ФИО заявителя | Буров-Стаськов Игнат Алексеевич |
Дата рождения | 03.09.2008 |
Проект
Название | Пространственная структура группировок дворовых кошек на примере отдельного микрорайона Черноголовки. |
Учреждение | МУДО Центр дополнительного образования "Малая академия наук Импульс", 142432, МО, г.Черноголовка, Школьный б-р., д.1 |
Класс | 7 |
Науч. руководитель | Соктин Андрей Александрович |
Консультант | |
Исполнители |
|
Секция | 7 - 8 классы «Чтения им. А.А. Леманского: «На пути к великим открытиям». Проектные и исследовательские работы физико-математической и естественнонаучной направленности. |
Краткое описание проекта | Исследование посвящено пространственной структуре группировок дворовых кошек на территории отдельного микрорайона города в осенне-зимний период. Определили количество животных в микрорайоне, их индивидуальные участки и зоны перекрывания участков. Также определили причины по которым животные придерживаются того или иного места. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | В настоящее время дворовые кошки это основной вид хищных млекопитающих городских экосистем. Поскольку от численности кошек напрямую зависит численность синантропных грызунов и птиц, необходимо проводить периодический мониторинг и осуществлять своевременный контроль. Для чего и необходимо знать каким образом кошки распределяются по городу и от чего это зависит. |
Основная идея | На примере отдельного микрорайона показать численность кошек и их распределение по территории. |
Масштаб организации работ | С сентября 2021 по январь 2022г проводились регулярные визуальные учеты кошек в выбранном микрорайоне, отмечали места встреч и взаимодействия между особями если таковые наблюдались. Затем места встреч наносились на карту и определялись участки обитания кошек. |
Полученные результаты | 1 За весь период наблюдений на исследуемой площадке нами была обнаружена 31 кошка, поскольку животные хорошо различаются, и большинство было встречено по несколько раз, можно с уверенностью сказать, что в данный период это абсолютное количество. 2 Индивидуальный участок большинства городских кошек зависит как от архитектуры города, так и от доступности необходимых ресурсов. По нашим данным в осенне-зимний период участки дворовых кошек небольшие и составляют от 900 кв.м до 7800 кв.м, сосредоточены главным образом около мест кормления и проживания. 3 На исследуемом участке нами выявлено две группировки дворовых кошек, внутри которых индивидуальные участки значительно накладываются друг на друга. Между группировками в период наблюдений не было отмечено никаких контактов. 4 В осенне-зимний период можно выделить два основных фактора влияющих на распределение дворовых кошек как по микрорайону так и по городу в целом: во-первых, это теплое место для ночлега, поскольку кошки имеют южное происхождение и не имеют адаптаций к продолжительным холодам; во-вторых, это наличие подкормочных площадок, поскольку в холодный период затруднительно самостоятельно добывать еду. Ну и сам период наблюдений тоже влияет на распределение животных по территории. |
Кому нужны результаты проекта | Результаты будут полезны биологам - для уточнения биологии домашней кошки, экологам – при изучении городских экосистем, эпизоологам – поскольку кошки контролируют численность мышевидных грызунов и птиц, и сами являются хозяевами многих паразитов, любителям животных – для обогащения знаний по биологии городских видов и их роли для окружающей среды. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | В дальнейшем мы планируем продолжить исследование на данной территории в весенне-летний период. Выявить изменения в индивидуальных участках, а также выяснить социальную структуру данной группы животных. Также в планах распространить исследование на всю площадь города с привлечением других ребят к работе. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Игнат Алексеевич в проекте «Пространственная структура группировок дворовых кошек на примере отдельного микрорайона Черноголовки» изучал поведение дворовых кошек (!). Интересный замысел! В основном изучил вопрос о «дворовых кошках» (надо было отличить поведение дворовых кошек от домашних). Игнат проводил регулярные маршрутные учёты, во время которых отмечал всех встреченных животных, места встречи и взаимодействия между особями. Провел персонификация кошек (!!!), обнаруженных на площадке и составил картотеку на них. Места встреч животных нанес на карту микрорайона. Для опознавания кошек во время наблюдений использовал особенности их морфологии: в первую очередь окрас, а также длину шерсти, наличие травм. Проект изложен Игнатом рассказом, вызывающим интерес. А результаты исследования были представлены одноклассникам на уроке биологии и учащимся пятого класса на дополнительном занятии по зоологии, что вызвало заинтересованность ребят. Также работа была представлена и на городской школьной конференции, где получила высокую оценку экспертной комиссии, состоящей из научных сотрудников НИИ Черноголовки. В дальнейшем Игнат планирует (с руководителем: Соктиным Андреем Александровичем) продолжить исследование на данной территории в весенне-летний период. Также в планах распространить исследование на всю площадь города с привлечением других ребят к работе. Работа в целом может быть оформлена в качестве методики организации лабораторных работ по биологии с практическим выходом на полевые исследования. Не по всем критериям оценки ОТЛИЧНО. Так, например, Игнат совсем не обозначил проблему. Эксперт считает, что вопрос: в каких направлениях ее рассматривать следует считать не менее интересной задачей в образовательном смысле. Ее решение — важнейшее средство развития кругозора (как минимум) и как максимум развитие критических и аналитических навыков мышления. И вообще, если уж совсем принципиально - решение проблем — основа любой науки и проектирования. Вот, например, простой вопрос (например зооэколога) что делать с дворовыми кошками? На будущее Игнату придется ответить на него. И еще, презентация могла бы быть более иллюстративной. А тема-то очень увлекательная и по человечески актуальна!
Комментарий по оценкам
См. комментарии по проекту
Комментарий по проекту
Комментарий для педагогов и родителей Целесообразно обсудить с Игнатом понятия «проблема исследования», «актуальность исследования», «практическая значимость» исследования. Важно дополнить исследовательскую составляющую работы проектной (практической) составляющей.
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащихся. Уважаемый Игнат! Вы представили очень интересное, оригинальное исследование, которое носит поисковый характер. Фактически, Вы определяете количество популяции кошек на определенной территории и основные факторы, значимые для их проживания - тепло и наличие пищи (места кормления). Полученные Вами данные интересны. Однако это только первый шаг поискового исследования. Более широкая рамка - это вопрос об оптимальной экосистеме района города. Очевидно, что здесь должен быть найден баланс между естественными и искусственными процессами. Элементы естественных процессов, например, это рост популяции грызунов. Элементы искусственных процессов - связаны с целенаправленной деятельностью человека. В этом контексте может быть сформулирована главная проблема исследования. А определение популяции кошек будет одной из исследовательских задач. Более широкая рамка рассмотрения также может повлиять на замысел практической (проектной) составляющей Вашей работы. Например, создание кормушек для птиц как части экосистемы, или профилактика лишайных и других заболеваний у популяции кошек. Отметим, что это важно, поскольку маленькие дети, которые гуляют на данной территории могут заразиться. И т.д. Работу целесообразно продолжить. Желаем Вам успехов.
Комментарий по проекту
Комментарий для руководителя проекта. Работа посвящена актуальной теме, рекомендуется ее продолжение. Рекомендуется обсудить с автором понятия проблемы исследования, социокультурных последствий исследования.
Комментарий по оценкам
Комментарий для автора проекта. Молодец! Вами проведено интересное и содержательное исследование. Рекомендуется его продолжать. Несколько вопросов и комментариев на будущее. 1. Каково отношение различных групп населения к проблеме бездомных животных, в частности, кошек? Какие социокультурные последствия имеет проводимое Вами наблюдение? 2. В работе речь идет о том, что исторически кошки питаются грызунами. Далее по итогам наблюдения Вы делаете вывод, что маршруты и территорию обитания кошек определяют места кормления, а именно те, где люди приносят им еду. Что известно о самостоятельной охоте кошек в городских условиях? Как можно исследовать это? Желаем успехов!