном катании - сложно координированного вида спорта. Это актуально, особенно в свете необычайных достижений российских фигуристок, исполняющих сложнейшие прыжки, следовательно и обоснования достижения этого мастерства. В фигурном катании физическая закономерность в основании движений (прыжковых элементов) очевидна. В этом плане развернуты и прояснены физические закономерности прыжков (динамика вращений точки и тела вокруг постоянной оси, объяснено понятие момента инерции и момента импульса. Проведена аналогия математического описания поступательного и вращательного движения. Объяснено значение закона сохранения момента импульса к прыжкам и вращениям в фигурном катании). После чего эксперту стало ясно, Екатерина занимается фигурным катанием и на своем «прыжковом» опыте умело его предъявляет. При этом, - определив так свой предмет, Екатерина, с одной стороны, не прошла мимо критики школьников, которые «боятся физики как огня», однако физика же полегче математики (по мнению Екатерины), поскольку легко проводить параллели и аналогии с реальной жизнью. С другой стороны, постаралась проектом заинтересовать и привлечь спортсменов своей группы под руководством тренера к участию в подтверждении эффективности применения научного подхода при выполнении сложных элементов фигурного катания Все это автор и объясняет в меру той подробности, которая адекватна для представления проектов на конкурс. То есть компактно, но в то же время доступно для понимания сути вопроса. Прекрасно все это отображено в презентации. Нам показалось, что Ольга Владимировна — руководитель; Елена Петровна и Жанна Егоровна - консультанты в той лишь степени помогли Екатерине выполнить работу на отлично, чтобы только подсказывать и не мешать проявлению творчества. По всем критериям оценка ОТЛИЧНО

Комментарий по оценкам

См. в комментариях по проекту

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Комментарий для педагогов и родителей Принцип рассмотрения основ физического движения, реализованный в работе, значим не только для спорта, для других областей жизни человека. Целесообразно обсудить с автором замысел продолжения работы.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося Интересная творческая работа. Она позволяет понять и объяснить выполнение отдельных действий фигуриста на основе физических законов. Надеемся, что это помогает Вам в процессе тренировок. А также позволяет объяснить принципы выполнения отдельных элементов в фигурном катании. Представляется, что проведя данное исследование, Вы сможете сформулировать проблему, решив которую вы сможете создавать новые элементы в фигурном катании, которые кажутся невыполнимыми. Так когда-то человеку казалось, что он не может летать. А сегодня он летает на самолетах со сверхзвуковой скоростью. Рекомендуем продолжать Вашу исследовательскую работу. Те более, что Вы можете проверить полученные результаты на практике. Это позволит вам выйти на новый уровень проектно-исследовательской работы. Желаем успехов!

— Эксперт 2
Комментарий по оценкам

Работа выполнена на высоком уровне и логически выстроена. Проведено исследование, которое позволило автору дать подробные рекомендации.

Комментарий по проекту

Данный проект будет интересен многим детям и подросткам так как катание на коньках стало массовым видом проведения досуга.

— Эксперт 3