ФИО заявителя | Анненкова Екатерина Владимировна |
Дата рождения | 03.10.1984 |
Проект
Название | «Создание инклюзивного общества в МБОУ «СОШ г. Светогорска. «3Д» отряд - делай добро другим!» |
Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска" |
Класс | 6 |
Науч. руководитель | Сулимова Ольга Владимировна |
Консультант | Анненкова Екатерина Владимировна |
Исполнители |
|
Секция | 5 - 6 классы «Чтения им. С.А. Калабалина : «Социальные проекты: «Мы – дети России». Проектные работы, направленные на улучшение жизни детей и взрослых. |
Краткое описание проекта | Создание на базе общеобразовательной школы волонтерского отряда школьников, знакомства сверстников с особенностями людей и со способами общения и взаимодействия с людьми с инвалидностью. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Достаточно малое количество школьников информированы об особенностях развития людей с ОВЗ, слабо представляют этику взаимодействия с ними и не готовы к коммуникации с такими детьми. |
Основная идея | Формирование позитивного отношения к людям с ОВЗ, знакомство сверстников с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними |
Масштаб организации работ | Для решения данной проблемы наш 6 «а» класс, который является первичным отделением РДШ, выступил с инициативой изучить материалы в интернет-источниках о людях с ограниченными возможностями. Для этой цели мы разбились на группы, подготовили выступление по определенным направлениям: различным видам нарушений развития. Свой материал оформили в презентациях, которые представили одноклассникам. Мы были поражены силой воли людей с ограниченными возможностям, тому, что они, несмотря на трудности, учатся в школе, получают профессии, становятся знаменитыми. Также мы узнали о способах альтернативной коммуникации, о возможностях обучения детей с нарушениями. Всех впечатлила история Ангелины Титовой, для которой ее друг, Иван Бакаидов, создал программу синтезации речи. Далее самые активные ребята из нашего класса объединились в команду «волонтерский отряд «3Д» и на основе представленных презентаций подготовили открытый урок «Не надо ограничивать возможности!». Параллель шестых классов была выбрана неслучайно. Именно в этот возрастной период дети прислушиваются больше к мнению сверстников, чем взрослых, а значит, информация будет лучше воспринята школьниками. Волонтерский отряд «3Д» — это группа учащихся 6 «а» класса МБОУ СОШ г. Светогорска. |
Полученные результаты | В результате работы над проектом было проведено контрольное анкетирование, которое показало изменения в отношении учащихся 6-х классов относительно людей с ограниченными возможностями. Анализ анкет показал значительное увеличение школьников, которые знают основные категории людей с инвалидностью, их специфические трудности и возможности, их стало 78%; до 22% снизилось количество тех, кто знает о людях с инвалидностью в общих чертах, а не знакомых с понятием «человек с инвалидностью» 0%. Представления об этике взаимодействия с людьми с инвалидностью среди ребят тоже изменились. 34% продолжают думать, что людей с инвалидностью надо жалеть, помогать им всегда, даже если они об этом не просят. 8% восхищаются людьми с инвалидностью и считают, что надо постоянно им об этом говорить. 58% опрошенных уверены, что к людям с инвалидностью надо относиться с вниманием и уважением, ведь уважение предполагает равенство. Позитивные изменения произошли и в понимании коммуникации с детьми с ОВЗ. До 16% школьников снизилось количество тех, кто ответил, что при появлении ровесника с инвалидностью будет держаться от него подальше, до 40% увеличилось количество тех, кто постарается подружиться с ним и 54% будут помогать ему по мере возможности. |
Кому нужны результаты проекта | Данный проект необходим для всех школьников, так как инклюзия очень распространена во многих образовательных организациях |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Таким образом, цель проекта «формирование позитивного отношения к людям с ОВЗ, знакомство сверстников с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними» достигнута. Но мы обратили внимание на то, что 16 % учащихся все-таки не готовы к активному взаимодействию со школьником с ОВЗ. Поэтому мы решили продолжить работу в этом направлении и наметили пути развития проекта. Прежде всего, мы задумались о ведении социальных сетей для большего охвата аудитории школьников. В рамках проекта будет создана группа в социальных сетях, распространяющая информацию о людях с особенностями и о их жизни в позитивном ключе. Далее мы приняли решение о продлении проекта и составили дорожную карту в параллели 6-х классов Светогорской школы сроком до 2025 года. 6 класс – этап ознакомления 7 класс – организация совместных мероприятий с детьми с особенностями развития, обучающихся в МБОУ «СОШ г. Светогорска» 8 класс – организация совместных мероприятий с привлечением людей с ОВЗ из социальных центров Выборгского района 9 класс – создание инклюзивных творческих проектов и совместное участие в конкурсах и фестивалях |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Комментарий для педагогов и родителей Целесообразно обсудить с разработчиками дальнейший замысел, связанный с развитием проекта. Возможно, что такие направления деятельности проектной группы найдут в нем свое воплощение. 1) Первое направление - формирование уклада жизни образовательной организации, ориентированного на решение проблемы . 2) формирование доступной образовательной среды - в рамках данного направления возможны проекты технических изобретений, различные усовершенствования, полезные для инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями. 3) Организация совместной творческой деятельности, в том числе с использованием современных технических средств коммуникации. 4) Организация совместно с инвалидами культурных событий (различных мероприятий с участием инвалидов – детей и взрослых). Важно, что разработчиками и полноправными участниками должны быть люди с ограниченными возможностями. 5) Формирование детско-взрослой общности, как площадки для обсуждения актуальных проблем, порождения инициатив, и поддержки нуждающихся. 6) продолжение просветительской работы. Отметим, что решение проблемы, так же связано с изменением стереотипов людей с ограниченными возможностями - формирование у них позитивной социальной перспективы и ответственности за свою судьбу и судьбу окружающих их людей. Быть полноправным членом общества это значит уметь нести ответственность за других людей. Это придает смысл человеческой жизни, делает ее насыщенной и полноценной, не смотря на физические ограничения.
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащихся. Уважаемы участники проекта! Ваш проект является чрезвычайно важным. В нем есть много трудных аспектов, с которыми вы будете сталкиваться. Отметим, что в европейских школах проблема решается уже в течение более 50 лет и работа в этом направлении продолжается. Ваша инициатива актуальна и достойна уважения! Действительно, многие люди испытывают страх и не очень хорошо представляют особенности людей с различными типами инвалидности (по слуху, по зрению, ДЦП и т.д.). Перечень нарушений и особенности людей конкретной группы с инвалидностью можно найти в открытом доступе в интернете. Например, познакомьтесь с сайтом Федерального реестра инвалидов https://sfri.ru/ Обращаем Ваше внимание, что уважать нужно всех людей! Но вы правы в том, что необходимо учитывать конкретные особенности нарушений. Об этом нужно знать и этому нужно учиться. Ваш проект это первый шаг, который направлен на изменение наших стереотипов о людях с инвалидностью. Подчеркнем, что при решении интеграции инвалидов важны не только знания но и опыт сотрудничества в совместной деятельности с инвалидами. Важно, чтобы у различных возрастных групп появилось понимание того, как можно организовывать совместную творческую работу. Например, в рамках исследования, проектирования, конструирования или создания художественных творческих работ. Важным результатом проекта является то, что у Вас стали появляться замыслы совместной работы и мероприятий с участием детей с ограниченными возможностями. Рекомендуем познакомиться со следующими интернет ресурсами. https://specialolympics.ru/blog/inclusion-simple-words https://outfund.ru Надеемся, что Ваш проект будет развиваться. Его социокультурная значимость очевидна.
Комментарий по проекту
Комментарий для руководителя проекта. Работа посвящена актуальной теме, рекомендуется обсудить замысел ее продолжения. Инклюзивное образование - это такое изменение всей образовательной среды, которое позволяет всем детям, независимо от их особенностей, реализовывать свой потенциал в образовательном процессе. Это очень сложная и многоплановая задача, которая действительно не сводится только к безбарьерной среде, а должна включать в себя преобразования в: 1) детско-взрослой общности, 2) общности сверстников, 3) развитие педагогического профессионализма. То, как именно должна быть устроена общность сверстников, - и будет предметом работы данного проекта. Желаем успехов!
Комментарий по оценкам
Комментарий для авторов проекта. Комментарий по содержанию. Работа посвящена актуальной теме. Представленный проект является первым поисковым этапом , который позволяет сфокусировать проблему. Именно это авторы и фиксируют в своем анализе результатов анкетирования. Представляется, что дальнейшей задачей по проекту должна стать разработка замысла работ по инклюзии. Вы совершенно верно отметили, что здесь очень важно создавать условия, в которых ребята вашего возраста могут общаться и участвовать в общих делах с ребятами с ОВЗ. Именно собственный опыт личного общения и взаимодействия в общих делах является главным фактором позитивного отношения к ребятам с инвалидностью. Для этого необходимо продумать не только просветительские уроки (они решают задачу информирования, но являются малоэффективными для получения личного опыта), но и общие дела - спектакли, субботники, чаепития, концерты, мастер-классы, помощь в учебе и др. Соответственно, скорее всего, волонтерам будет важно освоить навыки общения (активного слушания, понимания, организации коллектива), организации КТД, а также специальные способы взаимодействия с людьми, имеющими те или иные нарушения здоровья. Важно, чтобы при подведении итогов волонтеры не только делились своими впечатлениями о том, как они выступили, но и о том, что нового узнали о себе, о других, о проблеме, насколько продвинулись в ее понимании и решении, что оказалось трудным, как помогали друг другу и т.д. Это позволяет развивать рефлексию и обдумывать дальнейшие действия. Добрые действия должны быть умными! Комментарий по оформлению. Рекомендуется поменять стиль оформления презентации - цветовую гамму (сочетание желтого и черного достаточно агрессивно и не соответствует теме) и стиль с преобладанием волнистых и округлых линий. Желаем успеха!
Комментарий по оценкам
Спасибо юным исследователям за их добрые сердца и желание помочь людям с особенностями в развитии!
Комментарий по проекту
Проект имеет огромное социальное значение, прививает детям уважение и толерантное отношение к детям с особенностями в развитии, учит детей быть открытыми к проблемам других людей. Особенно значимо то, что работа проводилась коллективом детей.