ФИО заявителяЧигаева Ирина Викторовна
Дата рождения15.02.2002

Проект

НазваниеПроблема стресса в жизни школьника
УчреждениеМОУ " СОШ №8"
Класс
Науч. руководительКараваева Ольга Олеговна
Консультант
Исполнители
  • Чигаева Ирина Викторовна
Секция5 - 6 классы «Гуманитарные проекты: «Человек и мир». Философия, искусство, культурология, психология.
Краткое описание проекта Объект исследования: стрессовые состояния Предмет исследования: проявления стресса у учащихся младшего подросткового возраста Опытно- экспериментальная база: МОУ «Сош №8», в исследовании приняли участие 72 человек (учащиеся 5-6 классов) в возрасте 10-12 лет. Решение поставленных перед нами задач осуществлялось методами: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика «Незаконченные предложения», наблюдения, исследовательским, статистическим (анкетирование, опрос). Научная работа выполнена на 38 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав основной части и заключения. Результаты исследования сформулированы в виде выводов, в соответствии с задачами исследования. Работа содержит 3 таблиц, 13 источников литературы по теме исследования и четырёх приложений.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомто, что раньше называли шаловливостью, непослушанием или плохим характером, сегодня все чаще трактуется как реакция ребенка на непосильное для него психологическое давление. Очень часто дети испытывают стресс, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Преодоление стресса у человека проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности в достижении цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает приспособительные возможности человека и тогда наступает то ухудшение самочувствия, которое мы в просторечье и именуем стрессом. В современном обществе в последние годы особенно остро стоит проблема высокой тревожности учеников, особенно в подростковом возрасте. Всё чаще подростки в состоянии стресса совершают неадекватные поступки, приводящие порой к печальным последствиям, даже к суициду.
Основная идеяУ ребенка, не имеющего должного иммунитета к стрессам, вызвать его может любая, самая пустяковая ситуация дома, в школе. Именно это и позволило нам выдвинуть гипотезу: высокий уровень стресса характерен для учащихся младшего подросткового возраста.. Актуальность научного направления определила тему нашего исследования: «Проблема стресса в жизни школьника»
Масштаб организации работВ ходе работы нами была поставлена цель: изучение уровня стресса у младших подростков, причин возникновения стрессовых состояний. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи: 1. провести анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; 2. проанализировать произведения художественной литературы, в которых показаны стрессовые ситуации у младших подростков; 3. подобрать методы диагностики стресса у учащихся младшего подросткового возраста; 4. провести эмпирическое исследование причин возникновения стресса у учащихся младшего подросткового возраста; 5. разработать методические рекомендации для родителей по профилактике и преодолению стрессов у детей. Объект исследования: стрессовые состояния Предмет исследования: проявления стресса у учащихся младшего подросткового возраста Опытно- экспериментальная база: МОУ «Сош №8», в исследовании приняли участие 72 человек (учащиеся 5-6 классов) в возрасте 10-12 лет. Решение поставленных перед нами задач осуществлялось методами: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика «Незаконченные предложения», наблюдения, исследовательским, статистическим (анкетирование, опрос).
Полученные результаты1. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к следующему выводу: стрессы давно стали неотъемлемой частью современной жизни взрослых и детей. Но если справиться со стрессом взрослый человек еще как-то может в силу жизненного опыта и закалки характера, то ребенку сделать это намного сложнее. Чем меньше ребенок, тем сильнее он испытывает стресс при каждом столкновении с неизвестностью и новизной. Специфика детского стресса в том, что в жизнь ребенка извне вторгается нечто нехорошее, неизвестное, непонятное и поэтому страшное. В такие моменты ребёнку очень нужны понимание и помощь со стороны родителей, а возможно, и специалистов. Также было выяснено, что стресс в подростковом возврасте влияет на поведение, что может стать причиной поведенческих отклонений - потеря веса, депрессия как типичная выученная беспомощность. 2. Проанализировав произведения художественной литературы, мы увидели, что писатели используют описание стрессовых ситуаций в жизни подростков, для того чтобы глубже раскрыть их внутренний мир, показать становление личности. 3. Нами были подобраны следующие методы диагностики стресса и его причин у учащихся младшего подросткового возраста: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика «Незаконченные предложения», анкетирование. 4. В результате проведённого эмпирического исследования были получены следующие данные: младшие подростки наиболее часто испытывают стресс в следующих ситуациях: если учитель несправедлив, если ученика вызывают к доске, когда ученик узнаёт о контрольной работе и когда получает плохую оценку, к тому же отрицательные эмоции провоцируются , если мешает на уроке сосед по парте; повышенная и высокая тревожность преобладает у учащихся по следующим факторам: страх самовыражения , страх ситуации проверки знаний , проблемы и страхи в отношениях с учителями . Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла своё экспериментальное подтверждение. 5. Опираясь на полученные результаты и изученную литературу, нами были составлены рекомендации для родителей младших подростков по профилактике и преодолению стрессов
Кому нужны результаты проектаРезультаты проекта могут быть интересны всем, кто работает с младшими подростками: учителям, класным руководителям, воспитателям. и , конечно же, родителям.
Перспектива дальнейшнего развития проектаРабота над этой темой будет продолжена,т.к. мы счтаем её чрезвычайно актуальной,

Материалы проекта