ФИО заявителяБазовская Анна Андреевна
Дата рождения18.09.2001

Проект

НазваниеАнализ философского начала в цикле книг Туве Янссон о муми-троллях с помощью обращения к понятиям цикла, хронотопа и персонажа.
УчреждениеГБОУ гимназия №1570
Класс6 "А"
Науч. руководительКузина Дарья Дмитриевна
Консультант
Исполнители
  • Базовская Анна Андреевна
Секция5 - 6 классы Гуманитарные проекты: «Как слово наше отзовется…». Проектные и исследовательские работы в области литературоведения, лингвистики и журналистики.
Краткое описание проектаИсследование представляет собой опыт целостного литературоведческого анализа цикла из восьми сказочных повестей финской писательницы и художницы Туве Янссон, призванного отразить значимость этих текстов для формирования личности. Также работа содержит социологический опрос, отражающий отношение разновозрастной читательской аудитории к этим книгам и показывающий, что в настоящее время они оценены и поняты явно недостаточно. Вариант толкования, предложенный автором исследования, может помочь читателю найти для себя в произведениях Туве Янссон нечто близкое.

Описание проекта

Проблема решаемая проектомОригинальность писательской манеры Туве Янссон и созданного ей мира, основанного на парадоксах и сказочном упрощении, нередко вызывает у читателя неприязнь и мешает ему понять внутреннюю логику сказочного цикла, оценить общечеловеческий смысл сюжета и психологическую глубину персонажей.
Основная идеяСогласно Туве Янссон, взросление человека должно состояться тогда, когда он найдет свое место в мире, бесконечность которого оказалась доступной его пониманию. Поскольку, взрослея, человек в первую очередь осознает себя во времени и пространстве - значит, для завершения этого процесса нужно, чтобы и время, и пространство стали бесконечными. В книгах о муми-троллях это расширение происходит постепенно, влияя на сюжет и персонажный мир. Меняющиеся взаимоотношения главного героя, Муми-тролля, с другими персонажами, перемены в его характере, вопросы, над которыми он задумывается, соответствуют внутреннему содержанию развития любого человека, и поэтому книги Туве Янссон, в которых это соответствие не навязывается читателю, не могут не быть полезными и интересными для аудитории всех возрастов.
Масштаб организации работНа уровне гимназии.
Полученные результатыВ первых, "детских" книгах открытие мира происходит в основном за счет появления новых героев, каждый из которых ассоциируется с новым этапом развития характера Муми-тролля. Можно даже сказать, что каждый герой воплощает новую для него, появившуюся только что идею. Особую роль играет образ Морры, которая воплощает страх и одиночество - чувства, значение которых для мира детства подчеркивала сама Туве Янссон. Мы видим, как меняется отношение героя к ней от книги к книге. Расширение же хронотопа начинается уже в повести «Комета прилетает», когда Муми-тролль отправляется в свое первое самостоятельное путешествие, но кульминационными оказываются повести "Волшебная зима" (в мире героя появляется зима, и в его представлении о времени больше нет "белых пятен", время замыкается в круг, пропадает возможность ежегодного символического возрождения) и "Папа и море" (действие фактически происходит на краю земли, перед лицом бескрайнего океана). Важнейшим для всего цикла является образ дома, являющегося своего рода "точкой отсчета", центром расширяющегося круга. Возвращение домой в повести "В конце ноября" говорит нам о том, что жизнь героя пришла к первой логической точке и готова сделать новый виток.
Кому нужны результаты проектаПродемонстрированный метод анализа может быть использован на уроках литературы и в разного рода литературных кружках как при изучении творчества Туве Янссон, так и при рассмотрении любого из трех литературоведческих понятий.
Перспектива дальнейшнего развития проектаИсследование может быть выведено на междисциплинарный уровень и обогащено психологическим анализом произведений Туве Янссон. Мы предполагаем, что он только подтвердит целесообразность введения этих книг в школьную программу по литературе.

Материалы проекта