ФИО заявителяАнненкова Екатерина Владимировна
Дата рождения03.10.1984

Проект

Название«Создание инклюзивного общества в МБОУ «СОШ г. Светогорска. «3Д» отряд - делай добро другим!»
УчреждениеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска"
Класс6
Науч. руководительСулимова Ольга Владимировна
КонсультантАнненкова Екатерина Владимировна
Исполнители
  • Рудченко Никита Алексеевич
  • Нечаев Артур Максимович
  • Сулимов Артём Дмитриевич
  • Сладков Глеб Георгиевич
  • Павловская Анастасия Юрьевна
  • Салманова Амина Магомедовна
  • Сенчукова Ирина Васильевна
  • Гаран Полина Антонова
Секция5 - 6 классы «Чтения им. С.А. Калабалина : «Социальные проекты: «Мы – дети России». Проектные работы, направленные на улучшение жизни детей и взрослых.
Краткое описание проектаСоздание на базе общеобразовательной школы волонтерского отряда школьников, знакомства сверстников с особенностями людей и со способами общения и взаимодействия с людьми с инвалидностью.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомДостаточно малое количество школьников информированы об особенностях развития людей с ОВЗ, слабо представляют этику взаимодействия с ними и не готовы к коммуникации с такими детьми.
Основная идеяФормирование позитивного отношения к людям с ОВЗ, знакомство сверстников с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними
Масштаб организации работДля решения данной проблемы наш 6 «а» класс, который является первичным отделением РДШ, выступил с инициативой изучить материалы в интернет-источниках о людях с ограниченными возможностями. Для этой цели мы разбились на группы, подготовили выступление по определенным направлениям: различным видам нарушений развития. Свой материал оформили в презентациях, которые представили одноклассникам. Мы были поражены силой воли людей с ограниченными возможностям, тому, что они, несмотря на трудности, учатся в школе, получают профессии, становятся знаменитыми. Также мы узнали о способах альтернативной коммуникации, о возможностях обучения детей с нарушениями. Всех впечатлила история Ангелины Титовой, для которой ее друг, Иван Бакаидов, создал программу синтезации речи. Далее самые активные ребята из нашего класса объединились в команду «волонтерский отряд «3Д» и на основе представленных презентаций подготовили открытый урок «Не надо ограничивать возможности!». Параллель шестых классов была выбрана неслучайно. Именно в этот возрастной период дети прислушиваются больше к мнению сверстников, чем взрослых, а значит, информация будет лучше воспринята школьниками. Волонтерский отряд «3Д» — это группа учащихся 6 «а» класса МБОУ СОШ г. Светогорска.
Полученные результатыВ результате работы над проектом было проведено контрольное анкетирование, которое показало изменения в отношении учащихся 6-х классов относительно людей с ограниченными возможностями. Анализ анкет показал значительное увеличение школьников, которые знают основные категории людей с инвалидностью, их специфические трудности и возможности, их стало 78%; до 22% снизилось количество тех, кто знает о людях с инвалидностью в общих чертах, а не знакомых с понятием «человек с инвалидностью» 0%. Представления об этике взаимодействия с людьми с инвалидностью среди ребят тоже изменились. 34% продолжают думать, что людей с инвалидностью надо жалеть, помогать им всегда, даже если они об этом не просят. 8% восхищаются людьми с инвалидностью и считают, что надо постоянно им об этом говорить. 58% опрошенных уверены, что к людям с инвалидностью надо относиться с вниманием и уважением, ведь уважение предполагает равенство. Позитивные изменения произошли и в понимании коммуникации с детьми с ОВЗ. До 16% школьников снизилось количество тех, кто ответил, что при появлении ровесника с инвалидностью будет держаться от него подальше, до 40% увеличилось количество тех, кто постарается подружиться с ним и 54% будут помогать ему по мере возможности.
Кому нужны результаты проектаДанный проект необходим для всех школьников, так как инклюзия очень распространена во многих образовательных организациях
Перспектива дальнейшнего развития проектаТаким образом, цель проекта «формирование позитивного отношения к людям с ОВЗ, знакомство сверстников с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними» достигнута. Но мы обратили внимание на то, что 16 % учащихся все-таки не готовы к активному взаимодействию со школьником с ОВЗ. Поэтому мы решили продолжить работу в этом направлении и наметили пути развития проекта. Прежде всего, мы задумались о ведении социальных сетей для большего охвата аудитории школьников. В рамках проекта будет создана группа в социальных сетях, распространяющая информацию о людях с особенностями и о их жизни в позитивном ключе. Далее мы приняли решение о продлении проекта и составили дорожную карту в параллели 6-х классов Светогорской школы сроком до 2025 года. 6 класс – этап ознакомления 7 класс – организация совместных мероприятий с детьми с особенностями развития, обучающихся в МБОУ «СОШ г. Светогорска» 8 класс – организация совместных мероприятий с привлечением людей с ОВЗ из социальных центров Выборгского района 9 класс – создание инклюзивных творческих проектов и совместное участие в конкурсах и фестивалях

Материалы проекта

Экспертиза 1Экспертиза 2Экспертиза 3Сумма баллов
Сумма22 20 24 66.0
Презентация работы4 4 5
Социокультурные и образовательные последствия 5 4 5
Результаты работы4 4 5
Организация работы5 4 5
Анализ проблемы 4 4 4
Комментарии
Комментарий по проекту

Комментарий для педагогов и родителей Целесообразно обсудить с разработчиками дальнейший замысел, связанный с развитием проекта. Возможно, что такие направления деятельности проектной группы найдут в нем свое воплощение. 1) Первое направление - формирование уклада жизни образовательной организации, ориентированного на решение проблемы . 2) формирование доступной образовательной среды - в рамках данного направления возможны проекты технических изобретений, различные усовершенствования, полезные для инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями. 3) Организация совместной творческой деятельности, в том числе с использованием современных технических средств коммуникации. 4) Организация совместно с инвалидами культурных событий (различных мероприятий с участием инвалидов – детей и взрослых). Важно, что разработчиками и полноправными участниками должны быть люди с ограниченными возможностями. 5) Формирование детско-взрослой общности, как площадки для обсуждения актуальных проблем, порождения инициатив, и поддержки нуждающихся. 6) продолжение просветительской работы. Отметим, что решение проблемы, так же связано с изменением стереотипов людей с ограниченными возможностями - формирование у них позитивной социальной перспективы и ответственности за свою судьбу и судьбу окружающих их людей. Быть полноправным членом общества это значит уметь нести ответственность за других людей. Это придает смысл человеческой жизни, делает ее насыщенной и полноценной, не смотря на физические ограничения.

Комментарий по оценкам

Комментарий для учащихся. Уважаемы участники проекта! Ваш проект является чрезвычайно важным. В нем есть много трудных аспектов, с которыми вы будете сталкиваться. Отметим, что в европейских школах проблема решается уже в течение более 50 лет и работа в этом направлении продолжается. Ваша инициатива актуальна и достойна уважения! Действительно, многие люди испытывают страх и не очень хорошо представляют особенности людей с различными типами инвалидности (по слуху, по зрению, ДЦП и т.д.). Перечень нарушений и особенности людей конкретной группы с инвалидностью можно найти в открытом доступе в интернете. Например, познакомьтесь с сайтом Федерального реестра инвалидов https://sfri.ru/ Обращаем Ваше внимание, что уважать нужно всех людей! Но вы правы в том, что необходимо учитывать конкретные особенности нарушений. Об этом нужно знать и этому нужно учиться. Ваш проект это первый шаг, который направлен на изменение наших стереотипов о людях с инвалидностью. Подчеркнем, что при решении интеграции инвалидов важны не только знания но и опыт сотрудничества в совместной деятельности с инвалидами. Важно, чтобы у различных возрастных групп появилось понимание того, как можно организовывать совместную творческую работу. Например, в рамках исследования, проектирования, конструирования или создания художественных творческих работ. Важным результатом проекта является то, что у Вас стали появляться замыслы совместной работы и мероприятий с участием детей с ограниченными возможностями. Рекомендуем познакомиться со следующими интернет ресурсами. https://specialolympics.ru/blog/inclusion-simple-words https://outfund.ru Надеемся, что Ваш проект будет развиваться. Его социокультурная значимость очевидна.

— Эксперт 1
Комментарий по проекту

Комментарий для руководителя проекта. Работа посвящена актуальной теме, рекомендуется обсудить замысел ее продолжения. Инклюзивное образование - это такое изменение всей образовательной среды, которое позволяет всем детям, независимо от их особенностей, реализовывать свой потенциал в образовательном процессе. Это очень сложная и многоплановая задача, которая действительно не сводится только к безбарьерной среде, а должна включать в себя преобразования в: 1) детско-взрослой общности, 2) общности сверстников, 3) развитие педагогического профессионализма. То, как именно должна быть устроена общность сверстников, - и будет предметом работы данного проекта. Желаем успехов!

Комментарий по оценкам

Комментарий для авторов проекта. Комментарий по содержанию. Работа посвящена актуальной теме. Представленный проект является первым поисковым этапом , который позволяет сфокусировать проблему. Именно это авторы и фиксируют в своем анализе результатов анкетирования. Представляется, что дальнейшей задачей по проекту должна стать разработка замысла работ по инклюзии. Вы совершенно верно отметили, что здесь очень важно создавать условия, в которых ребята вашего возраста могут общаться и участвовать в общих делах с ребятами с ОВЗ. Именно собственный опыт личного общения и взаимодействия в общих делах является главным фактором позитивного отношения к ребятам с инвалидностью. Для этого необходимо продумать не только просветительские уроки (они решают задачу информирования, но являются малоэффективными для получения личного опыта), но и общие дела - спектакли, субботники, чаепития, концерты, мастер-классы, помощь в учебе и др. Соответственно, скорее всего, волонтерам будет важно освоить навыки общения (активного слушания, понимания, организации коллектива), организации КТД, а также специальные способы взаимодействия с людьми, имеющими те или иные нарушения здоровья. Важно, чтобы при подведении итогов волонтеры не только делились своими впечатлениями о том, как они выступили, но и о том, что нового узнали о себе, о других, о проблеме, насколько продвинулись в ее понимании и решении, что оказалось трудным, как помогали друг другу и т.д. Это позволяет развивать рефлексию и обдумывать дальнейшие действия. Добрые действия должны быть умными! Комментарий по оформлению. Рекомендуется поменять стиль оформления презентации - цветовую гамму (сочетание желтого и черного достаточно агрессивно и не соответствует теме) и стиль с преобладанием волнистых и округлых линий. Желаем успеха!

— Эксперт 2
Комментарий по оценкам

Спасибо юным исследователям за их добрые сердца и желание помочь людям с особенностями в развитии!

Комментарий по проекту

Проект имеет огромное социальное значение, прививает детям уважение и толерантное отношение к детям с особенностями в развитии, учит детей быть открытыми к проблемам других людей. Особенно значимо то, что работа проводилась коллективом детей.

— Эксперт 3