ФИО заявителяНосырева Алёна Алексеевна
Дата рождения14.10.2004

Проект

НазваниеДуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина
УчреждениеГБОУ Школа №1384 им.А.А.Леманского
Класс11Б
Науч. руководительУмрилова Татьяна Владимировна
Консультант
Исполнители
  • Носырева Алёна Алексеевна
Секция9 - 11 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаИзучение внутреннего мира человека-поэта А.С. Пушкина через эпизоды его биографии с описанием дуэлей и их привязкой к творчеству (анализом таких эпизодов в его произведениях) для раскрытия ранее не изученных черт «души поэта» позволило определить отдельные периоды жизни, когда содержание творений меняло суть, как для самого автора, так и для читателя, раскрывая талант с новой стороны. Указанное обстоятельство позволило выявить стремление А.С.Пушкина объяснить свое поведение в критических ситуациях через подробное описание мотивов и внутренних ощущений героев произведений. В процессе творчества переосмысление своих поступков, анализа ошибок и применение накопленного опыта приводили автора к открытию новых основ изложения текста, повышению их исторической ценности и переходу от шутливых стихов к более сложным произведениям – повестям и романам, и далее к историческим трудам. Исследовательская работа позволила выделить три различных периода творчества А.С.Пушкина, которые основаны на применении накопленного жизненного опыта.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомВ настоящей исследовательской работе отражается проблема влияния критических жизненных ситуаций на формирование личности творца.
Основная идеяТакое нравственно противоречивое, обычно сильно осуждаемое обществом, явление, как дуэль, может быть как морально оправданным, если побудителем к ней выступают серьёзные жизненные ситуации, в частности, попытка защитить собственное и своих близких честь и достоинство, так и обычным убийством. На мой взгляд, одной из задач своего творчества А.С. Пушкин считает показать разницу читателю,через своё творчество, этих её видов.
Масштаб организации работВ ходе выполнения задач, продиктованных целью моего исследования, я ознакомилась с различными юридическими документами, касающимися темы проведения и организации дуэлей, степени их разрешенности,а в частности: вехами законодательства Российской империи и дуэльными кодексами стран в разных временных промежутках. Кроме того, я провела работу, направленную на изучение биографии поэта, особое значение уделяя эпизодам дуэлей, коих в жизни творца было несколько десятков. При этом я также ознакомилась с письмами и мемуарами реальных исторических личностей, проанализировала тему дуэлей в знаменитых произведениях Александра Пушкина, составляющих основу нашей классики.
Полученные результатыРаботая над составлением психо-эмоционального портрета такого без преувеличения великого литературного художника, такой яркой и многогранной личности, как Александр Сергеевич, я выявила новые, ранее не изученные черты характера поэта, что позволило выделить три различных периода его творчества, доказать гипотезу и достичь цели исследования.
Кому нужны результаты проектаРезультаты моей работы могут пригодится при знакомстве читателя с произведениями классика.Так, понимая, к какому творческому периоду относится данное творение, а значит понимая, какие эмоции испытывал автор при написании своего литературного труда, как его мировоззрение было построено в данный момент, читатель может лучше понять то, что хотел донести до нас писатель, что хотел нам объяснить и с чем познакомить, какие ценности хотел привить современникам и потомкам, к чему призвать, а от каких поступков наоборот предостеречь.
Перспектива дальнейшнего развития проектаНа мой взгляд, выводы полученные в ходе исследования и сама исследовательская работа, как таковая, может пригодиться при проведении уроков в среднем школьном звене с целью выступления в качестве посредника между учеником, учителем, писателем и его литературным произведением. Таким образом, в моих планах возникла задача создание методического пособия-путеводителя в мир творчества Александра Сергеевича Пушкина.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма23 25 22 70.0
Презентация работы5 5 5
Социокультурные и образовательные последствия 3 5 4
Результаты работы5 5 4
Организация работы5 5 4
Анализ проблемы 5 5 5
Комментарии
Комментарий по проекту

Алёна Алексеевна работой: «Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина» попыталась привнести для русской культурной традиции «пушкинианы», как литературоведческой науки, своим проектом мысль о том, что дуэли сопровождали А.С. Пушкина всю его творческую, совсем нелегкую жизнь поэта, дерзкого по духу (хотя эта тема популярна в раскрытии художественной функция дуэли в творчестве не только А.С. Пушкина, как направления специальности «Языкознание и литературоведение»). Приступая к анализу текста проекта мы действительно хотели увидеть подтверждение нашей гипотезы, в том, что Алена проводит эту мысль до конца. Сначала в информационном плане раскрыла смысл дуэлей в российском обществе военных и интеллигенции. Но и для, если так можно сказать: «усиления творческого выражения мыслей». Да, она представила впечатляющий список дуэлей! В этом контексте А.С. Пушкин, в те давние времена дуэлей «вне конкуренции». Однако главное в том, что его «поведенческие характеристики» и есть одним из ключевых выражений творчества, через придуманных героев собственных литературных сочинений. Вывод Алены показывает, что она решила свою основную задачу: «Изучение дуэлей в жизни и произведениях А.С. Пушкина позволило более подробно раскрыть характер великого русского поэта». Понять, что у Пушкина сложилось за время его творчества стремление объяснить свое поведение в критических ситуациях через подробное описание мотивов и внутренних ощущений героев своих произведений. Осталась за кадром роль научного руководителя: Умриловой Т.В. Будем считать, что она оказала большое влияние на выбор темы, впрочем, как и влияние на уже понятный творческий путь самой выпускницы. Работа сделана добротно. Отвечает всем критериям по оценкам. На ОТЛИЧНО. Но, вот, по образовательным последствиям не оценка — три. На будущее Алене надо иметь в виду (руководителю тоже), что работа должна быть по условиям конкурса направлена не только в плане достижений (и последствий) самого автора, но также распространяться на своих сверстников, окружение. Были случаи, когда своими проектами школьники добивались больших результатов в социальной сфере. Как на тему про дуэли Пушкина могли бы посмотреть школьники и учителя. Нам кажется, что здесь Алена могла отличиться, перенеся в жизнь школы мысль о дерзании, как условии творческого развития личности. .

Комментарий по оценкам

См. в комментариях по проекту

— Эксперт 1
Комментарий по оценкам

Работа заслуживает высокой оценки в силу своей социокультурной значимости.

Комментарий по проекту

Проект отличается глубиной, виден большой интерес автора проекта к личности и творчеству А.С. Пушкина. Результаты исследования могут быть использованы на уроках при изучении пушкинских произведений и биографии поэта.

— Эксперт 2
Комментарий по оценкам

Комментарий для учащегося. Автором была выделена значимая культуроведческая проблема, связанная с исследованием роли дуэли в жизни дворянской интеллигенции первой половины XIX века и возможностью раскрыть некоторые черты характера и изменения в представлениях о жизни великого русского поэта А.С. Пушкина. Сформулировав гипотезу, цель и задачи своей работы, Алена Насырова в соответствии с ними провела исследование на основе анализа биографических сведений и литературных источников. Автором были соблюдены этапы теоретической подготовки, выполнена работа по содержанию проекта, проведена визуализация материала. Результаты работы (продукт) – презентация к устному выступлению, печатный материал. Результаты работы (изменения) – автором получен опыт поиска, компоновки, визуализации учебной информации, усвоен опыт литературоведческой работы. Другие учащиеся получили доступный социокультурный комментарий к текстам значимых программных произведений. Хотелось бы только увидеть в тексте работы результаты использования данных материалов, что может стать объектом исследования в следующем проекте.

Комментарий по проекту

Комментарий для педагога и родителей. Социокультурные и образовательные последствия: результаты работы могут использоваться на уроках литературы для ликвидации пробелов школьников в понимании тех или иных аспектов жизни и творчества А.С. Пушкина. Привлечение материалов на уроках или в рамках внеклассной деятельности может позволить школьникам актуализировать творения А.С. Пушкина и изучать их с большей долей вовлеченности и эмпатии. Данное предположение может стать основой размышлений над развитием исследовательского проекта. Пока в тексте работы оно не получило отражения. В работе присутствуют некоторые пунктуационные, речевые и стилевые недочеты в формулировках (например, «выявление дополнительных особенностей характера А.С.Пушкина» и др.); неподтвержденные утверждения, например, о том, что некоторые наблюдения автора «в аналитической литературе раннее описаны не были» (цитируем с орфографической ошибкой). Однако важно, что автором проделана большая аналитическая работа по изучению биографии и творчества писателя, структурированная под определенным углом зрения.

— Эксперт 3