ФИО заявителяДудалева Алла Игоревна
Дата рождения16.01.1972

Проект

Название" О чём шумит ракушка"
Учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Класс4
Науч. руководительКулемичкина Людмила Николаевна
Консультант
Исполнители
  • Пантурова Софья
Секция1 - 4 классы «Хочу всё знать». Работы из разных областей знаний
Краткое описание проектаРакушки - это красивые и удивительные создания природы. Существует великое множество форм и раскрасок, они могут быть гладкими и шершавыми, закручиваться по спирали или быть плоскими, в виде веера, могут быть маленькими и большими. Мне очень нравится рассматривать их, сравнивать. А если поднести ракушку к уху, то можно услышать в ней шум. Мне стала интересна природа происхождения звуков в ракушке. И я решила побольше узнать о ракушках.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомтема моей исследовательской работы заключается в том, что всё больше людей отдыхают на море, привозят с собой ракушки, чтобы вспоминать о своём отдыхе, слушая шум «моря» (шум в ракушке). Существует четыре предположения: что шумит в ракушке? Я решила изучить этот вопрос.
Основная идеяоткрыть тайну происхождения звуков в ракушке
Масштаб организации работ1. Изучить информацию по моей теме. Источники информации: литература, интернет. 2. Эксперименты. 3. Опрос. 4. Анализ полученных результатов. 5. Вывод.
Полученные результатыПредположение о том, что шум в ракушке – это шум моря не подтвердилось. Гипотеза была неверна. 2 теория: шум – это шум нашей крови в сосудах тоже не подтвердилась. 3 теория: что шум в ракушке связан с воздухом также не подтвердилась. А вот теория о связи шума в ракушке и шума окружающего нас мира подтвердилась. Значит, шум в ракушке – это шум окружающего нас мира. Таким образом, ракушки только усиливают шум, который есть вокруг нас. Звуки, заблудившись в лабиринтах ракушки, отражаются от стенок и, кажется, мы слышим шум далёкого прибоя. Звук, слышимый нами во всех случаях, не имеет отношения к «морскому» или «не морскому» происхождению предмета, значит, моя гипотеза не подтвердилась.
Кому нужны результаты проектаИсследование может быть полезно и интересно учащимся школы, которые увлекаются биологией, а также всем, кто интересуется физикой.
Перспектива дальнейшнего развития проектаРезультаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков окружающего мира.

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма23 20 21 64.0
Презентация работы5 5 5
Социокультурные и образовательные последствия 4 3 4
Результаты работы5 4 4
Организация работы5 5 4
Анализ проблемы 4 3 4
Комментарии
Комментарий по проекту

Софья решила открыть тайну происхождения звуков в ракушке. Задача по форме незатейливая, но по содержанию выполнена с немалой долей настоящих научных исследовательских приемов. Кстати, введение в работу опять нам показывает, что любые жизненные истории и приключения могут стать источником творчества ребят. Итак, Софья избавила всех нас от мифологии считать шум в ракушках «шумом моря» (все дети это знают). Также не подтвердились и другие гипотезы о шуме. В результате Софья вышла на результат «о связи шума в ракушке и шума окружающего нас мира». Мы не станем говорить о возможном подключении к исследованию многочисленных Интернет-сайтов по теме Софьи. И действительно. Во всемирной сети можно найти около 2 млн. сообщений по теме. Важно другое, Софья для решения этой задачи показала, что освоила множество приемов исследовательской работы (изучение теории происхождения ракушек; истории их «жизни», использования; анкетирование и анализ ответов; четыре (!) эксперимента по выявлению природы шума в ракушках и пр., в том числе иллюстрации своей работы в презентации (на отлично!) и приложении. Все это и позволило Софье опровергнуть устойчивый миф о «звуке моря в ракушке». Кстати — опровергание мифов или избавление человечества от заблуждений — благородная задача именно науки с ее методами и безупречной логикой. Сказанное дает нам основание оценить работу Софьи на отлично, за небольшим исключением. Так, по критерию социокультурные и образовательные последствия она ограничилась лишь констатацией того, что исследование может быть полезно и интересно учащимся школы, которые увлекаются биологией, а также всем, кто интересуется физикой. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков окружающего мира. Будем считать этот посыл руководителю — Людмиле Николаевне, чтобы учебные занятия иногда превращать в своеобразные мастер-классы, на которых авторы проектов делились бы с одноклассниками своими результатами. И еще: о критерии «анализ проблемы». Мы практически во всех рецензиях отмечали этот аспект, подчеркивая, что школьники слабо владеют этим интеллектуальным средством. Нам кажется, что Софья не провела анализ именно по этой причине. Будем считать, что проблема была, но она забыла о ней рассказать. Это тоже посыл к руководителю. И все же мы снизили оценки по этим критериям только на один балл.

Комментарий по оценкам

См. в комментариях по проекту.

— Эксперт 1
Комментарий по оценкам

Интересная работа. Грамотно проведено и оформлено исследование. Плюсом работы явилось привлечение одноклассников к проведению эксперимента. Не задавались ли Вы вопросом, есть ли ещё исследования по этой теме? Полезно было бы посмотреть подходы к решению проблемы других исследователей. Подумайте, как можно было бы продолжить работу. Пишите: "Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков окружающего мира." Тогда, возможно, следует подготовить: буклеты, статьи, материалы для сайтов. Результаты исследования хорошо бы представить на школьных конференциях.

Комментарий по проекту

Сформулирована гипотеза исследования, цели и задачи исследования. Даны определения основных понятий исследования. Представлены основные этапы исследования. Сформулирован замысел экспериментальной части исследования. Обоснован выбор инструментов исследования. Обобщенная постановка проблемы. Обосновывается актуальность решения проблемы - проведен анализ того, кого и как затрагивает эта проблема. Проведен анализ материалов реферата, собранных экспериментальных данных. Дана оценка решения каждой исследовательской задачи. Сформулированы выводы, которые опровергают гипотезу исследования. Нет оценки новизны полученных результатов: для себя, для класса, не сформулирован замысел дальнейшей перспективы исследования. Презентация работы соответствует проведенному исследованию. логически ясно выстроенная, предполагает увеличение числа участников, интересующихся темой. Материалы оформлены эстетически привлекательно.

— Эксперт 2
Комментарий по оценкам

Здравствуйте, уважаемая Софья Александровна! Вы провели очень интересное и грамотно организованное исследование, которое, мы уверены, будет интересно не только Вашим друзьям и ровесникам, но и многим взрослым. Вы очень хорошо описали теоретическую часть работы, раскрыв в ней особенности взглядов ученых на вопрос происхождения ракушек, особенности разных видов моллюсков и интересные факты из их жизни и описав ту пользу, которую моллюски и их раковины могут приносить человеку. Вы провели анкетирование и серию опытных экспериментов с Вашими одноклассниками, на основании которых сделали вывод о причине шума, который можно услышать из ракушки. Софья, мы считаем, что проведенные Вами опыты могут помочь развить интерес у детей к занятиям биологией – это дополнительный плюс Вашей работы. Дальнейшим развитием Вашего исследования могло бы стать его углубление, сбор и изучение других видов ракушек. Возможно, интересно было бы привлечь одноклассников к выполняемой работе и продумать варианты использования ракушек в бытовых или учебных ситуациях. Желаю Вам дальнейших научных и творческих успехов!

Комментарий по проекту

Здравствуйте, уважаемая Людмила Николаевна! Представленный проект находится на стыке двух направлений развития и воспитания ребенка и хорошо воплощает в себе идею практической реализации познавательного и экологического развития. Такого рода проекты хорошо мотивирую детей к знакомству с естественными науками, так как выполнены не только в рамках знаниевой парадигмы, но и отличаются наглядностью, необходимой для понимания детьми данной возрастной категории. Проект содержит в себе минимально необходимые методологические компоненты, лежащие в основе исследования, обладает минимальной теоретической базой. В рамках практической части удачно проведены несколько эмпирических опытов. Считаем, что данный проект будет представлять интерес для сверстников автора. В тоже время, можно отметить, что более подробное раскрытие гипотезы и актуальности работы, равно как и выход на практические результаты и раскрытие познавательного потенциала работы, положительно бы сказались на общем благоприятном фоне, производимым выполненной под Вашим руководством работой.

— Эксперт 3