ФИО заявителя | Носырева Алёна Алексеевна |
Дата рождения | 14.10.2004 |
Проект
Название | Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина |
Учреждение | ГБОУ Школа №1384 им.А.А.Леманского |
Класс | 11Б |
Науч. руководитель | Умрилова Татьяна Владимировна |
Консультант | |
Исполнители |
|
Секция | 9 - 11 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики. |
Краткое описание проекта | Изучение внутреннего мира человека-поэта А.С. Пушкина через эпизоды его биографии с описанием дуэлей и их привязкой к творчеству (анализом таких эпизодов в его произведениях) для раскрытия ранее не изученных черт «души поэта» позволило определить отдельные периоды жизни, когда содержание творений меняло суть, как для самого автора, так и для читателя, раскрывая талант с новой стороны. Указанное обстоятельство позволило выявить стремление А.С.Пушкина объяснить свое поведение в критических ситуациях через подробное описание мотивов и внутренних ощущений героев произведений. В процессе творчества переосмысление своих поступков, анализа ошибок и применение накопленного опыта приводили автора к открытию новых основ изложения текста, повышению их исторической ценности и переходу от шутливых стихов к более сложным произведениям – повестям и романам, и далее к историческим трудам. Исследовательская работа позволила выделить три различных периода творчества А.С.Пушкина, которые основаны на применении накопленного жизненного опыта. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | В настоящей исследовательской работе отражается проблема влияния критических жизненных ситуаций на формирование личности творца. |
Основная идея | Такое нравственно противоречивое, обычно сильно осуждаемое обществом, явление, как дуэль, может быть как морально оправданным, если побудителем к ней выступают серьёзные жизненные ситуации, в частности, попытка защитить собственное и своих близких честь и достоинство, так и обычным убийством. На мой взгляд, одной из задач своего творчества А.С. Пушкин считает показать разницу читателю,через своё творчество, этих её видов. |
Масштаб организации работ | В ходе выполнения задач, продиктованных целью моего исследования, я ознакомилась с различными юридическими документами, касающимися темы проведения и организации дуэлей, степени их разрешенности,а в частности: вехами законодательства Российской империи и дуэльными кодексами стран в разных временных промежутках. Кроме того, я провела работу, направленную на изучение биографии поэта, особое значение уделяя эпизодам дуэлей, коих в жизни творца было несколько десятков. При этом я также ознакомилась с письмами и мемуарами реальных исторических личностей, проанализировала тему дуэлей в знаменитых произведениях Александра Пушкина, составляющих основу нашей классики. |
Полученные результаты | Работая над составлением психо-эмоционального портрета такого без преувеличения великого литературного художника, такой яркой и многогранной личности, как Александр Сергеевич, я выявила новые, ранее не изученные черты характера поэта, что позволило выделить три различных периода его творчества, доказать гипотезу и достичь цели исследования. |
Кому нужны результаты проекта | Результаты моей работы могут пригодится при знакомстве читателя с произведениями классика.Так, понимая, к какому творческому периоду относится данное творение, а значит понимая, какие эмоции испытывал автор при написании своего литературного труда, как его мировоззрение было построено в данный момент, читатель может лучше понять то, что хотел донести до нас писатель, что хотел нам объяснить и с чем познакомить, какие ценности хотел привить современникам и потомкам, к чему призвать, а от каких поступков наоборот предостеречь. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | На мой взгляд, выводы полученные в ходе исследования и сама исследовательская работа, как таковая, может пригодиться при проведении уроков в среднем школьном звене с целью выступления в качестве посредника между учеником, учителем, писателем и его литературным произведением. Таким образом, в моих планах возникла задача создание методического пособия-путеводителя в мир творчества Александра Сергеевича Пушкина. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Алёна Алексеевна работой: «Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина» попыталась привнести для русской культурной традиции «пушкинианы», как литературоведческой науки, своим проектом мысль о том, что дуэли сопровождали А.С. Пушкина всю его творческую, совсем нелегкую жизнь поэта, дерзкого по духу (хотя эта тема популярна в раскрытии художественной функция дуэли в творчестве не только А.С. Пушкина, как направления специальности «Языкознание и литературоведение»). Приступая к анализу текста проекта мы действительно хотели увидеть подтверждение нашей гипотезы, в том, что Алена проводит эту мысль до конца. Сначала в информационном плане раскрыла смысл дуэлей в российском обществе военных и интеллигенции. Но и для, если так можно сказать: «усиления творческого выражения мыслей». Да, она представила впечатляющий список дуэлей! В этом контексте А.С. Пушкин, в те давние времена дуэлей «вне конкуренции». Однако главное в том, что его «поведенческие характеристики» и есть одним из ключевых выражений творчества, через придуманных героев собственных литературных сочинений. Вывод Алены показывает, что она решила свою основную задачу: «Изучение дуэлей в жизни и произведениях А.С. Пушкина позволило более подробно раскрыть характер великого русского поэта». Понять, что у Пушкина сложилось за время его творчества стремление объяснить свое поведение в критических ситуациях через подробное описание мотивов и внутренних ощущений героев своих произведений. Осталась за кадром роль научного руководителя: Умриловой Т.В. Будем считать, что она оказала большое влияние на выбор темы, впрочем, как и влияние на уже понятный творческий путь самой выпускницы. Работа сделана добротно. Отвечает всем критериям по оценкам. На ОТЛИЧНО. Но, вот, по образовательным последствиям не оценка — три. На будущее Алене надо иметь в виду (руководителю тоже), что работа должна быть по условиям конкурса направлена не только в плане достижений (и последствий) самого автора, но также распространяться на своих сверстников, окружение. Были случаи, когда своими проектами школьники добивались больших результатов в социальной сфере. Как на тему про дуэли Пушкина могли бы посмотреть школьники и учителя. Нам кажется, что здесь Алена могла отличиться, перенеся в жизнь школы мысль о дерзании, как условии творческого развития личности. .
Комментарий по оценкам
См. в комментариях по проекту
Комментарий по оценкам
Работа заслуживает высокой оценки в силу своей социокультурной значимости.
Комментарий по проекту
Проект отличается глубиной, виден большой интерес автора проекта к личности и творчеству А.С. Пушкина. Результаты исследования могут быть использованы на уроках при изучении пушкинских произведений и биографии поэта.
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащегося. Автором была выделена значимая культуроведческая проблема, связанная с исследованием роли дуэли в жизни дворянской интеллигенции первой половины XIX века и возможностью раскрыть некоторые черты характера и изменения в представлениях о жизни великого русского поэта А.С. Пушкина. Сформулировав гипотезу, цель и задачи своей работы, Алена Насырова в соответствии с ними провела исследование на основе анализа биографических сведений и литературных источников. Автором были соблюдены этапы теоретической подготовки, выполнена работа по содержанию проекта, проведена визуализация материала. Результаты работы (продукт) – презентация к устному выступлению, печатный материал. Результаты работы (изменения) – автором получен опыт поиска, компоновки, визуализации учебной информации, усвоен опыт литературоведческой работы. Другие учащиеся получили доступный социокультурный комментарий к текстам значимых программных произведений. Хотелось бы только увидеть в тексте работы результаты использования данных материалов, что может стать объектом исследования в следующем проекте.
Комментарий по проекту
Комментарий для педагога и родителей. Социокультурные и образовательные последствия: результаты работы могут использоваться на уроках литературы для ликвидации пробелов школьников в понимании тех или иных аспектов жизни и творчества А.С. Пушкина. Привлечение материалов на уроках или в рамках внеклассной деятельности может позволить школьникам актуализировать творения А.С. Пушкина и изучать их с большей долей вовлеченности и эмпатии. Данное предположение может стать основой размышлений над развитием исследовательского проекта. Пока в тексте работы оно не получило отражения. В работе присутствуют некоторые пунктуационные, речевые и стилевые недочеты в формулировках (например, «выявление дополнительных особенностей характера А.С.Пушкина» и др.); неподтвержденные утверждения, например, о том, что некоторые наблюдения автора «в аналитической литературе раннее описаны не были» (цитируем с орфографической ошибкой). Однако важно, что автором проделана большая аналитическая работа по изучению биографии и творчества писателя, структурированная под определенным углом зрения.