ФИО заявителяГоршков Александр Алексеевич
Дата рождения29.08.2004

Проект

НазваниеФормирование дружеских отношений у младших школьников
УчреждениеМБОУ СОШ №27
Класс4 "А"
Науч. руководительЯнис Татьяна Борисовна
Консультант
Исполнители
  • Горшков Александр Алексеевич
  • Янис Татьяна Борисовна
Секция1 - 4 классы «Хочу всё знать». Работы из разных областей знаний
Краткое описание проектаМне стало интересно, а умеют ли дружить ребята нашего класса и чем заключается дружба? Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит следующее определение дружбы: “Дружба – бескорыстная, стойкая приязнь”. На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе по духу. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это не задумываясь.

Описание проекта

Проблема решаемая проектом Цель работы стало исследование формирования дружеских отношений среди младших школьников Объектом исследования были мои одноклассники, учащиеся 4 «А» класса МБОУ COШ №27. Предметом изучения стали взаимоотношения ребят в классе. Задачи исследования: • Ознакомиться с литературой по теме; • Подобрать методику исследования; • Провести опрос одноклассников; • Обработать полученные данные; • Проанализировать результаты; • Сделать выводы. Методы исследования - изучение литературы, наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов. Новизна исследования состоит в том, что в нашем классе подобные исследования не проводились. Теоретическая значимость - исследование типов дружеских отношений среди младших школьников. Практическая значимость работы заключается в определении дружеских связей в классе, коррекция межличностных отношений. Рабочая гипотеза - дружба современных детей достаточно крепкая и не сво-дится к отношениям «ты мне – я тебе».
Основная идеяПонятие дружбы и её значения. Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес. Настоящая дружба явление достаточно редкое. Но если она все же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. И чем старше мы становимся, тем труднее. Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «Поливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками. Каким должен быть друг? Верным! Терпеливым! Добрым! Да, именно таким! Ведь он же Друг! Друг пройдет проверку и временем, и обстоятельствами. И с годами настоящая дружба становится только крепче. Дружба не может быть односторонней, иначе никакая это уже не дружба. Все общее, все вместе! Всегда и всюду! Слово "дружба" имеет не одно, а несколько различных значений. Сейчас я коротко перечислю наиболее употребительные значения этого слова:
Масштаб организации работОбъекты и методы исследования. Объектом нашего исследования стали 22 ученика 4«А» класса МБОУ СОШ№27, из которых 14 мальчиков и 8 девочек. В результате наблюдений и бесед с одноклассниками и учителем, для исследования взаимоотношений в классе, классификации по типам дружеских отношений была проведена экспериментальная работа, во время которой были использованы: Опросник, составленный с целью определения типа дружеских отношений; Методика выбора симпатий. Практическая часть. Цель: узнать, что значит дружба для ребят. Метод исследования. Опрос учащихся 4 А класса МБОУ СОШ № 27. Бланк опроса №1. 1. Кто вам больше всего нравится в классе? По принципу: - хорошей учебы (авторитет); - совместной деятельности; - отношения «ты мне – я тебе». 2. К кому бы вы хотели пойти на день рождения? 3. Кого бы вы хотели пригласить на свой день рождения? 4. Кого вы больше всего уважаете в классе? 5. Кто вам не очень нравится в классе? Бланк опроса №2. (приложение №4) 1. Кто такой друг? 2. Каким должен быть друг? (качества друга) 3. Какого друга вы бы хотели иметь? (черты характера)
Полученные результатыПолученные результаты: Из 22 учеников 4 «А» класса: Лидеров-2 Желаемых-10 Предпочитаемых-5 Врагов-4 Изгой-1 Диаграмма 1 Таблица 1 Лидеры 2 Предпочитаемые 5 Оттесненные 9 Непринятые 6 Добрые отношения в классе формируются в основном по принципам: • хорошей учебы (авторитет) - 4 человек; • совместной деятельности - 8 человек; • «ты мне – я тебе» - 10 человек; Диаграмма 2. Таблица 2. Богатые друзья 0 Друзья на каникулы 4 Друзья - лидеры. 2 Враги 0 Не имеют друзей в классе 11 Ревнивцы и ревнивицы 5
Кому нужны результаты проектаПрактическая значимость работы. 1. Проведенные классные часы на тему «Что такое дружба?» помогли ребятам лучше узнать друг друга, появились новые поводы для общения, а это все, в конечном счете, приводит к сплочению классного коллектива. 2. Ребята узнали много познавательного, нового о том, какая бывает дружба, кто же является настоящим другом. Узнали о значении и ценности дружеских отношений, о том, как можно обрести друзей. 3. Мне, автору, работа помогла глубже изучить понятие дружбы, составить анкеты, провести анкетирование, обработать и проанализировать результаты, сделать выводы и так же ближе узнать от одноклассников их отношение к дружбе. Эта работа поможет мне разбираться в людях и пробрести настоящего друга.
Перспектива дальнейшнего развития проектаДанная работа имеет дальнейшее практическое применение в проведении классных часов с обучающимися начальной школы. В работе даны рекомендации по выбору друга, выведены законы дружбы, правила и принципы общения.

Материалы проекта