ФИО заявителя | Железнякова Дарья Алексеевна |
Дата рождения | 02.04.2010 |
Проект
Название | Актуальны ли древние методы счета в наши дни? |
Учреждение | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы "Школа № 1409" |
Класс | 5 |
Науч. руководитель | Липенкова Елена Анатольевна |
Консультант | |
Исполнители |
|
Секция | 5 - 6 классы «Чтения им. А.А. Леманского: «На пути к великим открытиям». Проектные и исследовательские работы физико-математической и естественно-научной направленности. |
Краткое описание проекта | Исследование затрагивает изучение древних методов счета, возможность их применения и изучения в настоящее время. Работа определяет насколько актуальны такие методики в математике и развитии детей школьного возраста сегодня. Решается вопрос при проведении тематических математических уроков для детей разных возрастов с получением от них обратной связи. |
Описание проекта
Проблема решаемая проектом | Летом меня поразила способность одной девочки совершенно спокойно оперировать большими числами в уме, каждый раз она говорила абсолютно верный ответ. Оказалось, что это был результат занятий в кружке ментальной арифметики. Метод обучения там основан на древнейшей технологии счета. И мне стало интересно изучить данную методику, найти новые для себя методы счета, которые применялись нашими предками много лет назад. Понять, смогу ли я и мои сверстники применять их в реальной жизни сейчас. |
Основная идея | При подготовке к проведению данной работы, я решила узнать, насколько это интересно моим сверстникам. Я провела опрос, в результате которого получила, что большинство ребят не знают методов древнего счета, что такое абакус, что такое соробан, методов умножения. Таким образом, несмотря на обилие и доступность информации в окружающем нас сейчас пространстве, мои сверстники совершенно не интересуются математикой в плане древних навыков несмотря на то, что результат обучения по этим методикам колоссальный. Техника ментальной математики подходит для занятий с детьми от 4 до 12 лет, когда у мозга есть необходимый ресурс в плане максимального интеллектуального развития. Нам как раз всем в паралелли 5х классов только исполняется 12 лет, а следовательно, ещё есть шанс привлечь ребят к данной методике счета. Так и возникла основная идея моей работы - привлечь к древним методам счета ребят сейчас. |
Масштаб организации работ | При сформировавшейся цели работы: «определить, актуальны ли древние методы счета в наши дни», были поставлены задачи, что надо изучить доступную информацию по методам древнего счета. Далее освоить выбранные методы. После разработать их представление для сверстников, учеников 5 класса, а также для ребят помладше, учеников 1 класса и провести уроки – объяснения этих методов ребятам, в результате которых провести мини тестирование на освоение материала. Потом сравнить материалы усвоения методов древнего счета учениками 5 класса (11-12 лет) и первого класса (7-8 лет), получить от ребят обратную связь. Сделать продукт проекта – методичку проведения занимательного урока математики по древним методам счета для школы в качестве привлечения большего внимания ребят к математическим наукам. Гипотеза моей работы следующая: предположим, что древние методы счета интересны и актуальны для ребят в настоящий момент. Этапы работы и планирование ресурсного обеспечения проекта. После опроса одноклассников, я поняла, что тема моего проекта интересна и актуальна и приступила к изучению вопроса, что заняло у меня несколько месяцев с помощью интернет-ресурсов, общения. С родителями мы закупили образцы счет, необходимое количество абакусов, для проведения урока и демонстрации методов древнего счета. С научным руководителем построили план урока. После нового года мы провели уроки в 5м и 1м классе. Собрали результаты вычислений, мнения ребят. Сделали выводы. |
Полученные результаты | Результаты моего исследования демонстрируют заинтересованность учеников к древним методам счета, особенно системе умножения, при этом уроки с использованием обучения арифметике на соробане могут войти в программу уроков детей младших классов в качестве дополнительных развивающих занятий для привлечения внимания к математике. Ученики 5 класса уже хорошо владеют навыками сложения столбиком, в уме, а новый метод ментальной арифметики им пока не подвластен, только один мальчик выполнил задание быстрее первого варианта, так как ранее занимался вычислениями по этой методике. Только 4 человека из 31 сказали, что легче считать на абакусе, чем в уме. Ученики первого класса аналогично старшим ребятам считают быстрее в уме, но при этом у них абакус вызвал большой энтузиазм и положительные эмоции, что 10 человек из 32 сказали, что легче считать на абакусе, чем в уме. Ученики 5го класса усвоили древнюю японскую методику умножения, на выполнение заданий им потребовалось от 1 минуты до более 5 минут времени, что говорит о различном уровне усвоения материала в рамках школы. При этом данная методика вызвала бурю эмоций и положительного настроя на решения примеров данным способов, что удовлетворило задачам проекта – привлечь внимание учеников к математике. |
Кому нужны результаты проекта | Результаты моего исследования демонстрируют заинтересованность учеников к древним методам счета, особенно системе умножения, при этом уроки с использованием обучения арифметике на соробане могут войти в программу уроков детей младших классов в качестве дополнительных развивающих занятий для привлечения внимания к математике. |
Перспектива дальнейшнего развития проекта | Дальнейшие перспективы исследования данной работы могут быть заключены в изучении других древних методов вычислений и представления их детям школьного возраста с развитием методических пособий для проведения уроков занимательной математики. |
Материалы проекта
Комментарии
Комментарий по проекту
Дарья Алексеевна своим проектом: «Актуальны ли древние методы счета в наши дни?», образно говоря, оживила рутинные представления о математике, в которой для школьников, вроде бы, все изучено. Однако, нет, считает Дарья. Есть еще резервы поиска, в том числе в направлении изучения древних методов счета. Браво! Дарья определила насколько актуальны такие методики в математике в развитии детей школьного возраста сегодня. В том числе решался вопрос при проведении тематических математических уроков для детей разных возрастов с получением от них обратной связи. Построение проекта логично и содержательно. Удивляет формулировки Дарьи, в которых она различает фундаментальные основания начал исследования. Так, сначала определила «объектную область» - математические исследования, в которой назвала собственно объект исследования - методы древнего счета, а предметом: методы счета на соробане/абакусе и умножение древним японским методом Не станем перечислять удачно поданные описания хода проекта, но не можем не остановиться на практической части. Читаем ее выводы по результатам обучения школьников счетом методом, выбранном Дарьей для эксперимента (уроки со школьниками проводились в первых и пятых классов) 1. Ученикам комфортнее выполнять математические действия уже отработанным методом (вычисления в уме или столбиком), при этом скорость выполнения вычислений на абакусе была намного медленнее, так как мозг ребят не привык к данной технике вычисления. 2. Ученики первого класса (7-8 лет) лучше усвоили метод работы на абакусе, чем ученики 5 класса (11-12 лет), что говорит о значимости времени старта обучения ментальной математике. 3. Проведение уроков математики по такому плану, изучая древние методы счета вызвали очень много положительных эмоций ребят как 5 класса, так и 1го, что полезно с точки зрения привлечения внимания к математической науке. И перейдем к заключению, сформулированному Дарьей. Она отметила: • обучение ментальной арифметике полезно всем детям в плане развития мышления, скорости счета, логики и кругозора. • начинать знакомство с данной системой лучше в окно с 4 до 12 лет, чем ближе к 12, тем сложнее ребятам переключится со знакомой методики счета. • новые навыки детей умножения по древней японской методике повысили у учеников приверженность к обучению математике, расширили границы познания методов умножения, при этом вызвали много положительных эмоций. И наконец о намеченных перспективах продолжения исследования. Они лежат в планах изучения других древних методов вычислений и представления их детям школьного возраста с развитием методических пособий для проведения уроков занимательной математики. Нам представляется, что руководитель проекта - Елена Анатольевна, учитель математики, приобрела не только в лице Дарьи своего ассистента, но и расширила с ее помощью методические варианты построения обучения школьников. По всем критериям оценка «ОТЛИЧНО!»
Комментарий по оценкам
См. в комментариях по проекту
Комментарий по проекту
Комментарий для педагогов и родителей Развитие содержательных и методических аспектов проекта потребует более широкого спектра знаний из разных областей - психологии, педагогики, методики, продуктивного мышления и даже методологии. В этом плане целесообразно наметить круг консультантов из числа взрослых, которые могут оказать помощь Дарье в работе над проектом. Целесообразно обсудить с Дарьей возможность расширения команды проекта. Так как это позволит инициативной группе проекта проводить проектирование и апробацию различных способов ментальной работы. Такая группа учащихся могла бы работать на базе математического объединения или кружка по согласованию с учителем математики.
Комментарий по оценкам
Комментарий для учащегося Очень интересная и увлекательная работа! Собран и структурирован материал по истории мировой математики, который может использоваться на уроках математики и занятиях в математических кружках. Системы счета и их освоение играют важную роль для развития логического мышления. В дошкольном детстве интенсивно развивается воображение, в начальной школе идет процесс формирования наглядно образного мышления. Формируется и развивается понятийное мышление. Как показываю различные психологические исследования, важным условия для такого развития является игра, а так же развитие двигательной активности, в том числе рук. В этом плане разработка методики и занятий по освоению ментальной арифметики можно строить в игровых формах, в которых могут активно использоваться движения рук и тела человека в целом. Существуют целые направления в педагогике - обучение на основе движения. Обращаем Ваше внимание на то, что интеллектуальное развитие в средней и старшей школе во многом связано с развитием рефлексивности как способности анализировать свои действия, в том числе и в плане мышления. В этом плане, в рамках занятий необходимо не только показывать алгоритм действий, но и организовывать обсуждение (рефлексию) осваиваемых способ работы. Работа очень перспективна. Целесообразно продолжить проект. Например, исследовать возможности методики для ребят испытывающих затруднения по математике. Желаем Вам удачи!
Комментарий по проекту
Очевидно, что Дарья Алексеевна - увлеченный исследователь, который добьется больших успехов. Очень приятно, что Дарья легко вовлекла в исследование много участников. В целом хорошая работа!
Комментарий по оценкам
Я бы посоветовал получше разобраться в структуре исследования: что такое гипотеза, что такое методы и материалы исследования. А также четче выстраивать связь цель - результаты (заключение) Вы пишите: "Цель. Определить, актуальны ли древние методы счета в наши дни." и в заключении... "Таким образом, обучение ментальной арифметике полезно всем детям ... Полезно и актуально - все-таки из разных коробочек...