Конкурсы » Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ учащихся "ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ - 2015" » Положение конкурса

Положение конкурса

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 
«ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ - 2015» 
(на 2015 год)

1. Общие положения
Положение разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего
(полного) общего образования; 
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
на 2013-2020 годы;
другие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере образования. 
В  настоящее  время одним  из  инновационных направлений государственной  политики
в  сфере  воспитания  и  защиты прав  детей является актуализация  воспитательного
потенциала   образовательного  процесса, формирование  доступной  и  безопасной
образовательной  среды,  реализация воспитательных  программ  на  основе
культурно-деятельностного  подхода. Практическая  реализация данного  подхода  связана
с развитием  проектной  культуры  детей, подростков и  молодежи
и как  механизма  становления  их социальной  активности, и как  базовых условий
развития личностной и деятельностной  позиции, формирование  компетентностей,
обеспечивающих  социальный  лифтинг,  культурную  самоидентификацию  и  защищенность
в  современной социокультурной  ситуации.
Конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий» формирует
инновационную структуру воспитательных  программ  нового поколения, которые
ориентированы на: 
•	формирование духовно-нравственных  основ подрастающего  поколения;
•	формирование равных и доступных условий для  раскрытия творческого  потенциала  всех учащихся; 
•	развитие научно-практического образования школьников  как  средства становления  самостоятельности  и социальной успешности учащихся; 
•	интеграцию учебной, исследовательской и проектной деятельности, на основе
которых формируется активная личностная позиция. 
Фундаментальным научным основанием для решения  этих задач являются:
антропологическая парадигма в  психологии и  педагогике  развития, деятельностный и
культурно-исторический подходы, определившие принципы организации Конкурса: 
- развитие личностной позиции участников;
- становление субъектности участников образовательного процесса;
- формирование детско-взрослой образовательной общности;
- организация научно-педагогического общественно-профессионального
экспертного сообщества.
1.1. Учредители,  организаторы и социальные партнеры Конкурса:
Конкурс проводится при поддержке Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.
Учредители и организаторы Конкурса:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного 
профессионального образования «Центр повышения квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения
у детей и молодежи».
- Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт 
психолого-педагогических проблем детства Российской  академии образования»;
Социальные партнеры Конкурса:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего 
профессионального образования «Московский авиационный институт
(технический университет)»; 
- Международное движение содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET
(отделение «Восток»);
- Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; 
Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»;
- Российская Макаренковская ассоциация;
- Электронный научно-методический журнал «Профилактика зависимостей»;
- Общественная лаборатория проектирования инновационного образования при ФГБНУ ИППД РАО;
- Сетевая инновационная площадка «Сетевые проекты профессионального развития как фактор раскрытия детской одаренности в условиях ФГОС»;
- Сетевая инновационная площадка «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений»;
- ГБОУ Школа  № 1384 имени  А.А. Леманского города Москвы.

1.2.Цели Конкурса
Конкурс проводится с целью развития культуры проектной  и  исследовательской  деятельности  участников образовательного процесса, повышения доступности и качества образования, создания условий для формирования успешности и социальной  ответственности обучающихся, профилактики антиобщественного  поведения детей и подростков, поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, детей сирот и детей, оставшихся  без  попечения  родителей.
1.3. Задачами Конкурса являются: 
- развитие  социальной  инициативы  на  основе  сотрудничества детей  и  взрослых в  процессе  реализации ученических проектов; 
-  обеспечение социальной поддержки творческой активности детей, подростков и молодежи;
- поддержки одаренных детей, детей с  особыми образовательными потребностями, детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения  родителей; 
- профилактика антиобщественного поведения детей с девиантным и асоциальным поведением;
- формирование детско-взрослых образовательных  общностей  на  основе  сотрудничества и  социального  партнерства;
- содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- стимулирование интереса учащихся к проектированию, исследованию, конструированию и другой творческой деятельности; освоению метапредметных  способов ее организации, формирование компетентностей  в  области решения  управленческих задач на основе стратегирования;
- становление сетевых структур дистанционной соорганизации как инновационной инфраструктуры воспитательных программ  на  основе проектной и исследовательской деятельности учащихся в системе российского образования;
- информирование широкой общественности с результатами творчества детей, подростков и молодежи;
- привлечение научно-педагогического потенциала  высшей школы и социальных партнеров к участию в экспертизе и руководстве проектной и исследовательской работой учащихся.
1.4. Участники Конкурса
Участниками конкурса являются:
- обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, выполнившие социальные, исследовательские, проектные или интегрированные (проектно-исследовательские) творческие работы в группах или индивидуально, проживающие на территории Российской Федерации, в ближнем или дальнем зарубежье;
- зарегистрировавшие в установленном порядке свою заявку в  разделе «Конкурс «Горизонты  открытий - 2015» на  портале по  адресу «школьные-проекты.рф». 

2. Порядок организации Конкурса
2.1. Форма участия в Конкурсе: очно-заочная. Конкурс проводится в два тура: заочный (дистанционная  форма) и очный (проектно-экспертная сессия). Участие в Конкурсе платное. Организационный взнос для участников конкурса «Горизонты открытий – 2015»  составляет 650 рублей (расходы на экспертизу работ, сертификацию участника и публикацию работ победителей).
 Оплата участия в Конкурсе производится направляющей стороной. Дети с особыми образовательными  потребностями (дети-инвалиды, дети детских домов и  интернатов) участвуют  в конкурсе  на бесплатной основе.
2.2. Для проведения Конкурса формируется Оргкомитет, включающий в себя представителей учредителей Конкурса и заинтересованных образовательных учреждений различных типов и видов.
Оргкомитет:
• формирует Жюри секций, в которое привлекаются специалисты по соответствующим направлениям, участвующие в оценке ученических работ;
• определяет форму, порядок и сроки проведения Конкурса;
• утверждает результаты.
2.3. Конкурс проводится по следующим секциям:
1 – 4 классы
1.	«О мужестве, о доблести, о славе…» (работы военной и патриотической направленности). 
2.	«Хочу всё знать» (работы из разных областей знаний).
3.  «Культурное наследие России» (работы по истории, литературе, искусству,  традициям народов России, декоративно-прикладному творчеству).
4.	«Если хочешь быть здоров…» (работы по экологии, здоровому образу жизни, спортивным увлечениям и лучшим традициям отечественного спорта).
5. «Изобретаем и моделируем» (техническое творчество, конструирование, макеты и модели, изобретательские идеи, новые игры).
6. "Теле - радио - мультимедиа" (школьные телевизионные  проекты, проекты радиопередач, мультимедийные  работы). 
5 – 11 классы
1.	«Гуманитарные проекты: «Память сердца» (исследования в области истории, проекты военной и патриотической направленности).
2.	«Гуманитарные проекты: «Человек и мир» (философия, искусство, культурология, психология).
3.	Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…» (проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики).
4.	Гуманитарные проекты: «Красота спасет мир» (прикладные художественные, музыкальные, театральные, дизайнерские и другие арт-проекты).
5. «Перекрестки поликультурного мира» (работы различной направленности на иностранных языках; принимаются работы на английском, немецком, французском, итальянском языках).
6.	«Социальные проекты: «Мы – дети России» (проектные работы, направленные на улучшение жизни детей и взрослых).
7.	«Проектируем здоровую среду: «Школа – территория здоровья»  (спорт, здоровый образ жизни, медицина, экология).
8.	«Чтения им. А.А. Леманского: «На пути к великим открытиям» (проектные и исследовательские работы физико-математической и естественнонаучной направленности).
9.	«Чтения им. А.А. Леманского: «Гениальные конструктора» (технические проекты и изобретения, тренажеры, игры и программы).
10. "Теле - радио - мультимедиа" (школьные телевизионные  проекты, проекты радиопередач, мультимедийные  работы).
2.4. Работа секций и оценка жюри проходит по 4 возрастным группам участников в каждой секции:
- Первая группа - 1-4 классы,
- Вторая группа - 5-6 классы,
- Третья группа -  7-8 классы,
- Четвертая группа -  9-11 классы.
2.5. На заочном туре члены жюри согласно критериям Конкурса проводят экспертизу работ, зарегистрированных по установленной настоящим Положением форме в соответствующей секции на портале «Школьные-проекты.рф», в разделе «Конкурс «Горизонты открытий - 2015», результатом экспертизы является количественная (балл) и качественная  оценка работы (экспертный комментарий). По итогам экспертизы определяются Победители Конкурса «Горизонты открытий – 2015».
2.6. На основе результатов заочного тура Победители получают приглашение на очный тур Конкурса. Очный тур проходит в форме  проектно-экспертной сессии, в ходе которой для участников организуются следующие формы работы. 
Этап 1 - стендовая сессия. Публичная презентация работ Победителей заочного тура Конкурса.
Этап 2 – работа проектных команд. Оргкомитетом с учетом  инициатив участников сессии формируются проектные команды. Команды на основе своих социальных, проектных и исследовательских инициатив разрабатывают замысел  комплексной проектно-организованной Программы. Работу каждой команды сопровождает тьютор. Для команд  организуются  мастер-классы, проектные семинары и консультации. 
Этап 3  - презентация командами своих проектно-организованных Программ экспертному жюри.
По итогам очного тура определяются наиболее перспективные проектно-организованные Программы, которые получают статус «Ученический проект Федерального института» и соответствующий сертификат. Разработчики-участники команд получают  право на бесплатную  научно-методическую поддержку данных программ  на  портале «Школьные-проекты.рф» в  течение 2015 года. 
2.7. Оценка работ производится членами жюри в соответствии с утвержденными критериями. Критерии публикуются на портале «Школьные-проекты.рф», в разделе «Конкурс «Горизонты открытий - 2015».

3. Требования к представляемым материалам
3.1. Предметом рассмотрения на конкурсе являются социальные, исследовательские, проектные  или интегрированные (проектно-исследовательские) творческие работы различной направленности, представленные авторами индивидуально, или творческими коллективами (далее по тексту – Участники Конкурса). Если работа выполнена разновозрастным коллективом учащихся, работа подается в возрастную группу, соответствующую возрасту самого старшего участника творческого коллектива. 
Участник Конкурса самостоятельно определяет тему работы, исходя из   интересующих его областей социальных практик или знаний. При этом тема работы должна соответствовать хотя бы одному тематическому направлению секции Конкурса.
Участник Конкурса может  иметь научного руководителя или консультанта – квалифицированного специалиста в данной области: сотрудника образовательного учреждения, научного работника, преподавателя высшей школы, родителей автора и др.  Научный руководитель или консультант может  принимать участие в подготовке ученика к защите работы на Конкурсе, но в процессе защиты работы на Конкурсе не участвует.  
3.2. Каждый участник может подать только одну работу в одну секцию. 
Работы, которые выставлялись на Конкурс в прошлые годы, допускаются к рассмотрению, если в них представлены решения новых задач и результаты творческой деятельности конкурсанта за последний год (2014-2015 учебный год). 
Участники конкурса самостоятельно выбирают номинацию конкурса, в которой бы хотели представить свою проектную или исследовательскую работу. 
3.3. Оргкомитет не несет ответственности за неверную информацию, представленную конкурсантами при подаче материалов на Конкурс. Оргкомитет не  вносит изменения по заявке конкурсантов в формирующуюся базу данных Конкурса. На этапе модерации участнику может быть рекомендовано изменить выбор секции в соответствии с основным содержанием работы. Все изменения в заявку и материалы работы вносятся лично участником до конца этапа модерации. В случае несоответствия содержания работы теме секции, в которую подана работа, Оргкомитет может принять решение о снятии работы с Конкурса. 

4. Порядок оформления работ
4.1. Участник Конкурса заполняет Заявку  в  разделе «Конкурс «Горизонты  открытий» на  портале по  адресу «Школьные-проекты.рф». 
К Заявке прикрепляются следующие материалы (далее по тексту – Заявка и Материалы):
- Информированное согласие родителей / законных представителей; 
- Квитанция об оплате оргвзноса; 
- Материалы работы. 
Материалы конкурсной  работы представляются  в электронном виде и должны  быть выполнены в соответствии с требованиями конкурса.
4.2. Материалы предоставляются на русском языке или других рабочих языках Конкурса и должны представлять собой законченную проектную, исследовательскую или творческую работу. 
Работа на Конкурс может быть представлена в следующих форматах:
- текст Word (файлы с расширениями: .doc, .docx);
- презентация PowerPoint (не более 20 слайдов, файлы с расширениями: ppt, .pptx);
- аудио или видеофайл (объем не более 100 Мб), видеофайлы с расширениями:  .mp4, .avi, .mov, .mts. Видео- или аудиоматериал может быть самостоятельно загружен автором  на канал UTube, в этом случае к Заявке прикрепляется ссылка на Материал).
Для текстовых файлов: объем текста – 10-12 листов (не более 25 000 знаков), выполненных через 1,5 интервала, размер шрифта – 14. Если объем больше, все остальное содержание может быть представлено в Приложении (делается в свободной форме). В тексте работы даются ссылки на Приложение. Необходимо указать ссылки на литературу и интернет-источники, их пронумерованный список приводится в конце работы, ссылки на использованный источник даются в тексте работы (в скобках указывается номер источника и номер страницы). Порядок оформления списка литературы: указывается порядковый номер источника, фамилия, инициалы автора, название работы без кавычек, место и год издания.

5. Требования к содержанию работ
5.1.  Структура проектной работы включает в себя: описание ситуации с выходом на проблему (выявление нужд и потребностей конкретного человека, социальной группы или общества в целом); описание замысла и действий по его реализации (поэтапный план работы);  описание результатов, положительно повлиявших на изменение ситуации;  рефлексию, которая выводит  на новую проблему и следующее действие;  выбор видов презентации.
Работы, представляемые на конкурс, должны  носить проблемный характер;  отражать организацию работы над проектом (установление партнерских связей, привлечение ресурсов, проведение необходимых исследований; при необходимости - отражение технологической и финансовой стороны проекта); демонстрировать реальные результаты,   социокультурные и образовательные последствия (возможность использования результатов для решения образовательных и социокультурных задач). 
5.2. Структура исследовательской работы включает: актуальность, цель исследования, гипотезу, задачи исследования, литературный обзор, описание методики исследования, собственные результаты исследования, сопоставление полученных данных друг с другом и с литературными источниками и формулирование на основе их анализа закономерностей, обнаруженных в процессе исследования; выводы, в которых дается тезисное изложение результатов работы (они должны соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в актуальности исследования).

6. Порядок  и сроки представления работ на Конкурс
Конкурс проводится в два тура.
6.1. Дистанционный тур  - проходит на портале «Школьные-проекты.рф»    http://school-projects.ru/ .
Порядок и сроки проведения дистанционного тура в 2015 году:
С 28 января 2015 года  по 28 февраля 2015 года, до 24.00 часов по Московскому времени - регистрация  Заявок  и Материалов работы на Конкурсе. 
 В течение 7 дней с момента регистрации Заявки и Материалов работы происходит  Модерация: рассмотрение Заявки и Материалов работы на предмет их соответствия требованиям Конкурса. После этого принимается решение о принятии Заявки и Материалов работы к участию в Конкурсе, либо об отклонении Заявки и Материалов с  конкретными предложениями по их доработке. Решение направляется на адрес электронной почты, указанный при регистрации Заявки.
С  2 марта 2015 года по  30 марта 2015 года - экспертиза Материалов работ.
С 31 марта по  4 апреля 2015 года - публикация результатов дистанционного тура Конкурса на странице Конкурса на портале «Школьные-проекты.рф».
С  4 по  7 апреля 2015 года – прием апелляций (дистанционно, на портале «школьные-проекты.рф»).  
С  8 по 10 апреля 2015 года – проведение дополнительной экспертизы (в случае необходимости).
6.2. Очный тур.
Очный тур проходит в форме трехдневной проектно-экспертной сессии в период с 23 по 25  апреля 2015 года в г. Москве. 
Конкретные даты, площадки и программа проведения сессии будут объявлены с 5 по 10 апреля 2015 года на странице Конкурса портала «Школьные-проекты.рф». 
В период до 14 апреля 2015 года родители (законные представители) Участников подтверждают участие своих детей-победителей Конкурса в очной проектно-экспертной сессии Конкурса. В рамках подтверждения (по электронной почте) согласовывается необходимость организации Оргкомитетом проживания, питания и культурной программы для Участника и сопровождающих его лиц.  
Иногородние участники очного тура Конкурса самостоятельно оплачивают проезд, проживание и питание на период участия в очном туре Конкурса.
6.3. На очном туре предполагается:
- представление своей работы в форме стендового доклада для всех  участников очной проектно-экспертной сессии; 
- формируются команды, ориентированные на построение комплексных проектно-организованных Программ на основе своих проектных и исследовательских инициатив, 
- для команд  организуются  мастер-классы, проектные семинары и консультации по направлениям развития проектно-организованных Программ;
- проводится экспертиза проектно-организованных Программ.
Стендовый доклад – участник размещает материалы своей работы на постере. В  рамках стендового доклада  допускается  использование ноутбука,  а  также демонстрация творческих  продуктов Конкурсанта  (макетов, моделей, прототипов, арт-объектов, видеороликов и др.), если замысел работы предполагал их изготовление. 
6.4. Работы,  представленные  на  конкурс,  оцениваются  по  следующим  критериям:
•	Анализ проблемы;
•	Организация работы над проектом;
•	Результаты проектной работы;
•	Социокультурные и образовательные последствия;
•	Презентация проекта.
Общая  структура оценок  по  критериям публикуется  на  портале «Школьные-проекты.рф». 
Оргкомитет Конкурса оставляет за собой право корректировать сроки проведения отдельных этапов Конкурса.

7. Номинации конкурса
Для 1-4 классов
1.	Лучший проект военной и патриотической направленности «О мужестве, о доблести, о славе…»;
2.	Лучший исследовательский проект «Хочу всё знать»; 
3.  Лучший гуманитарный проект «Культурное наследие России»;
4.	Лучший проект по экологии, здоровому образу жизни, спортивным увлечениям и лучшим традициям отечественного спорта «Если хочешь быть здоров…»; 
5. Лучшие изобретения, модели  и  игры  «Изобретаем и моделируем»
5 – 11 классы
1.	Лучший гуманитарный проект «Память сердца».
2.	Лучший гуманитарные проект «Человек и мир». 
3.	Лучший гуманитарный проект «Как слово наше отзовется…». 
4.	Лучший прикладной  арт-проект «Красота спасет мир».
5. Лучший проект на иностранных языках «Перекрестки поликультурного мира».
6.	Лучший социальный проект «Мы – дети России». 
7.	Лучший проект по профилактике, экологии, здоровому образу жизни «Школа – территория здоровья».
8.	Лучший исследовательский проект физико-математической и естественнонаучной направленности «На пути к великим открытиям».
9.	Лучший проект по техническому творчеству, конструированию «Гениальные конструктора».

8. Место проведения
8.1. Базовыми площадками проведения Конкурса являются:
- ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, г. Москва;
 - ГБОУ Школа № 1384 имени А.А. Леманского г. Москвы.

9. Подведение итогов, награждение
9.1. Итоги дистанционного тура Конкурса   подводятся авторитетным жюри в каждой секции по 4 возрастным группам и размещаются на странице Конкурса на портале «Школьные-проекты.рф». Победители награждаются Дипломами 1-й, 2-й и 3-й степени. Все участники получают Сертификат участника Конкурса (в электронном виде).
9.2. Победители дистанционного тура Конкурса приглашаются по месту его проведения для получения дипломов и участия в очной проектно-экспертной сессии. Если Победитель не имеет возможности приехать лично для получения диплома и участия в проектно-экспертной сессии, ему высылается электронный вариант Диплома.
9.3. По итогам очной проектно-исследовательской сессии  определяются наиболее перспективные проектно-организованные Программы,  которые  получают  сертификат о статусе «Ученический  проект Федерального института», а  разработчики  получают  право на бесплатную  научно-методическую поддержку данных  программ  на  портале «Школьные-проекты.рф» в  течение 2015 года. 
9.4. Работы победителей Конкурса, получившие дипломы 1-й или 2-й степени, размещаются на странице «100 Лучших ученических проектов 2015 года» сайта «Школьные-проекты.рф» и публикуются в электронном учебно-методическом журнале. Авторы  работ  получают  Сертификат о публикации. 
9.5. Руководители / консультанты проектных работ учащихся получают Благодарности Оргкомитета и учредителей Конкурса (в электронном виде).
Координаты для связи:
Адрес: 	125252, г. Москва, ул. Новопесчаная, д. 15.
Телефон: 	8 (499)157-23-11
e-mail:  	gorizonty.otkrity@yandex.ru